ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 529
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ловека часто выражается в девизе: «Я знаю, чего хочу!» Нередко юноша впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая — обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие). «Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее», — пишет Г. Шихи (там же, с. 37).
«Искания в двадцать лет» (23 года). Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков общества. Типичное заблуждение двадцатилетних — «убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным». Два основных импульса в период такого кризиса: 1) создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно «взаперти»); 2) стремление экспериментировать (но здесь можно «растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде»). Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания — их девиз: «Это не я. Я совсем другой» (там же, с. 38).
Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцать лет оказались неудачными, и стремление обвинить в этом всех и вся. Основная критика прежних выборов: не было возможности для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа «хочу стать президентом»). Часто возникает стремление начать все сначала. Появляется стремление создать семью, построить дом.
Кризис «середины жизни» (35 — 37 лет). По мнению Г. Шихи, это наиболее тяжелый, рубежный кризис. В этот период часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей — любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса» (там же, с. 41). «Время начинает
113
сокращаться». Усиливается ощущение, что «независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и 1 сейчас оно рвется наружу». Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор — это ее «последний шанс», но позже возрастает спокой
ствие и уверенность, что многое еще впереди). «В период интенсив- | ной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его | вперед». Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: «И это все?» Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется «потребность в развитии этической грани личности» (там же, с. 41—42).
Обновление или покорность («проблема 45 лет»). Если человек! проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие \ кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удов-.! летворения. Если человек смирился со своим положением, то| появляется чувство покорности: человек лишается поддержки! и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал актив-Г ные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся! незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу.! Все эти события будут ощущаться как «несостоявшиеся». Но-1 вый кризис появится где-то к 50 годам. Но если человек обре-| тет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать луч-| шими в жизни.
Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности (см.: Ливехуд Б., 1994). Он выделяет следующие основные фазы жизни: 1) душевное восприятие^ рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза — переработка опыта^ характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20 — 40 лет); 3) социальная фаза, или фаза ру-1 ководства, — отдача своего опыта, характеризуется опережение ем духовного развития и угасанием биологической линии разви-) тия. «Печатью биологического развития более всего отмечен пе-| риод перед наступлением взрослости... — пишет Б.Ливехуд. Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляете^ в своем своеобразии в средней фазе жизни... Духовное разви| тие является решающим для последней фазы жизни», оно ка!| бы компенсирует угасание биологического развития (см. там же с. 48-49).
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф.Зеер (см.: Зеер Э.Ф., 1997, с. 129—133). Он став* проблему различения типов кризисов (возрастного, профессио| нального, жизненного, личностного, невротического). Общая схел
соотношения разных типов кризисов такова: 1) нормативные кри| зисы — кризисы психического развития; кризисы профессионал!
114
ного становления — это все возрастные кризисы; 2) ненормативные (необязательные) кризисы — критические кризисы (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы); невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты...) — это все жизненные кризисы.
Э.Ф.Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления (см. там же, с. 133 —
136):
6) изменения в жизнедеятельности (смена местожительства,
перерыв в работе, «служебный роман» и т.п.).
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития (см. там же, с. 136—138).
Еще Л.С.Выготский выделил три фазы возрастных кризисов: 1) предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития); 2) критическую (противоречие начинает проявляться в поведении); 3) посткритическую (противоречие разрешается пу
тем образования новой социальной ситуации развития).
Э.Ф.Зеер отмечает, что на основании идей Л.С.Выготского можно выделять и анализировать фазы кризисов профессионального развития:
предкритическая фаза — проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе,
115
раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем и т.п.;
критическая фаза — осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт («конфликт — ядро кризиса»). На данной фазе выделяются следующие типы конфликтов профессионального развития: 1) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентации и установок; 2) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности; 3) поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты;
посткритическая фаза — рассматриваются способы разрешения кризиса. Они могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.
Ниже в обобщенном виде предлагается несколько модифицированная и дополненная нами таблица Э.Ф. Зеера (см. там же, с. 138—146), где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления (табл. 3).
Таблица 3 Психологические особенности кризисов профессионального становления
Продолжение таблицы 3
«Искания в двадцать лет» (23 года). Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков общества. Типичное заблуждение двадцатилетних — «убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным». Два основных импульса в период такого кризиса: 1) создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно «взаперти»); 2) стремление экспериментировать (но здесь можно «растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде»). Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания — их девиз: «Это не я. Я совсем другой» (там же, с. 38).
Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцать лет оказались неудачными, и стремление обвинить в этом всех и вся. Основная критика прежних выборов: не было возможности для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа «хочу стать президентом»). Часто возникает стремление начать все сначала. Появляется стремление создать семью, построить дом.
Кризис «середины жизни» (35 — 37 лет). По мнению Г. Шихи, это наиболее тяжелый, рубежный кризис. В этот период часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей — любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса» (там же, с. 41). «Время начинает
113
сокращаться». Усиливается ощущение, что «независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и 1 сейчас оно рвется наружу». Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор — это ее «последний шанс», но позже возрастает спокой
ствие и уверенность, что многое еще впереди). «В период интенсив- | ной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его | вперед». Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: «И это все?» Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется «потребность в развитии этической грани личности» (там же, с. 41—42).
Обновление или покорность («проблема 45 лет»). Если человек! проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие \ кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удов-.! летворения. Если человек смирился со своим положением, то| появляется чувство покорности: человек лишается поддержки! и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал актив-Г ные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся! незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу.! Все эти события будут ощущаться как «несостоявшиеся». Но-1 вый кризис появится где-то к 50 годам. Но если человек обре-| тет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать луч-| шими в жизни.
Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности (см.: Ливехуд Б., 1994). Он выделяет следующие основные фазы жизни: 1) душевное восприятие^ рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза — переработка опыта^ характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20 — 40 лет); 3) социальная фаза, или фаза ру-1 ководства, — отдача своего опыта, характеризуется опережение ем духовного развития и угасанием биологической линии разви-) тия. «Печатью биологического развития более всего отмечен пе-| риод перед наступлением взрослости... — пишет Б.Ливехуд. Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляете^ в своем своеобразии в средней фазе жизни... Духовное разви| тие является решающим для последней фазы жизни», оно ка!| бы компенсирует угасание биологического развития (см. там же с. 48-49).
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф.Зеер (см.: Зеер Э.Ф., 1997, с. 129—133). Он став* проблему различения типов кризисов (возрастного, профессио| нального, жизненного, личностного, невротического). Общая схел
соотношения разных типов кризисов такова: 1) нормативные кри| зисы — кризисы психического развития; кризисы профессионал!
114
ного становления — это все возрастные кризисы; 2) ненормативные (необязательные) кризисы — критические кризисы (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы); невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты...) — это все жизненные кризисы.
Э.Ф.Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления (см. там же, с. 133 —
136):
-
сверхнормативная активность как следствие неудовлетво
ренности своим положением, своим статусом; -
социально-экономические условия жизнедеятельности че
ловека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, пе
реезд и т.п.); -
возрастные психофизиологические изменения (ухудшение
здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоциональ
ного сгорания» и т.п.); -
вступление в новую должность (а также участие в конкурсах
на замещение, в аттестациях и т.п.); -
полная поглощенность профессиональной деятельностью.
Примеры можно найти в известной книге Б. Киллинджер «Трудо
голики, респектабельные наркоманы». При этом, вопреки рас
пространенному мнению, сами «трудоголики» характеризуются
следующим образом: это специалисты, одержимые работой как
средством достижения успеха и признания; специалисты, кото
рые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, стано
вятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют
жестокость во взаимоотношениях (цит. по: Зеер Э.Ф., 1997, с. 136);
6) изменения в жизнедеятельности (смена местожительства,
перерыв в работе, «служебный роман» и т.п.).
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития (см. там же, с. 136—138).
Еще Л.С.Выготский выделил три фазы возрастных кризисов: 1) предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития); 2) критическую (противоречие начинает проявляться в поведении); 3) посткритическую (противоречие разрешается пу
тем образования новой социальной ситуации развития).
Э.Ф.Зеер отмечает, что на основании идей Л.С.Выготского можно выделять и анализировать фазы кризисов профессионального развития:
предкритическая фаза — проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе,
115
раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем и т.п.;
критическая фаза — осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт («конфликт — ядро кризиса»). На данной фазе выделяются следующие типы конфликтов профессионального развития: 1) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентации и установок; 2) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности; 3) поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты;
посткритическая фаза — рассматриваются способы разрешения кризиса. Они могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.
Ниже в обобщенном виде предлагается несколько модифицированная и дополненная нами таблица Э.Ф. Зеера (см. там же, с. 138—146), где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления (табл. 3).
Таблица 3 Психологические особенности кризисов профессионального становления
Факторы, обусловившие кризис | Способы преодоления кризиса |
1. Кризис учебно-профессиональной | |
ориентации (от 14- | -15 до 16 — 17 лет) |
• Неудачное формирование | • Выбор профессионального |
профессиональных намерений | учебного заведения или способа |
и их реализация. | профессиональной подготовки. |
• Несформированность«Я-концеп- | • Глубокая и систематическая |
ции» и проблемы с ее коррекци- | помощь в профессиональном |
ей (особенно неясность со смыс- | и личностном самоопределении |
лом, противоречия между | |
совестью и стремлением «красиво | |
пожить» и т. п). | |
• Случайные судьбоносные момен- | |
ты жизни (подросток очень | |
подвержен дурным влияниям...) | |
Продолжение таблицы 3
Факторы, обусловившие кризис | Способы преодоления кризиса |
2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) | |
• Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. . Перестройка ведущей деятельности (испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется на зарабатывание денег, и фактически ведущей деятельностью для многих студентов становится не учебно-профессиональная, а собственно профессиональная (точнее, «подрабатывающая»). • Изменение социально-экономических условий жизни. У студента денег объективно больше, чем у старшеклассника. Но субъективно их постоянно не хватает, так как резко возрастают потребности и более отчетливым (менее «маскируемым», чем раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько подрабатывать | • Смена мотивов учебной деятельности: булыпая ориентация на предстоящую практику; обретение интересной идеи, цели. Вокруг таких идей и целей знания как бы «кристаллизуются», а без них знания быстро превращаются в разрозненный конгломерат, что способствует развитию учебно-профессиональной мотивации. • Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. По этой причине все-таки лучше, если у студента в течение первых 2—3 лет обучения имеется возможность сориентироваться и уже затем выбрать специализацию или кафедру. • Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т. п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил для каждого дипломника. Иногда лучше прикрепиться к специалисту менее известному, но который наверняка уделит достаточное внимание ученикам |
3. Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, т. е. кризис профессиональной адаптации) | |
• Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами). • Освоение новой ведущей деятельности — профессиональной. | • Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется в первые месяцы работы проверить себя и поскорее обозначить «верхний предел» («верхнюю планку») своих возможностей. |