ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 697
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Изучение особенностей планирования и организации учебной деятельности учащихся в начальной школе
Создание методической копилки
Ежедневно учитель начальных классов организует физкультминутки во время уроков, а также динамические паузы (в первых классах).
Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают деткам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика
С целью систематизации материалов для физкультминуток мною была создана методическая копилка (Приложение 4)
Изучение, анализ и обобщение опыта работы учителей начальных классов
В рамках прохождения учебной практики мною были изучены документы, регламентирующие работу учителя начальной школы:
Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
ФГОС начального общего образования;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Локальные акты (устав школы, положение о рабочей программе педагогов, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся).
Помимо этого, изучены статьи из журнала «Начальная школа» (по математике, русскому языку, литературному чтения и окружающему миру). Конспекты четырех статей представлены в (приложении 3).
Разработка и изготовление наглядных пособий к урокам
На уроках учитель начальных классах учитель использует следующие наглядные пособия (схемы, таблицы, карточки), электронные презентации, стенды.
В рамках учебной практики и подготовки к урокам мною были подготовлены наглядные пособия (карточки, схемы) к планируемым урокам (Приложение 5)
Анализ уроков учителей начальной школы
В рамках прохождения учебной практики я изучила конспекты уроков учителя начальной школы. В конспекте урока указывается цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации, необходимое оборудование, организационная структура урока, порядок и деятельность учителя и учащегося на уроке, описаны способы подведения результатов урока.
В рамках прохождения практики мною были разработаны конспекты уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изо, музыке и физической культуре, а также проведен анализ данных уроков (приложение 7).
Вывод:
В период учебной практики я ознакомилась с базой практики, основной документацией, регламентирующей деятельность организации и учителя начальных классов. Мною изучена методическая литература по вопросу деятельности учителя начальных классов.
На практике я организовывала собственную деятельность, определяла методы решения профессиональных задач, а также оценивала их эффективность и значимость. Осуществляла поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Производственная практика помогла мне работать с большим объемом информации.
В ходе учебной практики я получила практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков;
- ведения учебной документации.
Методы (действия), способы достижения целей и задач: наблюдение, сравнение, измерение, анализ, моделирование.
Основными трудностями для меня оказалось отсутствие живого общения с педагогическим коллективом, сложность анализа нормативных материалов.
Систематизация и разработка методических материалов, позволит мне в дальнейшем применять их на практике. Полученный практический опыт, в ходе прохождения практики позволил подготовиться к основным видам профессиональной деятельности,
реализации приобретенных профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной адаптации, т.е. вхождению в профессию, освоению социальной роли, профессиональному самоопределению, интеграции личностных и профессиональных качеств.
Считаю, что практика была полезным и необходимым этапом обучения и показала, что я правильно выбрала профессию.
Предложения и рекомендации по организации практики: уменьшение количества отчетной документации в ходе порождения практики. Расширение возможностей взаимодействия и социального партнерства с другими образовательными организациями на различном уровне.
Приложения
Приложение 1. Анализ рабочей программы учителя начальных классов.
Анализ программы учебного предмета «Русский язык»
Критерий | Показатели критерия | Соответствует/ не соответствует | Комментарии эксперта |
Содержание структурных компонентов рабочей программы | Титульный лист Пояснительная записка Тематический поурочный план Планируемые образовательные результаты Учебно-методический обеспечение (УМК) образовательного процесса по предмету Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (оборудование для лабораторных, практических, проектных и др. видов работ) Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу | соответствует соответствует соответствует соответствует соответствует Не соответствует Не соответствует | Программа содержит титульный лист, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также лист внесения изменения и дополнения в рабочую программу. В рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план представлен в табличной форме, описаны планируемые результаты, а также указано УМК и нормативно-правовые акты. |
Содержание пояснительной записки | Отражает полный перечень нормативных документов (федеральный и региональный уровень) и методических материалов (федерального, регионального и локального уровней), на основе которых разработана РП; Содержит информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана РП (в год, в неделю); Отражает обоснование выбора авторской программы Обозначены цели и задачи изучения предмета Обозначены тематические контрольные работы, которые планирует провести учитель в течение учебного года Отражены сведения о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся Указано число практических (лабораторных и др. видов работ), которые планирует провести учитель в течение учебного года; Указаны формы, методы, методики, технологии и т.д. обучения, которые планирует использовать учитель при реализации РП | Соответствует Соответствует Соответствует Соответствует Соответствует Не соответствует Не соответствует Не соответствует | Содержание пояснительной записки в целом соответствует требуемым показателям, однако в содержании пояснительной записки в рабочей программе не содержит сведений о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, а также количестве практических работ. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане. |
Планируемы результаты освоения учебного предмета | личностные результаты (у обучающегося/выпускника будут сформированы и обучающийся/выпускник получит возможность для формирования на конец каждого учебного года); метапредметные результаты (обучающийся/выпускник научится и обучающийся/выпускник получит возможность научиться на конец каждого учебного года); предметные результаты (обучающийся/выпускник научится и обучающийся/выпускник получит возможность научиться на конец каждого учебного года); соответствие структурному компоненту целевого раздела ООП НОО общеобразовательной организации «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». личностные и метапредметные результаты конкретизированы через соответствующие универсальные учебные действия описаны формы, средства и методы оценивания представленные средства контроля разнообразны, позволяют оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников представленный аппарат контроля предусматривает не только итоговый контроль, но и предоставляет возможность отслеживания промежуточных результатов | Соответствует Соответствует Соответствует Не соответствует Не соответствует Соответствует | Личностные и метапредметные результаты конкретизируются через соответствующие УУД. Планируемы результаты соответствуют структурному компоненту ООП НОО. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане. |
Содержание рабочей программы по предмету | последовательность тем отражает логику предлагаемого образовательного маршрута; текст программы разделен на разделы и темы; | Соответствует Соответствует | Содержание рабочей программы по предмету выстроено в логической последовательности и разделено по разделам и темам. |
Тематический план | представлен в табличной форме; отражает информацию о продолжительности изучения разделов (тем) представлена характеристика основных видов деятельности обучающегося | Соответствует Соответствует Соответствует | Тематический план представлен в табличной форме и содержит информацию: о количестве часов на изучение тем, название тем, характеристику основных видов деятельности обучающегося, планируемые результаты и формы контроля. |
Грамотность оформления рабочей программы | содержание разделов соответствует их назначению; текст программы структурирован текст изложен логично, не содержит повторов; | Соответствует соответствует | Рабочая программа оформлена грамотно, текст изложен логично, структурировано, не содержит повторов. |
Приложение 2. Анализ календарного учебного графика начального общего образования на текущий учебный год
Календарный учебный график - это составная часть организационного раздела основной образовательной программы. В календарном учебном графике определяется количество учебный недель, дней на учебный год, количество уроков в день для каждого уровня общего образования, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов.
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2) и ФГОС НОО (п. 19.10.1) с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательных отношений.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года: 1 класс- 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебных недели. Продолжительность урока составляет в 1 классе – 35 - 45 минут, во 2-4 классах - 45 минут. В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день, с ноября - по 4 урока в день.
Учебный план для 1 - 4-х классов разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Обучение в 1-7 классах осуществляется по пятидневной учебной неделе.
Обучение организовано в 2 смены:
1. Начало учебных занятий: 1 смена – 8.00, 2 смена – 14.00
2. Занятия проводятся в две смены:
1 смена: 1-е, 2б, 2д, 3а, 4а, 4г, 5-е, 7а, 8 - 11 классы
2 смена: 2а, 2б, 2в, 2г, 3б, 3в, 3г, 3д, 4б, 4в, 4д, 6-е, 7б, 7в, 7г классы
3. Расписание звонков
Приложение 3. Конспекты статей из журнала «Начальная школа» (по математике, русскому языку, литературному чтения и окружающему миру).
Русский язык. Изменение имен существительных по падежам. Автор: Новикова Т.В.
Автором предложен конспект урока в 3 классе по русскому языку. Цель урока: познакомить с изменением имен существительных по вопросам; ввести понятие «падеж»; учить изменять имена существительные по падежам; способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним; развивать речь, память, внимание; воспитывать старательность, интерес к русскому языку, бережное отношение к воде; формировать УУД: личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности), регулятивные (умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать свое предположение;
осуществлять самоконтроль, коммуникативные (умение работать в группе; умение слушать и понимать речь других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме), познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Автор задействует парную, групповую, фронтальную, индивидуальную работу на уроке.
Основное содержание описанного автором урока: чистописание, орфографическая минутка, работа с эпиграфом к уроку, беседа, работа с учебником, наблюдение за словами в тексте.
Автор статьи подробно расписывает деятельность учащегося и учителя на уроке.
Окружающий мир. Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе. Автор Семенова Л. А.
В статье рассматриваются ресурсы и возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Анализ возможностей проводится с позиции достижения трех групп образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. Выявлены особенности достижения данных результатов средствами учебного курса «Окружающий мир» в таких аспектах, как содержание, методы и приемы, использование исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
В современной начальной школе, работая по новому стандарту, педагогу важно понимать, осознавать и реализовывать ресурсы каждой учебной дисциплины с учетом особенностей ее содержания и методики преподавания, что обеспечит эффективность образовательного процесса в плане достижения всех образовательных результатов.
Математика. Нелинейная технология формирования информационной грамотности. Автор Черная Е. В.
Автор статьи рассматривает методологические подходы и теоретические положения обучения математике младших школьников с формированием начальной информационной грамотности.
Авторами выполнен контент-анализ учебников авторского коллектива под руководством М.И. Моро по категориям: синтез, анализ, моделирование, преобразование модели, поиск информации, создание алгоритмов, позволил сделать вывод, что для формирования начальной информационной грамотности через УУД информационного наполнения целесообразно использовать нелинейный подход (концентрический)