ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 493
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
сама практическая деятельность (например, обобщение о|
та практического профконсультирования или использование;
ных психолого-педагогических профориентационных програ
реальном учебном процессе); -
«полевой эксперимент», приближенный к реальности (на
мер, совместно с практиками, во временной роли практика и т.?
340
-
лабораторный, искусственный эксперимент (например, с
^пользованием аппаратуры, в специально созданной ситуации); -
идеализированный, мысленный эксперимент. Здесь экспе
риментальная база находится как бы в голове (в сознании) иссле
дователя, что требует от него специальной готовности к такого
рода работе, основанной на богатом предшествующем, более «ре
альном» экспериментальном опыте. Мысленный эксперимент оп
равдывает себя в тех случаях, когда по разным причинам сложно
организовать экспериментальное исследование в более прибли
женной к реальности ситуации.
Связывая мысленный эксперимент с функциями воображения в научном познании, Л.С.Коршунова и Б.И.Пружинин отмечают, что «типы и формы познавательной активности перерастают друг в друга: мысленный эксперимент — в моделирование, моделирование — в операции с конструктами и т.п.», но при этом «ученые практически никогда не смешивают реальный эксперимент с мысленным, даже если результаты мысленного эксперимента используются в качестве квазиэмпирической базы для радикального изменения данной теоретической системы», поэтому «наиболее приемлемой формой такой конструктивной деятельности, во всяком случае в ее творческих аспектах, является игра» (Коршунова Л. С, Пружинин Б. И., 1989, с. 101, 105). В силу этого мы также не рекомендуем студентам и переобучающимся профкон-сультантам злоупотреблять мысленным экспериментированием, используя его лишь для самостоятельного анализа воображаемых ситуаций, но не для написания курсовых и дипломных работ, а тем более для написания отчетов о проделанной работе.
И все-таки мысленный эксперимент, особенно в труднодоступной традиционным, естественно-научным методам исследования, является вполне правомерным. Научное воображение, мысленный эксперимент «выступают как форма своеобразного переноса и включения в данное знание представлений, невоз
можных с точки зрения данного знания, но требующих дальнейшего его развития, изменения, перестройки», однако воображение не только средство переноса знания из одной области в другую: «с помощью воображения в формирующееся знание "включается" знание о процессах, недоступное непосредственному наблюдению... выступая в чувственно-наглядной форме, воображение несет информацию о ненаблюдаемых, но реальных явлениях» (там же, с. 108).
Важными составляющими организации психологического профориентационного исследования (эксперимента) являются выбор и ^основание выборки обследуемых (испытуемых). Выборка — это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Основное качество выборки, необходимое для пол-н°ценного исследования (эксперимента), — ее репрезентативность,
341
II
i
которая определяет внешнюю валидность (достоверность) эксг римента и достигается адекватными методами отбора испытуемц При этом «внутренняя валидность зависит от степени взаимно! соответствия экспериментальной и контрольной групп и обесп| чивается с помощью различных стратегий распределения ист емых по группам» (Готтсданкер Р., 1982, с. 430 — 431).
14.2.7. Составление плана (содержания) работы
После того как исследователь в целом сориентировался, ч: именно и как он будет исследовать, составляется план (содей жание) работы. Общие рекомендации по составлению плана боты таковы.
В плане должны быть отражены основные смысловые состав ющие (ключевые понятия) темы исследования.
Каждая глава должна быть представлена дифференцирова т.е. с разделами (примерно по 3 — 7 разделов на главу).
Общая логика построения плана: от более глобальных boiI росов к вопросам более частным. Автор должен показать ci общую ориентировку в проблеме и обозначить тот конкрет?
проблемный участок общего вопроса, который он собирается из чать.
Каждая глава и раздел должны иметь свое название, отража щее суть, т. е. не следует писать «Теоретическая часть», «Эмпир| ческая часть» и т. п. (лучше писать «Теоретико-методологичес* анализ (такой-то проблемы»)» или «Эмпирическое исследова зависимости (такой-то)»).
Обычно план (содержание) занимает 1 — 1,5 странички.
14.3. Подбор и обоснование методов
в профориентационном исследовании.
Проблема точности измерения
Главное, что важно учесть при отборе методов исследования, это их адекватность целям и задаче исследования, чтобы получа мые в ходе использования этих методов результаты действит позволяли проверять выдвинутые в работе гипотезы, т.е. бь ориентированы на исследование изучаемых в данной работе пе{ менных. Как отмечает В. Н.Дружинин, в психологии (по аналог с другими науками) целесообразно выделить три основных клас традиционных исследовательских методов: 1) эмпирические, которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъе| та (исследователя) и объекта исследования; 2) теоретическ когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта i
342
нее — с моделью предмета исследования); 3) интерпретации и описания, при которых субъект (исследователь) «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами) (см.: Дружинин В. Н., 1994, с. 12). Эмпирические методы профориентационного исследования условно можно разделить на методы диагностические (традиционно «исследовательские») и методы воздействия, более соотносимые с экспериментальным исследованием. Диагностические методы:
1) беседа; 2) наблюдение; 3) опросники; 4) анкеты; 5) тесты
(стандартизированные задания); 6) аппаратурные пробы; 7) экс
пертные опросы; 8) анализ результатов труда профконсультантов
или других специалистов (для составления «профиля» специали
ста и т.п.); 9) самонаблюдение (при непосредственном выполне
нии исследуемой деятельности) и др.
В. Н.Дружинин выделяет четыре крайних варианта научно-практических психодиагностических задач (психодиагностических си
туаций): 1) добровольное участие в эксперименте, самостоятельный выбор дальнейшего жизненного поведения (консультация);
2) принудительное участие, самостоятельный выбор поведения
(обследование); 3) принудительное участие, вариант поведения
после обследования навязан (аттестация); 4) добровольное учас
тие в обследовании, вариант дальнейшего поведения навязан
(профотбор) (см. там же, с. 96 — 97).
Методы профориентационного воздействия, выделенные в соответствии с основными профконсультационными задачами, уже были описаны нами выше. В целом можно выделить следующие группы методов: 1) манипулирование сознанием клиента, гипноз, внушение, обман и др., что для практической профконсультации является совершенно неприемлемым, но что, к сожалению, соблазнительно для некоторых недобросовестных специалистов-исследователей; 2) эмоционально-мотивационное воздействие;
3) информационное воздействие; 4) беседы-консультации со сти
мулирующим эффектом; 5) игровые методы; 6) активизация са
мостоятельности действий самоопределяющегося человека в не
игровых методах (активизирующие опросники, схемы анализа и
самоанализа ситуаций самоопределения и др.).
Особый интерес представляют методы формирующего эксперимента (по П.Я.Гальперину), в котором исследование происходит параллельно с воздействием, развитием в специальных процедурах (формированием) требуемого качества.
Поскольку в профориентационном исследовании не всегда удается воспользоваться «чистым» профориентационным методом, то возникает проблема адаптации методов, заимствованных из других направлений психологии. К сожалению, серьезного разрешения данная проблема пока еще не получила, но профконсуль-тант-исследователь должен хотя бы осознавать ограниченность
343
многих популярных тестов и игровых упражнений для решеь задач профессионального самоопределения. Следует помнить,' многие методики обычно предназначены для достаточно кон* ных задач, поэтому результаты использования этих методик не переносить на всю сферу самоопределения. Исследователь мол лишь отметить, что по частным (изучаемым) параметрам дс нуты такие-то и такие-то результаты. Лучше, когда такого рода ] тодики используются в исследовании как дополнительные.
Теоретические методы профориентационного исследовал 1) методы, позволяющие оперировать сложными идеальнь объектами (объяснительные схемы, концептуальные модели, ■ ретические системы, методологические «базы» и т.п.); 2) ме анализа литературы и других источников (контент-анализ, or малыше схемы конспектирования или чтения, логические вила обобщения данных и др.).
В.Н.Дружинин выделяет три группы теоретических метод 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), ] че — восхождение от общего к частному, от абстрактного к кс ретному, в результате чего появляется возможность выявить номерность, закон, теорию; 2) индуктивный метод — обобще* фактов, восхождение от частного к общему, в результате чего является возможность построения классификации, выдвиже* гипотезы; 3) моделирование — конкретизация метода аналог «трансдукции», умозаключения от частного к частному, когд качестве аналога более сложного объекта берется более прос (доступный для исследования), в результате появляется объекта, процесса, состояния (см. там же, с. 13).
Методы интерпретации и описания полученных результата в экспериментальной психологии подразделяют методы кол* ственного и качественного анализа полученных результатов, этом предлагаются специальные шкалы, позволяющие опреде степень проявления исследуемого параметра (см.: Дружинин В.-1994; Практикум по общей и экспериментальной психологии, И идр.). В частности, выделяются следующие типы H3MepHT6J ных шкал:
шкалы наименований (номинативные шкалы), когда шкаль» значения отражают лишь отнесенность объекта к данному кла (каждое наименование школы — это наименование класса о£ тов);
шкалы порядка (ординарные шкалы), отражающие упорядоч