ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Составить таблицу «Представители психоанализа»
Психоанализ- направление в философии, рассматривающее роль бессознательного в жизни человека и общества
З.Фрейд | Открытие бессознательного как основополагающего фактора поведения человека: инстинкт жизни- эрос, инстинкт смерти- танатос, сублимация как перемещение бессознательной энергии в деятельность |
А. Адлер | Комплекс неполноценности: причины болезни и сверх движений человека |
В. Райх | Основа- сексуальная энергия космического происхождения, общество, культура подавляет человека, держит его в руках культуры |
К. Юнг | Архетип- проявление коллективного бессознательного, «зашифрованная история». Миф, религия, искусство- архетипы. |
Э. Фромм | Дихотомия бытия человека: подчиниться власти или попытаться подчинить других, но эти пути патологичны, и потому единственно здоровой формой отношений является любовь, свобода и ответственность - бремя, которую не каждый вынесет. |
Г. Маркузе | «одномерный человек», все интересы которого в одном- потреблении, человек- винтик, сексуальная революция, сексуальная раскрепощенность и свобода; раскрепощенность человека- прорыв его одномерности. |
УРОК № 41-42
Дисциплина Основы философии
Тема занятия Философия и научная картина мира
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: Сформировать у обучающихся представления о классификации картин мира их особенностях
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материалы по разделу, разобрать основные понятия темы, раскрыть объективный мир и его картину. Рассмотреть мир Аристотеля и мир Галилея. Рассмотреть основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, свет, цвет, ритм, и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Иметь представления о научных конструкциях Вселенной и философских представлениях о месте человека в космосе
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3. Воспитывающая: Привить к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для закрепления:
-
Понятие «мышление» -
Уровни мышления -
Формы мышления -
Понятие «иррационального» -
Понятие «герменевтического круга» -
Проверить таблицу «Иммануил Кант о роли рассудка и разума в познании» -
Проверить таблицу : «Философия иррационализма 19 века» -
Проверить таблицу «Представители психоанализа»
Философия и научная картина мира
Вопрос о перспективах и плодотворности процесса сциентизации человеческой жизни и культуры, затрагивающего не только внешние условия существования людей, но и посягающего на ведущую роль в формировании мышления человека, остается одним наиболее дискутируемым в наши дни. Такое взаимоотношение находит свое выражение прежде всего в понятии «научная картина мира», под которой понимаются общие знания о мире, сложившиеся в качестве известного итога совокупного развития научного знания. Как особая культурная реальность «научная картина мира» начала складываться и приобретать значимость в 17-18 веке. Следует отметить, что в формировании научной картины мира вклад и философии, и науки опосредован сложными процессами, происходящими в социальном сознании. Важно также подчеркнуть, что научным картинам мира свойственна определенная инерционность, как бы предусматривающая необходимость серьезного испытания новых идей, поставляемых развивающимися научными знаниями, их отбора и согласования друг с другом при включении в состав целого. Чтобы более конкретно представить характер взаимодействий философии и науки рассмотрим перемены, которые претерпели в составе научной картины мира такие важные категории:
пространство, время и причинность.
Пространство и время в научной картине мира.
Проблемы пространства и времени привлекали внимание философов и ученых с давних времен, поскольку все, что существует в мире имеет отношение к пространству и времени, они незримо охватывают и входят во все сущее. Однако понять, что собой представляет пространство и время весьма непросто, и разные мыслители по- разному объясняли эти феномены. Платон описывал время как движущейся образ вечности. Аристотель видел в пространстве и времени проявления отношений вещи. Некоторые отказывали времени и пространству в реальном существовании. Например, Кант считал основной ошибкой наших обычных представлений о времени и пространстве их понимание «реальных сущностей», на самом же деле они есть только формы нашего созерцания мира. В научном познании были разработаны две основные концепции пространства и времени, которые получили название субстанциональной и реляционной. В рамках первой пространство и времени понимаются как самостоятельные. Существующие независимо от материи субстанции, внутри и на фоне которых происходят все движения и взаимодействия людей. В науке это концепция представлена абсолютным пространством и временем механики Ньютона. Вторая концепция связывает свойства пространства и времени с отношениями между материальными системами и явлениями. Эта концепция, как уже отмечалась, отстаивалась Аристотелем, позднее Лейбницем, в современной трактовке она соответствует понятиям пространства и времени, которые были разработаны в теории относительности Эйнштейна.
Итак, субстанциональная концепция рассматривает абсолютное время и абсолютное пространство как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. В начале 20 века на смену ньютоновской механике пришла теория относительности Эйнштейна, которая отказалась от понятий абсолютного пространства и времени. Для Эйнштейна время и пространство определяется свойствами и отношениями вещей и структурой Вселенной в целом. В реляционной концепции вне отношений между различными материальными объектами и процессами пространства и времени не существует. Следует отметить, что в последние десятилетия 20 века наметился новый сдвиг в понимании времени и пространства. Он связан с тем, что современная наука все более переходит от изучения простых форм движения к исследованию эволюции сложных, открытых, материальных систем. Этот переход заставил ученых отказаться от господствовавшей в естествознании с 17 века картины мира как гигантского механизма, части которого синхронизируются некоторыми едиными пространственно- временными соотношениями. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Но таковы только замкнутые системы, которые составляют лишь часть реальности. Большинство же материальных систем являются открытыми- они обмениваются энергией, веществом с окружающей средой, в связи с чем, их внутренняя организация постоянно меняется. К числу таких открытых систем принадлежат сложные физико- химические, биологические и социальные системы.
Причинность и детерминизм. Понятие причины традиционно относится к числу основных категорий науки и философии. Оно широко используется в нашем обыденном мышлении. Мы говорим о причине, когда стремимся объяснить, почему нечто происходит и начинает существовать, в чем заключается источник или мотив нашего действия. Аристотель считал, что существуют четыре вида причин: формальная, материальная, движущая, целевая. Начиная с Галилея,ученые стали доказывать, что в науке должны применяться объяснения только с помощью движущих (действующих) причин. В соединении с рассмотренными выше представлениями об абсолютном пространстве и времени такое понимание причинности вело к классическому детерминизму.
Детерминизм - это такая картина мира, в которой нет места случайности. Все вещи и события в таком мире состоят в причинных связях, все его части и детали тщательно подогнаны к друг другу и приводят друг друга в движение шестерням некой гигантской машины. И в самом деле такое представление возникает, если предположить, что любое событие возникает однозначно определяется его положением в едином абсолютном пространстве и времени., а все события связаны между собой строгими причинными законами. Именно такое мировоззрение лежит в основе знаменитого рассуждения французского ученого Лапласа о том, что если бы всеведущий наблюдатель, знал положение всех частиц в определенный момент времени, а также все законы, управляющие их движением, он мог бы точно предсказать все будущие события во Вселенной, а также рассказать всю ее прошлую историю. Лапласовский детерминизм, показывает принципы, которые лежат в основе классического понимания причинности:
-
Принцип универсальности причинности(каждое событие имеет причину) -
Принцип единообразия причинности (одинаковые причины всегда производят одинаковые следствия)
Вопросы для закрепления:
-
Пространство и время в научной картине мира -
Понятие «Детерминизм» -
Составить таблицу «Проблема бытия в философии»
Онтология - философское учение о бытии, сущности, первоначале мире, его структуре.
Сущность проблемы бытия | Аспекты проблемы бытия | |
Что общего в бесконечном многообразии мира? | ||
Обладает ли мир в своем существовании единством и что является его основой | Осмысление непротиворечивости единство непреходящего мира как целого и преходящего бытия отдельных вещей и процессов | |
Изменяется ли мир в своем существовании, упорядочено ли его развитие | Понимание целостного единства бесконечного, непреходящего мира, состоящего из множества различных единичных вещей | |
Упорядочен ли мир в целом и в его отдельных фрагментах | Осмысление того, что действительность имеет свою внутреннюю логику развития, предшествующая сознанию |
-
Составить таблицу: «Атрибуты материи»
Движение | Это всякие изменения вообще, движение- способ существования материи, абсолютно; покой относителен |
Пространство | Порядок расположения вещей относительно друг друга, их протяженность |
Время | Последовательность и длительность сменяющих друг друга явлений, процессов |
Отражение | Способность материальных объектов запечатлевать в своей структуре и свойствах, другие явления, воздействующие на них. |
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Составить таблицу: «Основные формы движения»
Формы движения | Носитель | Типы материальных систем | Способы проявления |
Механическая | Масса | Не живая природа | Перемещение тел, движение элементарных частиц и полей, движение и превращение атомов и молекул, волн и т.д. |
Физическая | Атом | ||
Химическая | Молекула | ||
Биологическая | Белок и белковые тела, нуклеиновые кислоты | Живая природа | Обмен веществ, питание, рост, размножение, естественный отбор, наследственность. |
Социальная | Человек | Общество | Материальное производство, переход от одного социального строя к другому. |
-
Составить таблицу: «Две концепции развития»
Метафизическая концепция | Критерии сравнения | Диалектическая концепция |
Источник и причина развития выносится за пределы предметов (теория внешнего первотолчка) | Познание причины и источника развития | Источник и причина развития: внутренние противоречия и развитие предстает как саморазвитие |
Развитие есть простое увеличение или уменьшение, изменения количества. | Познание механизма развития | Развитие через переход количественных изменений в качественные, перерывы, постепенности и скачки |
Развитие предстает как простое повторение, движение по кругу или уничтожение, отрицание. | Познание направленности развития | Развитие есть возникновение нового с повторением пройденного на новом уровне |
Связи и взаимодействия упрощаются и рассматриваются односторонне | Познание взаимосвязей процесса развития | Все явления и процессы находятся в неразрывной взаимосвязи, которые носят всеобщий характер. |