ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 515
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
336
тантов по освоению новых методов работы; 5) разработана программа профессионального подбора кадров на конкретном пред-прИятии и т.п.
14.2.4. Обозначение целей и задач исследования
Как отмечает В. В. Краевский, «цель — это предположение о результате», при этом, «намечая логику исследования, исследователь формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута» (Краевский В. В., 1994, с. 131-132).
Цель связана с актуальностью исследования и обычно формулируется в позитивном (оптимистичном) ключе, предполагающем, что достижение цели (результат) должно обогатить психологическую науку или обеспечить решение какой-то практической проблемы.
Вот перечень возможных целей, достигаемых в психологическом исследовании:
-
провести теоретический или методологический анализ, дать
оценку чему-либо (методике, методу, теоретической модели, по
лученным эмпирическим данным и т.п.); -
систематизировать или обобщить что-либо (эмпирические
данные, результаты теоретических построений, методы и т.п.); -
получить новые эмпирические данные; -
подтвердить или опровергнуть (перепроверить) что-то в ре
зультате повторения уже проведенного кем-то исследования; -
предложить (разработать) новую теоретическую модель или
объяснительную схему; -
обосновать новую гипотезу, поставить существенную и важ
ную проблему;
7) разработать новый метод (или конкретную методику),
предназначенную для более оптимального решения конкрет
ных исследовательских и практических задач (например, диагно
стических, корректирующих, формирующих, развивающих проф-
ориентационных задач);
-
провести конкретное исследование с выдачей практических
Рекомендаций; -
повысить уровень информированности, сформированности
какого-то умения и т.п. (оказать позитивное воздействие на со
знание);
Ю) создать условия для повышения уровня профессиональной Рефлексии и саморазвития профконсультантов (включая и само-
Развитие самого исследователя, который также может выступать в Качестве предмета исследования).
337
Исходя из целей, формулируются более конкретные задачи следования, которые, как уже отмечалось, служат для более целе правленного достижения цели и проверки гипотезы исследова*
В целом логика выдвижения задач в эмпири| ском исследовании следующая:
-
проведение теоретического анализа проблемы, выделе!
и обоснование ключевых понятий (понятий, представленщ
теме, предмете, в гипотезе и целях), создание основы для
пользования в дальнейшей работе ранее полученных другими!
торами результатов и выводов; -
выделение и обоснование новых понятий, теоретиче
построений и моделей, предлагаемых автором и важных для,
нейшей организации собственно экспериментальной (исследс
тельской) части работы; -
составление общей схемы эксперимента (определение
пов исследования, выбор экспериментальной базы и обосн^
ние выборки и т.п.); -
выбор и обоснование методов исследования и интерпр|
ции результатов; -
проведение исследования (обычно в тексте еще раз уте
ется, что именно исследуется); -
анализ и обобщение полученных результатов; -
формулирование выводов и рекомендаций на основе пс
ченных и проанализированных (осмысленных) результатов.
При формулировании целей и задач исследования следуе забывать об этической правомерности данной работы, связанн| ответственностью исследователя перед конкретными обследуед людьми, перед обществом, перед своим профессиональным! обществом, наконец, перед самим собой. В экспериментал! психологии данный вопрос еще недостаточно разработан (ис§ дователи так же, как и практики, больше ориентируются на ческие принципы», многие из которых также не являются признанными). Поэтому можно обозначить лишь некоторые ные для исследователя этические моменты: 1) приор*
всегда остается право и благополучие обследуемого человека i бенно когда исследование проводится в ходе практическог шения проблем консультируемого человека), поэтому нельзя j интересов науки манипулировать сознанием испытуемого; зультаты исследования (эксперимента) должны носить ано)| ный характер, поэтому нельзя использовать в научных от дипломах и диссертациях настоящие имена и фамилии ист мых; нельзя также сообщать компрометирующие испытуел зультаты их непосредственным начальникам, родителям и 3) нельзя давать оскорбительные оценки испытуемым, а те» лее знакомить их с результатами, которые могут хоть как-т вредить им.
338
14.2.5. Определение общей логики и основных этапов исследования
Выше уже были представлены некоторые модели, отражающие основные этапы научно-исследовательской работы. При не-посредственном планировании исследования (эксперимента) важно реально оценивать ситуацию и собственные возможности. Этапы исследования будут также зависеть от цели данной работы. Например, если целью является исследование динамики формирования готовности школьников к самостоятельному и осознанному самоопределению в ходе учебного года, то, естественно, и само исследование будет растянуто не менее, чем на целый учебный год. В других случаях (обычно в констатирующем исследовании) всю работу можно провести достаточно быстро.
Само выделение основных этапов связано с решением задач исследования (см. выше). Поэтому на первых этапах обычно анализируют проблему на теоретическом уровне; на последующих этапах проводят организационные мероприятия, подготовку к самому исследованию, а также подбор (или создание) адекватных методов; далее проводят само исследование и, наконец, осуществляют обобщение и анализ полученных результатов.
Общая логика организации профориентацион-ного исследования может быть следующей.
-
Выявление особенностей изучаемого объекта по выделенным
параметрам с использованием адекватных методов исследования,
т.е. простое проведение опроса, анкетирования, наблюдения,
беседы, психодиагностических методов, позволяющих выделить
наиболее характерные психологические особенности изучаемой
выборки самоопределяющихся людей. Данная разновидность ис
следования является наиболее распространенной среди прак
тических профконсультантов, поскольку она близка к их не
посредственным служебным обязанностям. Такое исследование,
к сожалению, достаточно примитивно, поскольку фактически
не затрагивает сложных проблем профессионального самооп
ределения и служит лишь решению конкретных прикладных
задач. -
Выявление закономерностей в развитии субъекта труда с по
мощью изучения специфики самоопределяющегося человека на
Разных этапах его развития. Здесь возможны либо изучение разви
тия данной группы людей в течение длительного времени (что не
всегда бывает возможно), либо сравнительный анализ психологи
ческих особенностей профессионального самоопределения различ
ных (но все-таки сопоставимых по социально-образовательным
характеристикам) возрастных групп обследуемых. -
Сравнительный анализ психологической структуры и про
цесса профессионального самоопределения у разных групп людей
339
одного возраста (но отличающихся по состоянию здоровья, пс местопроживанию, общей культуре и т.п.).
-
Изучение влияния различных факторов профессиональн|
самоопределения, с которыми сталкиваются различные обсле
емые группы (например, какие факторы более значимы для
ростков из обеспеченных, а какие — из необеспеченных cei
и т.п.). -
Исследование эффективности определенного воздейств*
самоопределяющихся людей (здесь уже уместно говорить о пр
ориентационном эксперименте как об «исследовании воз
ствия»). При этом исследоваться может эффективность кон*
ной профориентационной методики или целой программы пр
ориентационной помощи. Обычно в таких случаях выдел
контрольную группу (в которой данная методика не используе
и профориентационные занятия организуются традиционным t
собом, если вообще организуются) и экспериментальную гр
(с которой данная, исследуемая методика используется). В
группах проводятся контрольные замеры в начале и в конце он
деленного временного отрезка (в экспериментальной
перед использованием методики и после ее использован!
Результаты таких замеров (до и после проведения профорие*
ционного воздействия) позволяют сравнить изменения у ист
емых контрольной и экспериментальных групп, что дает воз*
ность затем сравнить, в какой группе эти изменения ока
более выраженными. -
С помощью методов самоанализа, самонаблюдения и
совершенствования можно сравнивать и анализировать разл*
способы организации собственной работы с целью лучшего
знания ее смысла и дальнейшего совершенствования своей
фессиональной деятельности, а также совершенствования
себя как субъекта труда и как человека.
14.2.6. Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования
Для типичного профориентационного исследования можно < значить следующие варианты экспериментальной б! (по критерию моделирования исследуемой реальности, по ни приближения к этой реальности):