Файл: Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 697

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 5. Изучение особенностей планирования и организации учебной деятельности учащихся в начальной школе

Создание методической копилки

Ежедневно учитель начальных классов организует физкультминутки во время уроков, а также динамические паузы (в первых классах).

Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают деткам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал.

Виды физкультминуток:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

гимнастика для улучшения слуха;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика


С целью систематизации материалов для физкультминуток мною была создана методическая копилка (Приложение 4)

Изучение, анализ и обобщение опыта работы учителей начальных классов

В рамках прохождения учебной практики мною были изучены документы, регламентирующие работу учителя начальной школы:

Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

ФГОС начального общего образования;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Локальные акты (устав школы, положение о рабочей программе педагогов, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся).


Помимо этого, изучены статьи из журнала «Начальная школа» (по математике, русскому языку, литературному чтения и окружающему миру). Конспекты четырех статей представлены в (приложении 3).

Разработка и изготовление наглядных пособий к урокам

На уроках учитель начальных классах учитель использует следующие наглядные пособия (схемы, таблицы, карточки), электронные презентации, стенды.

В рамках учебной практики и подготовки к урокам мною были подготовлены наглядные пособия (карточки, схемы) к планируемым урокам (Приложение 5)


Анализ уроков учителей начальной школы

В рамках прохождения учебной практики я изучила конспекты уроков учителя начальной школы. В конспекте урока указывается цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации, необходимое оборудование, организационная структура урока, порядок и деятельность учителя и учащегося на уроке, описаны способы подведения результатов урока.

В рамках прохождения практики мною были разработаны конспекты уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изо, музыке и физической культуре, а также проведен анализ данных уроков (приложение 7).

Вывод:
В период учебной практики я ознакомилась с базой практики, основной документацией, регламентирующей деятельность организации и учителя начальных классов. Мною изучена методическая литература по вопросу деятельности учителя начальных классов.

На практике я организовывала собственную деятельность, определяла методы решения профессиональных задач, а также оценивала их эффективность и значимость. Осуществляла поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Производственная практика помогла мне работать с большим объемом информации.

В ходе учебной практики я получила практический опыт:

- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;

- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;

- наблюдения, анализа и самоанализа уроков;

- ведения учебной документации.

Методы (действия), способы достижения целей и задач: наблюдение, сравнение, измерение, анализ, моделирование.

Основными трудностями для меня оказалось отсутствие живого общения с педагогическим коллективом, сложность анализа нормативных материалов.

Систематизация и разработка методических материалов, позволит мне в дальнейшем применять их на практике. Полученный практический опыт, в ходе прохождения практики позволил подготовиться к основным видам профессиональной деятельности,

реализации приобретенных профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной адаптации, т.е. вхождению в профессию, освоению социальной роли, профессиональному самоопределению, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Считаю, что практика была полезным и необходимым этапом обучения и показала, что я правильно выбрала профессию.

Предложения и рекомендации по организации практики: уменьшение количества отчетной документации в ходе порождения практики. Расширение возможностей взаимодействия и социального партнерства с другими образовательными организациями на различном уровне.

Приложения

Приложение 1. Анализ рабочей программы учителя начальных классов.

Анализ программы учебного предмета «Русский язык»


Критерий


Показатели критерия


Соответствует/ не соответствует


Комментарии эксперта


Содержание структурных компонентов рабочей программы


Титульный лист


Пояснительная записка


Тематический поурочный план


Планируемые образовательные результаты


Учебно-методический обеспечение (УМК) образовательного процесса по предмету


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (оборудование для лабораторных, практических, проектных и др. видов работ)


Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу


соответствует

соответствует

соответствует

соответствует

соответствует
Не соответствует


Не соответствует


Программа содержит титульный лист, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также лист внесения изменения и дополнения в рабочую программу. В рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план представлен в табличной форме, описаны планируемые результаты, а также указано УМК и нормативно-правовые акты.


Содержание пояснительной записки


Отражает полный перечень нормативных документов (федеральный и региональный уровень) и методических материалов (федерального, регионального и локального уровней), на основе которых разработана РП;


Содержит информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана РП (в год, в неделю);


Отражает обоснование выбора авторской программы


Обозначены цели и задачи изучения предмета


Обозначены тематические контрольные работы, которые планирует провести учитель в течение учебного года


Отражены сведения о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся


Указано число практических (лабораторных и др. видов работ), которые планирует провести учитель в течение учебного года;


Указаны формы, методы, методики, технологии и т.д. обучения, которые планирует использовать учитель при реализации РП


Соответствует

Соответствует


Соответствует
Соответствует

Соответствует


Не соответствует

Не соответствует
Не соответствует


Содержание пояснительной записки в целом соответствует требуемым показателям, однако в содержании пояснительной записки в рабочей программе не содержит сведений о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, а также количестве практических работ. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане.


Планируемы результаты освоения учебного предмета


личностные результаты (у обучающегося/выпускника будут сформированы и обучающийся/выпускник получит возможность для формирования на конец каждого учебного года); метапредметные результаты (обучающийся/выпускник научится и обучающийся/выпускник получит возможность научиться на конец каждого учебного года); предметные результаты (обучающийся/выпускник научится и обучающийся/выпускник получит возможность научиться на конец каждого учебного года);


соответствие структурному компоненту целевого раздела ООП НОО общеобразовательной организации «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования».


личностные и метапредметные результаты конкретизированы через соответствующие универсальные учебные действия


описаны формы, средства и методы оценивания


представленные средства контроля разнообразны, позволяют оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников


представленный аппарат контроля предусматривает не только итоговый контроль, но и предоставляет возможность отслеживания промежуточных результатов


Соответствует

Соответствует

Соответствует
Не соответствует
Не соответствует

Соответствует


Личностные и метапредметные результаты конкретизируются через соответствующие УУД. Планируемы результаты соответствуют структурному компоненту ООП НОО.

Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане.


Содержание рабочей программы по предмету


последовательность тем отражает логику предлагаемого образовательного маршрута;


текст программы разделен на разделы и темы;


Соответствует

Соответствует


Содержание рабочей программы по предмету выстроено в логической последовательности и разделено по разделам и темам.


Тематический план


представлен в табличной форме;


отражает информацию о продолжительности изучения разделов (тем)


представлена характеристика основных видов деятельности обучающегося


Соответствует

Соответствует
Соответствует




Тематический план представлен в табличной форме и содержит информацию: о количестве часов на изучение тем, название тем, характеристику основных видов деятельности обучающегося, планируемые результаты и формы контроля.


Грамотность оформления рабочей программы


содержание разделов соответствует их назначению; текст программы структурирован


текст изложен логично, не содержит повторов;


Соответствует

соответствует


Рабочая программа оформлена грамотно, текст изложен логично, структурировано, не содержит повторов.


Приложение 2. Анализ календарного учебного графика начального общего образования на текущий учебный год
Календарный учебный график - это составная часть организационного раздела основной образовательной программы. В календарном учебном графике определяется количество учебный недель, дней на учебный год, количество уроков в день для каждого уровня общего образования, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов.
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2) и ФГОС НОО (п. 19.10.1) с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательных отношений.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года: 1 класс- 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебных недели. Продолжительность урока составляет в 1 классе – 35 - 45 минут, во 2-4 классах - 45 минут. В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день, с ноября - по 4 урока в день.
Учебный план для 1 - 4-х классов разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Обучение в 1-7 классах осуществляется по пятидневной учебной неделе.
Обучение организовано в 2 смены:
1. Начало учебных занятий: 1 смена – 8.00, 2 смена – 14.00
2. Занятия проводятся в две смены:
1 смена: 1-е, 2б, 2д, 3а, 4а, 4г, 5-е, 7а, 8 - 11 классы
2 смена: 2а, 2б, 2в, 2г, 3б, 3в, 3г, 3д, 4б, 4в, 4д, 6-е, 7б, 7в, 7г классы
3. Расписание звонков



Приложение 3. Конспекты статей из журнала «Начальная школа» (по математике, русскому языку, литературному чтения и окружающему миру).
Русский язык. Изменение имен существительных по падежам. Автор: Новикова Т.В.
Автором предложен конспект урока в 3 классе по русскому языку. Цель урока: познакомить с изменением имен существительных по вопросам; ввести понятие «падеж»; учить изменять имена существительные по падежам; способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним; развивать речь, память, внимание; воспитывать старательность, интерес к русскому языку, бережное отношение к воде; формировать УУД: личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности), регулятивные (умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать свое предположение;
осуществлять самоконтроль, коммуникативные (умение работать в группе; умение слушать и понимать речь других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме), познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Автор задействует парную, групповую, фронтальную, индивидуальную работу на уроке.

Основное содержание описанного автором урока: чистописание, орфографическая минутка, работа с эпиграфом к уроку, беседа, работа с учебником, наблюдение за словами в тексте.

Автор статьи подробно расписывает деятельность учащегося и учителя на уроке.

Окружающий мир. Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе. Автор Семенова Л. А.

В статье рассматриваются ресурсы и возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Анализ возможностей проводится с позиции достижения трех групп образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. Выявлены особенности достижения данных результатов средствами учебного курса «Окружающий мир» в таких аспектах, как содержание, методы и приемы, использование исследовательской и проектной деятельности обучающихся.



В современной начальной школе, работая по новому стандарту, педагогу важно понимать, осознавать и реализовывать ресурсы каждой учебной дисциплины с учетом особенностей ее содержания и методики преподавания, что обеспечит эффективность образовательного процесса в плане достижения всех образовательных результатов.
Математика. Нелинейная технология формирования информационной грамотности. Автор Черная Е. В.
Автор статьи рассматривает методологические подходы и теоретические положения обучения математике младших школьников с формированием начальной информационной грамотности.
Авторами выполнен контент-анализ учебников авторского коллектива под руководством М.И. Моро по категориям: синтез, анализ, моделирование, преобразование модели, поиск информации, создание алгоритмов, позволил сделать вывод, что для формирования начальной информационной грамотности через УУД информационного наполнения целесообразно использовать нелинейный подход (концентрический)