ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 540
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
гает ему то общество, в котором он живет? Это один из важнейших вопросов в психологии профессионального самоопределения, поскольку сама способность человека быть хозяином своей судьбы, т. е. способность искать собственные смыслы жизни и выстраивать на основе этих смыслов свои системы и образы мира, говорит о творческом подходе к своей жизни. И одновременно конфликтовать с окружающим миром и с обществом очень рискованно, не только потому, что общество обычно по-своему мстит большим
99
«оригиналам» и они часто обречены на одиночество, но и пото- \ му, что счастье многими мудрецами рассматривается как возможность поделиться с людьми тем лучшим, что у человека есть (идеями, добром, любовью).
Но если критерии счастья данного человека непонятны окружающим, то они и не воспримут его «дары миру», просто проигнорируют его стремление всех осчастливить. Важно ведь не просто' что-то давать людям, важно, чтобы люди еще и захотели это взять. С этой проблемой часто сталкиваются писатели, поэты, художни- i ки, особенно когда они пытаются творить бескорыстно (а корысть, как это ни парадоксально, основана на «рыночных механизмах» и \ обычно предлагает потребителю то, что его интересует и за что| он готов заплатить).
Одним из вариантов разрешения этой парадоксальной ситуа-1 ции является следующий. Изначально человек просто вынужден! понять критерии построения образов мира, принятые в том об-! ществе, в котором он живет. Более того, он должен показать ок-1 ружающим, что готов занять определенное место в понимаемом! таким образом мире, т.е. самоопределиться в уже выстроенном| другими пространстве (сделать определенные профессиональные выборы, как-то реализовать их и т.п.). И только успокоив окружа-1 ющих, показав им, что являешься полноценным (а точнее, понят-1 ным) членом данной системы, можно выстраивать и реализовы-| вать новые жизненные смыслы, создавая новые пространства са-| моопределения и делая уже новые выборы. И часто такие выборы| более эффективны, если они производятся скрытно, без того,, чтобы как-то «дразнить» окружающих. В дальнейшем эти новые миры (и идеи, лежащие в их основе) могут стать и достояниел общества, например, такие идеи со временем могут стать даже популярными и реально преобразовывать мир, а могут и не стат
таковыми. Но это уже другая тема.
Иногда такие творческие и смелые люди все-таки находят близ-^ ких себе по духу людей, и тогда новые пространства самоопределе-«| ния выстраиваются совместно, что не только позволяет преодо-* левать чувство одиночества, но даже, наоборот, создает ochobj для чувства элитарного превосходства над окружающими, в основе которого лежит ощущение своей особенности, избранности^ Но нередко все это довольно быстро опошляется, так как таки< чувства быстро становятся самоцелью и утрачивается сама твор-i ческая направленность поиска. Кроме того, обычно псевдоэл!-стремится к тому, чтобы быть понятной массам, иначе массь просто не станут ею восторгаться и завидовать ей. То есть настоя! щего творчества, действительно понятного лишь избранным, н4 всегда и получается. А по-настоящему творческие люди (истинна элита) во внешнем плане будут стремиться к тому, чтобы не|| сильно отличаться от массы (не дразнить и не травмировать
своим превосходством), но в плане внутреннем они будут свободны в выборе критериев своего счастья и в построении совершенно иных жизненных миров. Более того, таких миров у творческого человека может быть несколько, и главной заботой для него станет ориентация в этих мирах.
Получается, что есть люди, которые живут в общепринятой реальности, а есть люди, которые во внешнем плане также пребывают в этой реальности, но которые при этом готовы к «параллельной» жизни в иных реальностях (с психологической точки зрения, быть может, еще более интересных).
В этой связи уместно вспомнить о том, что многие возрастные психологи считают, что в детстве ребенок обязательно должен фантазировать, иначе дальнейшее его развитие будет неполно-пенным. Более того, считается даже, что и профессиональные планы в детстве также должны быть фантазийными. А уже ближе к моменту взросления и выбору профессии нужно быть более реалистичным и прагматичным.
А могут ли хотя бы некоторые люди позволить себе совмещать моменты реалистичности и фантазийности? Как мы попытались показать выше, это просто необходимо для творческого самооп
ределения.
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. — 1995. —
№ 3.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Прощицкая Е. N. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. — 1993. — № 4.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М-; Воронеж, 1996.
Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж, 1997.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М., 1999.
Глава 4
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
4.1. Основные этапы развития субъекта труда. Понятие «оптант»
Наиболее известная в России периодизация развития человек как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1988, 1996):
стадия предигры (от рождения до 3 лет). Освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и мс ральные оценки, которые становятся основой дальнейшего раз-} вития и приобщения человека к труду;
стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет). Овладение «основными смысла»! ми» человеческой деятельности, а также знакомство с конкрет| ными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в теля...). Заметим, что Д.Б.Эльконин вслед за Г.В.Плехановы* писал о том, что «игра — это дитя труда» и само возникновений детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребено* уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда про-| изошло историческое разделение и усложнение труда;
стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 —12 лет)! Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа! способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важ| но, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при вь1-| полнении домашнего задания, преодолевая свое желание погу-| лять и расслабиться после школы;
стадия оптации (от лат. орШю — желание, выбор) (от 11 — до 14—18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательно^ го и ответственного планирования и выбора профессиональног пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профеЫ сионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксаль ность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта впол| не может оказаться и взрослый человек, например безработный! как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация — это не столько указа«| ние на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии;
стадия адепта. Профессиональная подготовка, которую прс ходят большинство выпускников школ;
стадия адаптанта. Вхождение в профессию после завершен» профессионального обучения, продолжающееся от несколь*
месяцев до 2 — 3 лет;
стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полно! ценного коллеги, способного стабильно работать на нормально»!
102
уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер» и означает: вошел «внутрь» профессии);
стадия мастера. О работнике можно сказать: «лучший среди хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;
стадия авторитета. Работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим;
стадия наставника. Высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но и превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста — это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.
Этапы освоения профессии по А. К. Марковой (см.: Маркова А. К., 1996, с. 49 — 54). Она выделяет следующие уровни профессионализма:
99
«оригиналам» и они часто обречены на одиночество, но и пото- \ му, что счастье многими мудрецами рассматривается как возможность поделиться с людьми тем лучшим, что у человека есть (идеями, добром, любовью).
Но если критерии счастья данного человека непонятны окружающим, то они и не воспримут его «дары миру», просто проигнорируют его стремление всех осчастливить. Важно ведь не просто' что-то давать людям, важно, чтобы люди еще и захотели это взять. С этой проблемой часто сталкиваются писатели, поэты, художни- i ки, особенно когда они пытаются творить бескорыстно (а корысть, как это ни парадоксально, основана на «рыночных механизмах» и \ обычно предлагает потребителю то, что его интересует и за что| он готов заплатить).
Одним из вариантов разрешения этой парадоксальной ситуа-1 ции является следующий. Изначально человек просто вынужден! понять критерии построения образов мира, принятые в том об-! ществе, в котором он живет. Более того, он должен показать ок-1 ружающим, что готов занять определенное место в понимаемом! таким образом мире, т.е. самоопределиться в уже выстроенном| другими пространстве (сделать определенные профессиональные выборы, как-то реализовать их и т.п.). И только успокоив окружа-1 ющих, показав им, что являешься полноценным (а точнее, понят-1 ным) членом данной системы, можно выстраивать и реализовы-| вать новые жизненные смыслы, создавая новые пространства са-| моопределения и делая уже новые выборы. И часто такие выборы| более эффективны, если они производятся скрытно, без того,, чтобы как-то «дразнить» окружающих. В дальнейшем эти новые миры (и идеи, лежащие в их основе) могут стать и достояниел общества, например, такие идеи со временем могут стать даже популярными и реально преобразовывать мир, а могут и не стат
таковыми. Но это уже другая тема.
Иногда такие творческие и смелые люди все-таки находят близ-^ ких себе по духу людей, и тогда новые пространства самоопределе-«| ния выстраиваются совместно, что не только позволяет преодо-* левать чувство одиночества, но даже, наоборот, создает ochobj для чувства элитарного превосходства над окружающими, в основе которого лежит ощущение своей особенности, избранности^ Но нередко все это довольно быстро опошляется, так как таки< чувства быстро становятся самоцелью и утрачивается сама твор-i ческая направленность поиска. Кроме того, обычно псевдоэл!-стремится к тому, чтобы быть понятной массам, иначе массь просто не станут ею восторгаться и завидовать ей. То есть настоя! щего творчества, действительно понятного лишь избранным, н4 всегда и получается. А по-настоящему творческие люди (истинна элита) во внешнем плане будут стремиться к тому, чтобы не|| сильно отличаться от массы (не дразнить и не травмировать
своим превосходством), но в плане внутреннем они будут свободны в выборе критериев своего счастья и в построении совершенно иных жизненных миров. Более того, таких миров у творческого человека может быть несколько, и главной заботой для него станет ориентация в этих мирах.
Получается, что есть люди, которые живут в общепринятой реальности, а есть люди, которые во внешнем плане также пребывают в этой реальности, но которые при этом готовы к «параллельной» жизни в иных реальностях (с психологической точки зрения, быть может, еще более интересных).
В этой связи уместно вспомнить о том, что многие возрастные психологи считают, что в детстве ребенок обязательно должен фантазировать, иначе дальнейшее его развитие будет неполно-пенным. Более того, считается даже, что и профессиональные планы в детстве также должны быть фантазийными. А уже ближе к моменту взросления и выбору профессии нужно быть более реалистичным и прагматичным.
А могут ли хотя бы некоторые люди позволить себе совмещать моменты реалистичности и фантазийности? Как мы попытались показать выше, это просто необходимо для творческого самооп
ределения.
Вопросы и задания
-
Справедлива ли точка зрения, согласно которой человек выбирает
не столько профессию, сколько образ жизни? Почему? -
Чем вызвана необходимость в универсальной типологии профессио
нальных и жизненных выборов? -
Приведите пример «внешних» и «внутренних» профессиональных
выборов. -
В чем состоит сущность «событийного подхода» в профориентации?
Рекомендуемая литература
Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. — 1995. —
№ 3.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Прощицкая Е. N. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. — 1993. — № 4.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М-; Воронеж, 1996.
Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж, 1997.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М., 1999.
Глава 4
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
4.1. Основные этапы развития субъекта труда. Понятие «оптант»
Наиболее известная в России периодизация развития человек как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1988, 1996):
стадия предигры (от рождения до 3 лет). Освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и мс ральные оценки, которые становятся основой дальнейшего раз-} вития и приобщения человека к труду;
стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет). Овладение «основными смысла»! ми» человеческой деятельности, а также знакомство с конкрет| ными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в теля...). Заметим, что Д.Б.Эльконин вслед за Г.В.Плехановы* писал о том, что «игра — это дитя труда» и само возникновений детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребено* уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда про-| изошло историческое разделение и усложнение труда;
стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 —12 лет)! Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа! способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важ| но, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при вь1-| полнении домашнего задания, преодолевая свое желание погу-| лять и расслабиться после школы;
стадия оптации (от лат. орШю — желание, выбор) (от 11 — до 14—18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательно^ го и ответственного планирования и выбора профессиональног пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профеЫ сионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксаль ность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта впол| не может оказаться и взрослый человек, например безработный! как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация — это не столько указа«| ние на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии;
стадия адепта. Профессиональная подготовка, которую прс ходят большинство выпускников школ;
стадия адаптанта. Вхождение в профессию после завершен» профессионального обучения, продолжающееся от несколь*
месяцев до 2 — 3 лет;
стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полно! ценного коллеги, способного стабильно работать на нормально»!
102
уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер» и означает: вошел «внутрь» профессии);
стадия мастера. О работнике можно сказать: «лучший среди хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;
стадия авторитета. Работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим;
стадия наставника. Высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но и превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста — это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.
Этапы освоения профессии по А. К. Марковой (см.: Маркова А. К., 1996, с. 49 — 54). Она выделяет следующие уровни профессионализма:
-
допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает
полным набором качеств настоящего профессионала); -
профессионализм (человек—профессионал, т.е. стабильно
работает и выполняет все, что от него требуется); -
суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие,
то, что называется «акме» — вершина профессиональных дости
жений); -
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне до
статочно активная деятельность, но при этом человек либо делает
много брака в работе, либо сам деградирует как личность); -
послепрофессионализм (человек может оказаться «профес
сионалом в прошлом», «экспрофессионалом», а может оказаться
советчиком, учителем, наставником для других специалистов).