Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административный менеджмент – это планирование, установление стандартов эффективности, координации, коммуникации и распространения информации, оценки исполнителей и влияние на них, а также обработка соответствующей информации [2, с. 3].

Административный менеджмент - одна из основных функций управления для руководителя любого уровня, в которой он в целях и задачах его деятельности разрабатывает планы, определяя, что, где и когда нужно сделать, кто и как будет выполнять поставленные задачи, а также соблюдает процедуры принятия решения, организации управления и контроля, организует методы и формы документационного обеспечения процессов управления этого [3].

Итак, поле деятельности и разнообразие выполняемых функций менеджера по административной деятельности достаточно широкими, вариативными, что требует конкретных качеств и умений от личности такого менеджера.

Любой процесс управления неразрывно связан с властью. Понимание коридора возможностей менеджера и причин возможных неудач при исполнении служебных обязанностей необходимо искать именно в феномене власти. А в работе менеджера по административной деятельности этот фактор занимает особое место, поскольку он находится на первой линии в работе с персоналом [4].

В отличие от сложных психологических концепций, которые вряд ли осилит обычный менеджер, Ицхак Адизес выдвинул простую и стройную теорию, позволяет достаточно просто оценить наклонности каждого сотрудника. О ней слышали многие. Это - «теория витаминов успеха» [1].

Если коротко, то ее смысл заключается в том, что при принятии любых решений человек отдает предпочтение определенному стилю мышления. Это известно из давних пор. А именно Адизес в ходе многолетнего активного изучения различных организаций определил четыре ключевых стиля в принятии решений - четыре организационных «витамины» [3].

Один человек, принимая решение, подвержен получению немедленного результата, то есть решение проблемы здесь и сейчас. Такой стиль обеспечивает объекту решений краткосрочную производительность, то есть немедленное удовлетворение потребности.

Другим главным является то, чтобы решение соответствовало существующим порядкам и процедурам. Это уже обеспечит краткосрочную эффективность или результат, можно повторить снова и с минимальными издержками.

У кого-то решение должно обязательно вносить что-то новое, открывать какие-то горизонты. Так обеспечивается результативность в долгосрочном периоде.


То есть и в дальнейшем будут удовлетворяться даже будущие потребности.

А кому-то важно, чтобы решение не вызывало разногласий. В этом случае будет обеспечена долговременная эффективность, которая означает возможность получить результат не отвлекаясь на внутренние проблемы, потому что их практически нет.

Но и это не все. Адизес ясно и четко доказал, что ни один из этих стилей не является априори хуже или лучшим. Тем более, при выработке любого решения необходимо использование всех этих стилей вместе [4].

Однако любой человек отдает приоритет только одному стилю, редко - двум, поэтому получается, что один человек не сможет совместить в себе все эти стили, то есть не обеспечит идеальных решений. Итак, идеального менеджера не существует. Это очень важный вывод для бизнеса и не только. Но остается вопрос: как идеально управлять, если нет идеального управляющего?

Ответ находим в Ицхака Адизеса: комплиментарная команда, осуществляющая деятельность в условиях взаимного уважения и доверия. Это утверждение кажется банальным. Кстати, таким оно и есть [3].

Ведь любая истина банальная, начиная с десяти заповедей. Еще одна заслуга Адизеса в том, что он указывает на признаки комплиментарности команды и на способ достижения той же взаимного уважения и доверия. Мы обязательно обсудим эти признаки в последующих публикациях.

Образ жизни и образ действий, - так переводится это древний латинская пословица [1].

Почему мы его вспомнили? Многим известно, что любой живой организм переживает рождения, периоды развития, расцвет, старение и, наконец, смерть. Любая организация является живым организмом. Сколько пропавших организаций, даже стран и цивилизаций, может вспомнить каждый из нас? мы часто считаем, что бизнес-организации, например, погубила кризис.

Однако причины этого не внешние, а всегда внутри их. И Адизес в результате многолетних исследований раскрыл их, причем на разных этапах жизненного цикла организации: от рождения, роста к расцвету и старения, и четко идентифицировал факторы, приводят к «смерти» на разных этапах.

Кризис может только обострить внутреннюю болезнь.

Самое главное, Ицхак Адизес продемонстрировал, что, в отличие от биологического организма, организация, состоящая из людей, не обязательно должна «умереть» [4].

Если организация сможет обеспечить превалирование правильных «витаминов», соответствующие текущему этапу развития, то достигнув расцвета, она уже не будет стареть и умирать. Именно эти условия и является еще одним открытием доктора Адизеса.


Правильное решение принимается не так уж и редко, но вот реализация ... Любой руководитель подтвердит, что между тем, что решили, и тем, что реализовали, лежит если не пропасть, то, как минимум, большая ущелье.

Ицхак Адизес разложил на элементы эффективную реализацию решений менеджером: полномочия, власть и влияние. Практически каждый менеджер скажет, что здесь нет ничего нового и сложного, и будет прав [1].

Только простота обманчива, а открытие Адизеса в том, как эти элементы взаимодействуют и как это влияет на эффективность реализации решений. Во-первых, нет ничего плохого в том, что объемы ответственности и полномочий менеджера не совпадают, так как это наблюдается практически в каждого, даже в СЕО (с англ. - высший исполнительный служащий). Во-вторых, у менеджера немало вопросов, за которые он несет ответственность, но ему не хватает полномочий или власти, или влияния, или любого их сочетания. И такая ситуация не слишком редкая [2].

Итак, Ицхак Адизес дает четкие рекомендации как действовать менеджеру в этих случаях.

И. Адизес рассматривает стили менеджмента (соответственно типы менеджеров), в контексте четырех функций, которые должен выполнять менеджмент и которые определяют и формируют систему деятельности любой организации [5-8] (рис. 1).

Рисунок 1. Характеристики стилей менеджмента

Источник: [1]

Producing (P) - производство результатов

Организация должна создавать продукт или оказывать услуги.

Поэтому, задача производителя (P) - удовлетворить потребности клиентов и тем самым обеспечить результативность организации в краткосрочном аспекте [1].

Administrating (А) – администрирования

Функция нужна, чтобы обеспечить четкость, порядок, контроль в системе производства и организационных процессов в целом: компания должна делать правильные вещи в правильной последовательности и с правильной интенсивностью.

Поэтому, задача Администратора (A) - обеспечить эффективность деятельности системы как организации в краткосрочном аспекте [2].

Entrepreneuring (Е) - предпринимательство

Цель функции предпринимательства (Е) - анализ изменений окружающей обстановки, значимых для организации, планирования и определения курса организации с учетом этих изменений.

Поэтому дело Предпринимателя (Е) - творчество, инновационность, готовность рисковать. Предприниматель - это своего рода провидец, который определяет направление, которого должна придерживаться организация.


Но менеджер (Е) - не совсем предприниматель. Чтобы стать предпринимателем, который создает организации и обеспечивает их развитие, нужно одновременно иметь развитые Р-навыки. Того, кто нацелен главным образом на Е-задачи и удовлетворительно, но не блестяще справляется с Р-функцией, Адизес называет Генератором идей. Генератор идей не может создать организацию без помощи сильного Р-руководителя. Он будет непрерывно метаться от одной идеи к другой, не доводя ни одного дела до конца [3].

Integrating (И) - интеграция

Целью функции интеграции (I) взаимодействие. Если эта функция выполняется хорошо, люди работают как одна команда и могут справиться с любой задачей [1].

Поэтому задачей интегратора (I) поощрение потребностей во взаимодействии и формирования команды. Чувствительное реагирование на потребности и стремления людей, на основе уважения и доверия объединяет индивидов в сплоченную самобытную группу, обеспечивает создание такой атмосферы и системы ценностей, которые заставят людей действовать совместно и не дадут никому стать незаменимым, что делает организацию эффективной в долгосрочной перспективе [3].

Любая комбинация выполняемых функций формирует соответствующий стиль менеджмента (пример: Paei, pAei, paEi, paei и др.). Если носитель этого стиля неспособен выполнять одну или несколько функций, мы имеем дело с неправильным стилем менеджмента (пример: Pae-, --Ei, P --- и др.). Если все функции выполняются по крайней мере на удовлетворительном уровне, управление можно считать успешным (пример: paei, Paei и др.). И наконец, если менеджер блестяще справляется с интеграцией (И) и еще хотя бы с одной функцией, а все остальные функции выполняются удовлетворительно, можно говорить о том, что перед нами не просто руководитель, а лидер (пример: Paei, pAeи и др.) [2].

Что получится, если объединить все положительные свойства различных стилей менеджмента? мы получим PAEI-тип менеджера - тип идеального менеджера. Но на практике это невозможно. Один менеджер прекрасно справляется с планированием (Е), другой - непревзойденный организатор (А), третий умеет вдохновлять людей (I) и т. д. Но невозможно найти того, кто блестяще выполняет все четыре функции - то есть безупречного (PAEI) менеджера. Таких не бывает. Даже лучшие лидеры компаний не могут блестяще выполнять все четыре функции.

Если идеального руководителя (РАЕИ-типа менеджера) не существует, неужели руководитель обречен на неправильное управление?

По мнению И. Адизеса, менеджер должен блестяще справляться с одной или несколькими функциями, удовлетворительно выполняя другие [1]. Руководитель, не справляется с отдельными функциями, управляет неправильно. Менеджер должен выполнять хотя бы одну функцию на непревзойденном уровне и владеть необходимым минимумом знаний и навыков для удовлетворительного выполнения других. Почему? Во-первых, он должен быть готов, в случае необходимости, взять на себя любые обязанности, а во-вторых, ему нужно уметь общаться с теми, кто блестяще справляется с задачами, которые трудно даются ему самому (рис. 2).


Рисунок 2. Функции (роли) менеджмента по методу Адизеса

Источник: [2]

Но благодаря атмосфере взаимного доверия и уважения во взаимодополняющей команде неизбежны конфликты между ее членами, носят конструктивный, а не деструктивный характер. Очень важно признать, что конфликты и разногласия - неизбежный и даже желателен аспект управления, если научиться направлять их в конструктивное русло [3].

По мнению И. Адизеса, представление о том, что люди рождаются или лидерами, или ведомыми – не более чем миф. Такой подход он называет «управленческим расизмом».

Следующим этапом развития системного подхода к менеджменту в научном творчестве И. Адизеса является сочетание «теории стилей менеджмента», которую еще называют «методологией Адизеса», с вопросами этапов развития организации, принятием управленческих решений и управления изменениями в организации [1].

Детальный анализ всех этапов жизненного цикла изложены в монографии «Управление жизненным циклом корпорации» [9].

Любая организация переживает такой же жизненный цикл, и человек: она рождается в муках, потом наступает детство, юность, зрелость. Затем «организм» начинает стремительно стареть, организацию постепенно вытесняют с рынка молодежи и динамические конкуренты. По старости приходит организационная смерть. Но, по мнению И. Адизеса, смерть не является неизбежной. Существует рецепт продления молодости и процветания организации.

Адизес анализирует взаимосвязь факторов, вызывающих рост и Старение, дают возможность ускорить продвижение организации к Расцвету, наиболее благоприятном этапа жизненного цикла, и обеспечить ее длительное пребывание в этом состоянии.

Сначала автором подробно анализируется теория жизненного цикла - базовая, конструктивная часть его методологии. На нее накладывается анализ личностных качеств или стилей, которыми должен обладать руководитель успешной организации. В результате синтеза мы получаем блестящие практические рекомендации по совершенствованию управления: рассмотрение того, какие управленческие стиле должны доминировать или отступать в тень на конкретных этапах жизненного цикла.

Этими качествами или, как отмечает И. Адизес, «витаминами успеха» является выше проанализированные, стили менеджмента (Р, А, Е, И). Именно их синергетическое сочетание подпитывает растущую компанию, как витамины - живой организм, обеспечивая успех и развитие [2].

Преобразование тех или иных стилей руководства в доминирующие, связано с той фазой жизненного цикла, в которой находится организация. Понимание того, какие стили менеджмента должны доминировать на определенном, конкретном этапе развития компании позволяет руководителю добиться успеха и избежать многих серьезных ошибок [4].