ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 531
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
108
-
«дружба — или изолированность»; профессиональная дея
тельность, творчество, самоуважение, статус в обществе (по
Э.Эриксону — это одна из важнейших стадий жизни, когда осу
ществляется или не осуществляется возможность реализовать себя
в главном деле своей жизни) (от 35 до 65 лет); -
оценка прожитого, осознание идентичности, целостности
всей жизни или, наоборот, неудачности своей жизни (от 60 до 65
лет и далее).
Согласно А. Адлеру, еще в детстве у ребенка формируется «план жизни» (как основное направление будущей жизни). Поначалу это очень простой план (скорее, образ жизни). Позже формируется «взгляд на жизнь» (как черновой вариант, который «постепенно оформляется в связную схему»). К 5 — 6 годам у ребенка формируется «жизненный стиль». Если с ребенком работать «с умом», то и после 5 — 6 лет он будет способен к изменению и совершенствованию своего жизненного стиля. Но если не работать, то его представление о будущей жизни может как бы «застрять» в своем развитии (см.: Адлер А., 1997; Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995).
По Э. Берну, еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т. е. свою собственную, жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры (Берн Э., 1988).
При рассмотрении линий развития человека нередко обнаруживаются перекосы различных линий (составляющих) этого развития. Известно, например, что очень быстро человек созревает как организм (физическая составляющая), довольно быстро он овладевает интеллектуальной составляющей, но гораздо сложнее обстоит дело с нравственной, гражданской составляющей (особенно в современной России). Но безнравственный профессионал (да еще образованный, обученный, владеющей современными средствами) особенно страшен. У профессионалов такие перекосы часто приводят к профессиональным кризисам и профессиональным деструкциям. В соответствующих разделах данной главы эти проблемы будут рассмотрены подробнее.
4.2. Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения
Суть кризиса состоит в нарушении гармонии и возникновении на этой основе противоречия между разными составляющими или Разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание этих противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти
109
Альтруизм
противоречия осознаются психологом и клиентом, тем в большей степени они становятся управляемыми. Естественно, могут быть ситуации, когда осознание слишком сложной и трудноразрешимой проблемы может еще больше усугубить кризис клиента, и тогда профконсультант должен сориентироваться в данной проблеме сам, выдавая клиенту лишь готовую рекомендацию или решение. Но как уже отмечалось, в этом случае клиент уже не может рассматриваться как полноценный (со сформированной внутренней активностью) субъект самоопределения.
Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:
-
противоречие между половым, общеорганическим и соци
альным развитием человека (по Л.С.Выготскому); -
противоречие между физическим, интеллектуальным и граж
данским, нравственным развитием (по Б.Г.Ананьеву); -
противоречие между разными ценностями, противоречие не-
сформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л. И. Бо-
жовйч, А.Н.Леонтьеву); -
проблемы, связанные со сменой ценностных установок во
взрослые периоды развития субъекта труда (по Д.Сьюперу, Б.Ли-
вехуду, Г.Шихи); -
кризисы идентичности (по Э.Эриксону); -
кризис, возникающий в результате существенного рассогла
сования между «реальным Я» и «идеальным Я» (по К.Роджерсу); -
кризисы возрастного развития, основанные на противоречии
мотивационной и операциональной линий развития (по Д. Б. Эль-
конину); -
кризисы собственно профессионального выбора, основанные
на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е.А.Климову), и др.
Для того чтобы более наглядно представить один из возможных вариантов противоречий, возникающих в ходе развития субъекта профессионального самоопределения, можно использовать образную модель (рис. 3).
Стрелками обозначаются преимущественные ориентации желаний клиента («хочу»), его возможностей («могу») и его представлений о должном («надо»). Величина стрелок зависит от степени выраженности этих ориентации.
На рисунке 3 показано, например, что есть некоторое противоречие (рассогласование) в направленности «хочу» (больше ориентированной на «альтруизм»), с одной стороны, и, с другой стороны, «могу» и «надо», больше ориентированных на «уникальность», которая не всегда может соотноситься с «альтруистиче- \ ской» ориентацией (в нашем примере ориентация на «уникаль-' ность» как бы «разрывается» между альтруистической и эгоисти- ■] ческой ориентациями, что уже может породить некоторый внут- ; ренний конфликт). Кроме того, есть некоторое несоответствие ]
ПО
Нормы
Уникальность
обыденного
сознания
Эгоизм
Рис. 3. Модель противоречивых ориентации субъекта профессионального самоопределения
самой величины векторов «могу» и «надо» (в нашем примере «надо» имеет более выраженную ориентацию). И как уже отмечалось ранее, рассогласованность «хочу», «могу» и «надо» неизбежно требует их коррекции и развития, а не просто «учета» при планировании своих перспектив, как это делается в традиционных проф-ориентационных подходах.
Соответственно на данной модели (с этими же системами координат) могут быть представлены и другие обозначенные ранее противоречия в линиях развития субъекта профессионального самоопределения. Например, противоречия между эмоционально-мотивационной, познавательно-интеллектуальной и морально-волевой линиями активизации (это позволило бы лучше осознать противоречия, возникающие в самом процессе профкон-сультационного взаимодействия между клиентом и психологом). В другом случае можно обозначить противоречия между линиями собственно профессионального, жизненного и личностного развития и т.п.
Для лучшего понимания логики и механизмов развития субъекта профессионального самоопределения специально рассмотрим «кризисы разочарования» самоопределяющейся личности.
Человек — это существо постоянно разочаровывающееся. Начиная с раннего детства, человек (ребенок) находится в постоянном поиске все лучших и лучших образцов для восхищения и для подражания. Это неизбежно предполагает и постоянный отказ от исчерпавших свою привлекательность образцов. К таким образцам могут быть отнесены и конкретные образы профессий, и образы жизни тех или иных представителей социально-профессиональных групп, на что часто и ориентируется самоопределяющийся подросток. Образ самого мира меняется как для самоопределяющегося человека, так и для уже работающих (самоопределившихся)
111
профессионалов (см.: Климов Е.А., 1995). Человек как бы ищет для себя образ наиболее комфортного мира, в котором мог бы реализовать свои лучшие помыслы и возможности. Но нередко он вынужден создавать воображаемые образы таких миров, что еще больше делает реальными «кризисы разочарования». Да и кто точно знает, какой образ мира является окончательно правильным?
Такое меняющееся отношение к миру и к самому себе неизбежно порождает конфликт самоопределяющегося человека с окружающим миром, с окружающими людьми и с самим собой. Такое положение далеко не всегда несет негативный смысл. Например, известно, что многие выдающиеся люди находились в конфликте и с обществом, и с самим собой. Несовпадение образа идеального мира (и идеального себя) с реальностью и порождает активность (особую энергию) по преобразованию окружающего мира и самого себя в этом мире.
Нередко самоопределяющаяся личность не находит для себя подлинных смыслов в настоящем времени, и тогда она вынуждена искать эти смыслы в иных, часто воображаемых мирах, или же обнаруживает для себя смыслы в прошлой своей жизни или в предполагаемом будущем. Некоторые авторы именно на этой основе выстраивают типологию самоопределения личности (см. Гинзбург М.Р., 1995).
Кризисы разочарования имеют циклическую, спиралевидную природу. Можно даже предположить, что на каждом таком витке спирали приобретается определенная «мудрость» (а не только в период старости): субъект как бы соглашается с несовершенством окружающего мира и самого себя, и это дает ему возможность взглянуть на всю ситуацию своего самоопределения со стороны, т.е. более объективно, обретая на этой основе временную гармонию с собой и с миром. Но потом снова наступает разочарование, и все повторяется уже на новом витке развития.
Можно также предположить, что самоопределение имеет несколько векторов развития. Один вектор развития (назовем его развитием «вглубь», или «ввысь») связан с переходом на новый, более творческий уровень отношения к миру (например, переход от целей, связанных с общепринятым пониманием «успешной карьеры», к другим целям, связанным с поиском более благородных смыслов своей жизни и профессиональной деятельности). Другой вектор (условно названный развитием «вширь», или «вдоль») предполагает переход на каждом уровне (витке) своего развития сначала от разочарования к более спокойному восприятию несовершенств окружающего мира и самого себя (состояние гармонии и «мудрости»), а затем от гармонии к новому разочарованию.
Соответственно можно и несколько уточнить, что в данном случае понимается под кризисом. Кризис — это ситуация, когда
112
исчерпаны возможности развития «ввысь» или развития «вдоль», т. е. когда субъект вынужден менять свои представления об окружающем мире (в том числе и о мире профессий) или представления о себе и своем месте в этом мире. Напомним, что сам кризис усугубляется, когда он становится менее осознаваемым и, следовательно, неуправляемым.
В. И. Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности. Соответственно выделяется две группы кризисов: 1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»); 2) кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения (цит. по: Зеер Э. Ф., 1997, с. 126-129).
Известный зарубежный психолог Г.Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека (см.: Шихи Г., 1999).
Кризис «вырывания корней» (18 — 22 года). Позиция молодого че