ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 508
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
126
127
Окончание таблицы 4'\
Образовател ьно-возрастные группы | Специфика помощи | |
Типичные ожидания клиентов | Помощь профконсультанта (основные акценты) | |
• | • Стремление осмыслить свою жизнь (чтобы в последние годы работы сделать что-то очень важное) | и близкие «оценили», а в «успокоении своей души, своей совести»). • Помощь в подборе подходящего хобби или увлечения. • Помощь в более адекватной самооценке (многие пожилые люди переоценивают свои возможности) — очень деликатная работа. • Иногда ретроспективная профконсуль-тация (помощь в осмыслении того, 1 что сделано) — очень осторожно, чтобы не травмировать клиента |
Пенсионеры | • Стремление поделиться опытом, рассказать о себе. • Стремление осмыслить свою жизнь и даже исповедаться в ошибках. • Иногда пенсионер не знает, к чему приложить свою активность | • Выслушивать. 1 • Помощь в обретении смысла (в новой 1 ситуации). • Ретроспективная ] профконсультация — 1 очень осторожно и ■] деликатно (главная | цель— помочьувидеть свою жизнь в целом | удавшейся и лишь | сильным натурам 1 помочьоценитьее | более реально) 1 Л |
Таким образом, часто ожидания клиентов и помощь психолого^ не совпадают. В таком случае необходимо прийти к единому пони! манию помощи. Нередко ситуация складывается так, что профкон| сультанту проще бывает удовлетворить просьбу (ожидание) клием та, чем долго объяснять ему, что данные вопросы рассматриват
128
еще рано. Например, подросток-восьмиклассник просит проверить, к каким профессиям он подходит, а к каким не подходит. Понятно, что подросток еще мало для чего «подходит», тем более что
окончательная профпригодность вообще формируется в самом труде. Но подростка уже интересует данный вопрос, поэтому проще поработать с ним по каким-то несложным психодиагностическим методикам, а может, и озадачить его недостаточно высокими показателями, но главное — сформировать на этой основе желание как-то развивать свои способности и повышать свою готовность к данным профессиям и к труду вообще. Естественно, следует сказать подростку, что этот диагноз неокончательный и что ко времени окончания школы у него все будет прекрасно, т. е. ни в коем случае не ставить ему окончательный диагноз-приговор.
Во всех случаях необходимо проявлять максимальную деликатность по отношению к клиенту, к его ожиданиям и к его выборам, так как это — прежде всего его собственные выборы. Необходимо также всегда учитывать индивидуальные особенности каждого клиента, который может и не вписаться в представленную схему-таблицу.
4.4. Проблемы профессионального образования и переподготовки кадров
Профессиональное образование (и последующее повышение квалификации) — это важный этап не только развития субъекта труда, но и развития субъекта профессионального самоопределения. Очень часто профконсультант реально помогает школьнику выбирать не только профессию, но и конкретное профессиональное учебное заведение, поэтому обращение к проблеме профессионального образования важно для лучшего понимания сущности профориентационной помощи.
Говоря о сущности профессионального образования, А. К. Маркова выделяет три основных момента: 1) овладение знаниями и умениями, на основе которых формируются мировоззрение и другие качества личности работника; 2) активное взаимодействие между учителем и учеником (студентом, слушателем); 3) активность самого обучающегося по освоению будущей профессии.
Основными стратегиями профессионального образования являются (по А. К. Марковой): 1) стратегия развития и до-развития нужных профессионально важных качеств (ПВК); 2) стратегия жесткого формирования ПВК; 3) стратегия мягкого формирования ПВК, позволяющая варьировать эти качества и осуществлять индивидуальный подход к ученикам; 4) стратегия коррекции ПВК (целесообразна применительно к уже имеющим профессиональный опыт специалистам в ходе повышения их квалификации).
129
Пряжникова
З.А.Решетова, развивая идеи П.Я.Гальперина, считает, что в профессиональном обучении важно формировать обобщенную ориентировку работника в целях, предмете и средствах выполнения производственных задач определенного типа. Для этих целей используются специально разрабатываемые ориентировочные технологические карты. Правда, эффективность подобных разработок подтверждена в основном на рабочих профессиях (см.: Решетова 3. А., 1985).
Долгое время в России были популярны идеи, связанные с политехническим образованием. В основе данного подхода — идея К. Маркса о «гармонично развитом индивиде» как антитезе «узко- ; му специалисту» (или «профессиональному кретину» — по К. Марк- < су). Интересно, что в 1920— 1930-е гг. в России велась острая дис-1 куссия о целесообразности политехнического образования в эпоху! всеобщей разрухи, требующей ускоренной подготовки хоть ка-| ких-то специалистов. Н.К.Крупская активно выступала именно! за политехнизацию профессиональной школы и профориентации.! В частности, она писала еще в 1932 г. в работе «Выбор профессии»:! «Мы не мыслим себе человека, навеки прикрепленного к одной| профессии». В другой работе — «Отзыв на рукопись сборника по вопросу о профориентации», написанной в 1934 г., Н.К.Крупская! отмечала, что политехническая школа даст подход к правильной! профориентации... Вот взять завод и изучить все профессии в це-| лом. Потом взять совхоз, изучить профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Затем — смежные профессии другю производств. Из какой профессии в какую легко переключиться?| (см.: Крупская Н.К., 1982). К сожалению, этим идеям не сужденс было реализоваться, так как вопреки теоретическим разработкал тоталитарная система быстро стала готовить именно «узких ^ циалистов» («профессиональных кретинов», столь распространен! ных и в наше время). Заметим, что Н. К. Крупская писала обо все» этом накануне выхода Постановления ЦК ВКП (б) «О педологи| ческих извращениях в системе Наркомпроса» (1936), и можно себ представить, с какими сложностями она сталкивалась.
Еще В. И.Ленин отмечал, что «даже самые простые рабочие» обя| зательно должны иметь к своей профессии «добавление образов тельного и политехнического минимума», иначе они будут постоя но отставать от развивающегося производства и не смогут стать пс ноценными членами общества, так как будут объектами шантажа: манипуляций со стороны различных политических «прохвостов».
Как и образование вообще, профессиональное образован» должно помочь человеку не столько в освоении конкретных зна ний и умений, сколько в обретении «смысловой картины мир того мира, в котором они живут и собираются трудиться» (Щ А.Г.Асмолову, по В.П.Зинченко). Так называемые знания, уме ния и навыки, так же как и сами профессии, — это лишь средст для нахождения своего места в мире и в обществе.
В последние годы все больше говорят о непрерывном образовании, имея в виду необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень в условиях непрерывного совершенствования производства, усложнения средств труда и производственных отношений. Главный лозунг непрерывного образования — «Не отставать от развивающегося производства!». Поскольку не всегда у работника будет возможность повышать свою квалификацию за счет фирмы (или за счет организации, где он работает), то важнейшей задачей является формирование у него способности к самообразованию.
В условиях интенсификации развития современного производства все более актуальным становится не только «непрерывное», но уже и опережающее образование. Иными словами, даже экономически становится более выгодным заранее обучать (переобучать, дообучать) специалистов с учетом прогнозируемых на производстве и в обществе изменений.
Наиболее сложной задачей профессионального образования является формирование ценностно-смысловой, нравственной основы будущего специалиста. Поскольку формализовать такую подготовку нельзя (немыслимо сдавать экзамены по нравственной готовности), то преподаватели должны научиться осуществлять такую работу на фоне привычных, формализуемых форм обучения. Вероятно, одним из перспективных методов здесь является личный пример самих преподавателей.
Оценка нравственной готовности студентов также должна осуществляться нетрадиционными (и конечно же, неофициальными!) методами, например в ходе наблюдения за обучающимися на дискуссиях, при обсуждении непривычного материала и т. п. Одним из возможных методов здесь является и констатация того, способны ли студенты жаловаться на преподавателя, который попытался хоть как-то повлиять на сложившиеся у них стереотипы мышления и предрассудки по поводу смысла будущего труда студентов. Естественно, такая работа должна проводиться очень деликатно и осторожно, без какого-либо стремления унизить обучающихся (ведь известно, что ломка стереотипов — дело трудное). Кроме того, выход на новые, проблемные вопросы всегда должен подстраховываться освоением традиционного материала, уже доказавшего свою эффективность. Как иногда говорят, «солидное образование» сначала должно быть «консервативным», а уж потом — «творческим».
Такой подход к формированию нравственной готовности будущего профессионала, на наш взгляд, может привнести особый смысл в труд самих преподавателей профессиональной школы, когда на первый план выходит не столько стремление очаровать очередную аудиторию, рассказывая всякие формально и неформально одобренные банальности (включая и байки из жизни зна-
130
131
менитых ученых), сколько стремление хоть немного вывести обучающихся на проблемный уровень постижения своей будущей; профессии. Сам факт обращения к неоднозначной и не проработанной до конца теме уже может рассматриваться как поступок — • поступок преподавателя. Здесь преподавателю нужно быть гото- \ вым и к некоторой «корявости», «неэффектности» своего заня- ] тия, ведь по сравнению с уже отработанным материалом препо-; даватель еще не подобрал нужных слов и не отрепетировал их в | многочисленных проговариваниях перед разными аудиториями.
Поступок всегда по сути своей «нетехнологичен» (по М. М. Бах-з: тину), что позволяет говорить даже об особой «эстетике неуклю-1 жести» преподавателя, который осмелился говорить о чем-то очень| важном, но пока еще вызывающем у многих кривые усмешки.
Конечно, сам преподаватель должен решить, готов ли он такой рискованной работе с учащимися и студентами. Смыс преподавательского поступка (при формировании ценностно-нравственной готовности будущих специалистов) состоит не в том,| что он должен так работать, а в том, что он может отказаться от такой рискованной деятельности, но все-таки не отказывается.
Приведенные выше рассуждения часто вызывают вопрос: а захотят ли школьники и студенты работать на уровне сложного рассмотрения мировоззренческих проблем, все ли поймут препода-| вателя, который вместо того, чтобы «очаровывать» их своими знаниями, стремится сказать что-то большее? Естественно, далеко не все смогут сразу понять такие стремления, и к этому надо бьп готовым. Но если на общем фоне непонимания (или даже самодовольного равнодушия) появится хоть одна пара внимательных глаз^ то только ради этого уже стоит рисковать и хоть как-то озадачивать учеников. При этом есть надежда, что для части остальные! учащихся сработает «эффект отсроченного действия» и что-то он* все-таки поймут, но потом.
Смысл такой работы заключается не только в том, чтобы не пременно убедить и «просветить» учащихся, и даже не только том, чтобы создать условия для самостоятельных размышлеш над сложными проблемами самоопределения, но и в том, чтобь морально поддержать тех учеников, которые уже сами близки пониманию сложности и неоднозначности бытия, но пока бо* ся думать о своих нравственных открытиях. Но когда преподава| тель хотя бы намекает на близкие, но пока еще «запретные» ученика идеи, то ситуация становится не такой уж безнадежно* так как в итоге ученик обретает «волю» рассуждения об окружаю| щем мире. Еще Г. Мюнстенберг писал, что «когда мы входим класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемс волей, а они являются волей в наших глазах». К сожалению, все ученики и не все преподаватели психологии стремятся к та| кой «воле», но, видимо, люди и должны быть разными: кто-т
стремится к настоящему самоопределению, а кто-то — к псевдосамоопределению.
4.5. Проблемы формирования профессионального самосознания субъектов труда
Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. Неслучайно С. М. Богословский, предложивший одно из самых удачных определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «...признается за профессию личным самосознанием данного лица» (цит. по: Климов Е.А., Носкова О. Г., 1992, с. 161).
При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок к таким терминам, как «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также «самоотношение», «идентичность» и др.
Например, Р. Берне, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». При этом «описательная составляющая "Я-концепции"» часто называется «образом Я», а составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — «самооценкой» или «принятием себя» (Психология самосознания, 2000, с. 333). В целом Р. Берне выделяет: 1) когнитивную составляющую «Я-концепции»; 2) оценочную составляющую и 3) поведенческую составляющую.
В.В.Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности». «Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности», — пишет В.В.Столин и задает важный для психологии самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образований самосознания являются ключевыми, выполняющими роль основных единиц самосознания на уровнях индивида и личности?» (там же, с 133-134).
В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин предлагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной и эмоциональной формах, и не образы + самооценки», а «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и дея-
132
133
тельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков, которые таким образом являются пусковым моментом образова- \ ния противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смысл ] "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую В( когнитивной и эмоциональной сферах», — рассуждает далее) В. В. Столин о механизмах самосознания (там же, с. 155).
Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В. В. Столин пишет о > том, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживае-] мое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспри-1 нимаемое (или ожидаемое) отношение другого» (Столин В. В., 1983,} с. 165-166).
Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р.Пантилеев во| многом опирается на представление о самосознании В.В.Столи-| на о «конфликтном личностном смысле».
Самоотношение, по мнению С. Р. Пантилеева, не является «ни| следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты! «образа Я», наоборот, «знание о себе и самоотношение ест следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта,! в его деятельности, — и лишь вторично, в феноменологически! превращенных формах, отдельные самооценки могут воспри-1 ниматься самим субъектом как способные порождать его истин-1 ное отношение к себе». Отсюда «самоотношение может быть по-] нято как лежащее на поверхности сознания, как непосредствен-! но-феноменологическое выражение (или представленность) лич-1 ностного смысла «Я» для самого субъекта, — продолжает свои! рассуждения С. Р. Пантилеев. — При этом специфика пережива-| ния смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, ег объективной позиции в социуме» (Психология самосознания, 2000,1 с. 222).
Интересны рассуждения К. Роджерса о «Я-концепции», кото-' рую он считает «центральным конструктом для теории псиxоте^ рапии и личности» (там же, с. 456). К. Роджерс выделяет «Я реаль-* ное» (каким человек видит себя реально) и «Я идеальное» (каки* бы человек хотел себя видеть) и считает, что рассогласование между представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» часто и является энергетической основой для его саморазвития.
Понятие «идентичность», предложенное Э.Эриксоном, позво*| ляет лучше понять сам процесс нахождения человеком самого себя