ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 541
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:
-
адаптация человека к профессии;
-
самоактуализация человека в профессии (приспособление
человека к профессии — «выработка индивидуальной профессио
нальной нормы», «планки» самореализации, которую в дальней
шем работник пытается приподнять); -
гармонизация человека с профессией (близко к уровню
«мастерства» — по Е. А. Климову). Человек работает как бы «играю
чи», легко выполняя задания по освоенным технологиям;
103
-
преобразование, обогащение человеком своей профессии!
Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера |
чинают даже переживать и волноваться от того, что, освоив ка«
кие-то действия, они могут успокоиться и остановиться в своек
развитии. Настоящее творчество предполагает поиск новых, боле
совершенных способов достижения желаемого результата. Но пр*
этом творчество предполагает и настоящий риск (риск неудачи)]
а к этому готовы не все хорошие работники и в итоге не всегд
выходят на уровень настоящего творчества и иногда сильно пере-*
живают это (как, например, переживают творческие артисты, ее
им не удается найти новое воплощение какого-то образа на сце*
не); в немалой степени это связано с проблемой формирован»
индивидуального стиля деятельности, о которой еще пойдет речьц -
этап свободного владения несколькими профессиями. Пред|
полагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалис
выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше ста|
новится культурным существом (близко к тому, что Е.А.Климо1
называл стадией «наставника»). Например, хороший учитель хи|
мии — это одновременно и философ, и психолог, и даже поли!
тик (понимающий, что достижения химии могут использоваться
и как оружие массового поражения); -
этап творческого самоопределения себя как личности. Пред|
полагается, что профессионал в своей работе стремится реализо|
вать свою главную жизненную идею и даже находит для этог
возможности и силы.
При этом А.К.Маркова считает, что этапы четвертый, пяты! и шестой — это этапы «суперпрофессионализма».
Внутри каждого этапа А. К. Маркова выделяет еще более конк-| ретные подэтапы. Например, на уровне адаптации к профессии выделяются следующие ступени (скорее, желательные характерис тики адаптанта): стажер; специалист; гражданин; эрудит; методис коллега; специалист в экстремальной ситуации; специалист, ее трудничающий с социально-психологическими службами, и др.
На уровне этапа самоактуализации человека в профессии вы-1 деляются следующие ступени (скорее, характеристики): самодиа^ гност; осознанная индивидуальность; самоэкспериментатор| целостная личность с «Я-концепцией»; самопрогнозирующийся специалист; профессионально обучаемый, имеющий внутрент локус профессионального контроля; готовый к дифференциро* ванной оценке своего труда; самореализующий свои индивиду-1 альные возможности; конфликтоустойчивый и т.п.
На Западе достаточно хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера. Он предложил свою п одизацию на основе переосмысления исследований, проведеннь еще в 1951 г. Э.Гинзбургом, а также исследований Д.Миллера В. Форма.
Периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы:
-
этап роста. Здесь происходит развитие основных интересов и
способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о
будущей профессии выстраиваются на основании сначала фанта
зии (4—10 лет), затем осознания собственных интересов (11 —
12 лет), а позже и на основании осознания своих способностей
(13-14 лет); -
этап исследования своих сил и устремлений, этап «развед
ки». Здесь происходит апробация своих сил в различных видах тру
довой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже
временное (но не основное) занятие определенной профессией
(15—17 лет). В переходный период (18 — 21 год) молодой человек
продолжает активный поиск профессионального учебного заведе
ния в условиях освоения способов самостоятельной жизни, вклю
чая и временные подработки. Завершается этот этап апробирова
нием избранной профессии в процессе реальной трудовой дея
тельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22 — 24 года).
Заметим, что западные системы подготовки специалистов в боль
шей степени ориентированы на практику, поэтому возможности
попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совме
щаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России; -
пробный этап. Здесь человек «пробует» себя в качестве пол
ноценного специалиста, способного «конкурировать» с более
опытными работниками (25 — 30 лет). Как известно, именно кон
куренция в стремлении к жизненному успеху (к карьере) являет
ся важнейшим смыслом существования в цивилизованном обще
стве. Поэтому молодой специалист прежде всего осваивает именно
эту науку. При этом предполагается, что стремление к успеху —
важнейший стимул и высокопроизводительного труда, и личност
ного развития; -
этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного
и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает даль
нейшее профессиональное образование и упрочение своих пози
ций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет); -
этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (в
ходе карьерных усилий). Человек на данном этапе стремится со
здать устойчивое профессиональное и социальное положение.
Именно здесь решается вопрос, получится ли построить желае
мый образ жизни и добиться успеха, т. е. состоится ли карьера
вообще (от 45 до 64 лет); -
этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и соци
альной активности (от 65 лет и более).
Если сравнивать периодизации разных авторов, то различие в них объясняется не только различием в теоретико-методологических взглядах, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества. Так, например, в периодизации
104
105
Е.А.Климова профессиональное самоопределение (стадия «опта* ции») занимает период от 11 —12 до 14—18 лет, а у американского психолога Д.Сьюпера аналогичная стадия (этап «разведки») от 14 до 25 лет. Вероятно, в американском обществе человеку все-таки предоставляется больше времени на обдумывание выбора на пробу своих сил в разных видах деятельности. Здесь всего ЛИ1 подтверждается известная закономерность: в цивилизованно» обществе не только увеличивается продолжительность жизни, щ и удлиняются период детства и период подростничества. Обще»; ство не торопит подростков поскорее начинать зарабатывать деньг Общество дает подросткам время для выбора профессии, для полу& чения более серьезного образования и для того, чтобы вообще разо\ браться со смыслами своей будущей профессиональной деятельность,
Если сравнивать периодизации различных авторов, анализиру| ющих взрослые периоды жизни человека, то нередко в качеств главного критерия перехода от одной стадии к другой выступае готовность человека переосмысливать смыслы своей жизни и прс фессиональной деятельности, а также готовность перестраиват свою систему ценностей. Заметим, что для многих людей взрс лые периоды жизни — это периоды максимальной самореализ ции именно в профессиональной и трудовой деятельности. Ню представлены некоторые из таких периодизаций.
Периодизация Б.Ливехуда. Голландский психолог Б.Ливе> (1994) выделяет три аспекта развития:
-
биологическое развитие. Включает в себя следующие подпе
риоды: период роста (в этот период процессы созидания прева
лируют над процессами разрушения); период равновесия мез
созиданием и разрушением; период инволюции (нарастающее ра
рушение организма); -
психическое развитие. Еще в детстве начинается поиск «с
раза мира», часто это «фантазийный мир»: «Эта детская фантаз»
является основой, на которой в будущей социальной и профессий
нальной жизни разовьются творческие способности» (Ливехуд
1994, с. 44-45). -
духовная биография, которая начинается еще в детстве
осознания своего «образа Я».
Б. Ливехуд так обозначает соотношение между этими линия развития: «Печатью биологического ритма развития более все! отмечен период перед наступлением взрослости. Психическое ра витие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в сре,а ней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для пс следней фазы жизни» (Ливехуд Б., 1994, с. 49).
Б.Ливехуд выделяет основные фазы жизни пос; детства:
1) юность (с 16—17 до 21 — 24 лет). Это переходная фа «...юность является временем, когда нужно упорно работать на
106
неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называть себя взрослым...» Б.Ливехуд выступает против того, чтобы в 14—15 лет ребенок работал на производстве;
-
с 21 до 28 лет. Первая фаза взрослости. «Молодой человек
хотел бы проявить себя в различных ситуациях. Чтобы таким об
разом изучить себя и свои способности... Худшее, что может слу
читься с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в
течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея воз
можности изучить при этом что-то новое». Важное место в разви
тии занимает переход от эроса к любви, многие вступают в брач
ные отношения; -
с 28 до 35 лет. Организационная фаза. На первый план все
больше выходит профессиональная деятельность: «...люди углубля
ются в свою работу и, таким образом, сами готовят себе социальную
изоляцию. Новых "друзей" больше не находят, есть "знакомые", с
которыми общаются, главным образом — "полезные знакомые"»; -
с 36 до 39 лет. Здесь происходит частая смена ценностей,
страх перед разрывом между старыми (более романтическими) и
новыми (более прагматическими) ценностями. В качестве приме
ра Б. Ливехуд приводит отрывок из разговора с одним 40-летним
директором: «Вы знаете, что я построил свое предприятие на день
ги, взятые взаймы. Я проработал упорно двенадцать лет, чтобы
выплатить долг. Все время я думал, что, как только я это сделаю,
начнется настоящая жизнь, тогда я стану самостоятельным чело
веком и отправлюсь в большое путешествие. На прошлой неделе
это чуть было не осуществилось. Но мне не до каникул. Я нахожусь
в состоянии глубокой депрессии. Я должен еще тридцать лет си
деть за одним и тем же письменным столом, заниматься теми же
проблемами, и, кроме того, очарование самостоятельности исчез
ло... Как вы думаете, не продать ли мне предприятие и не начать
ли где-нибудь все сначала? Тогда у меня, по крайней мере, снова
будет что-то, для чего я смогу жить!» «Но все бесполезно — от
себя не убежишь. Нельзя еще раз стать деэятнадцатилетним, нельзя
избавиться от кризиса ценностей, хотя его можно надолго ото
двинуть. Ничего не возразишь против того, что кто-то хочет де
лать что-то иначе, но он сначала должен иметь возможность де
лать привычное по-другому. Тогда в большинстве случаев не будет
необходимости менять профессию или место работы», — отмеча
ет далее Б. Ливехуд (там же, с. 74); -
с 40 до 49 лет. Наблюдаются биологический спад и поиски
новых возможностей духовного развития. Главным все чаще стано
вится вопрос: «Можно ли найти другие, новые ценности?» «В нашей
западной культуре почти неизбежно происходит сопоставление с
материальными (ориентированными на рассудок) ценностями,
их впитывают почти автоматически...» — пишет Б.Ливехуд (там
107
же, с. 76). У многих женщин наблюдается снижение сексуальной активности (часто ориентация на «рацио», на карьеру). У многих мужчин — повышение сексуальной активности (женщины часто этого не понимают). Отмечается смена ценностей — это период выбора (один из вариантов выбора — ориентация на внутренний мир, на личностный рост, другой вариант выбора — ориентация на карьеру);
-
с 50 до 55 лет. Если новые ценности не найдены, то возра
стает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все
больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме
работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах (особен
ное счастье — в духовном развитии); -
с 56 до 63 лет. У многих людей ощущение, что будущего
больше нет — все в прошлом. У многих других — ощущение, что
самое главное в жизни еще не сделали. Б. Ливехуд приводит приме
ры людей, которые в старости осознали, что «жизнь только начи
нается». По преданию, известный японский художник Хокусаи
сказал, что все созданное им до 73 лет ничего не стоит и что его
художественная карьера началась только после этого. Тициан напи
сал свои самые захватывающие картины в возрасте почти 100 лет.
Д. Верди, Я. Сибелиус и другие работали до 80 лет.
Периодизация Э. Эриксона. Согласно Э.Эриксону, главный критерий развития — психосоциальная идентичность как интегра-тивное свойство личности (см.: Эриксон Э., 2000). В связи с этим выделяются следующие периоды:
-
базальное «доверие — или недоверие», в результате может сфор
мироваться либо надежда, чувство «защищенности», либо безнадеж
ность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное —
сформировать доверие, чувство «хорошести» жизни) (до 1 года); -
«автономия — или сомнение и стыд» (близко к формирова
нию «Я-Сам» в советской психологии) (от 1 года до 3 лет); -
«инициативность — или чувство вины» (усвоение простых ]
общественных норм) (от 3 до 6 лет);
-
«трудолюбие, умелость — или чувство неполноценности»!
(отношение со сверстниками, соревновательность, самоиденти-]
фикация) (от 6 до 14 лет); -
«идентичность — или непризнание»; формирование «роле-'
вой идентичности», профессиональное и личностное самоопре
деление (близко к стадии «оптации» — по Е. А. Климову) (от 14 ^
до 20 лет). Сам Э. Эриксон считал эту стадию наиболее трудной в,|
жизни человека. При этом Э. Эриксон отмечал, что «главная про
блема подростка — поиск аристократии и идеологии», т.е. поиск|
лучших образцов для подражания; -
«сотрудничество — или отчуждение, изоляция»; развитие]
интимных отношений, планирование и построение семьи, (от 20!
до 35 лет);