ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 507
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
себе огромные состояния и самодовольно «процветают», а друа гая, большая часть народа явно бедствует и даже не понимает^ что их несчастья во многом определяются существующей и почти легализованной в обществе несправедливостью, а та* ловкой манипуляцией их сознанием со стороны официальной про*Я паганды. Как отмечал еще в 1950-е гг. известный американс» социолог Р. Миллс, «людей, живущих в обществе, превратившемс в инертную массу, не волнует ничего, кроме одолевающих
402
личных забот и невзгод, истинного смысла и источника которых они, однако, не сознают... Задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс Р., 1959, с. 424-425).
Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте развития общества и всей культуры — значит прежде всего сформировать у него иммунитет против манипуляции со стороны различных «официальных» идеологов, и прежде всего со стороны современных средств массовой информации, которые, по мнению многих психологов, формируют «стандартного человека», равнодушного к проблемам общества. Но сначала этому должны научиться сами педагоги и психологи, работающие со школьниками.
15.7. Главный этический ориентир в работе профконсультанта
Подводя итог, можно сформулировать главный этический ориентир профконсультанта, пытающегося помочь клиенту самоопределиться в конкретной социокультурной ситуации. Это — культивирование права каждого человека (клиента) на построение и реализацию уникальной жизни, ни на что не похожей профессиональной карьеры, но права, не ущемляющего таких же прав других людей (которые на данный момент не являются «клиентами» данного профконсультанта). Иными словами, психолог-профкон-сультант не должен поощрять стремление своего клиента строить свое благополучие (успешную карьеру) за счет интересов других людей и всего общества.
Такой ориентир соотносится с современными взглядами на проблему чувства собственного достоинства. В частности, Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Чувство собственного достоинства (по Дж. Ролзу) включает в себя два основных момента: во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации»; во-вторых,
уверенность в собственных способностях, «поскольку во власти человека выполнить собственные намерения» (Ролз Дж., 1995, с. 385). К этому можно добавить, что по-настоящему человек может себя уважать тогда, когда, с одной стороны, он достигает успеха, а с Другой стороны, сохраняет свое достоинство (совесть, репутацию,
403
не отказывается от того, чтобы считать себя порядочным человеком). К сожалению, такие люди встречаются нечасто, но, быть может, в этом тоже есть смысл: ведь если чего-то становится слишком много, то это неизбежно обесценивается.
Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который «уверен в собственных способностях» и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обще- i стве и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей j есть свои концепции блага, которые часто вступают друг с другом ] в неизбежные противоречия. В справедливом обществе, отмечает] Дж.Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить] свои интересы, т.е. «договориться» и пойти на определенные ус-| тупки друг другу. А это означает, что даже в справедливом обществе! неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. При-| чем неизбежными становятся уступки и в самом главном — в чув-| стве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая! даже в столь важном для себя, как в чувстве собственного достоин-1 ства, человек и все общество получают гораздо больший выиг-| рыш — стабильность всего этого общества и его дальнейшее разви-| тие, а значит, и расширение возможностей для самореализации! каждого отдельного члена такого общества (см. там же).
И именно здесь человек превращается из отдельно взятого ин-| дивида в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что «поздний» А. Адлер на-| зывал «чувством сопричастности с обществом» и к чему призывал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный интересы общества (а еще лучше — Культуры), не столько «терЯ1 ет» свое достоинство в неизбежных уступках интересам др>
людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорр что достоинство проходит настоящую проверку — проверку чимости цели и смысла, ради которых человек живет и може вообще считать или не считать себя личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обще| ству в целом.
Но, как сказал французский революционер и писатель Н. Шам| фор, слишком большие достоинства подчас делают человека нет пригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитка| ми — там нужна разменная монета, особенно мелочь. А это зна чит, что проблема для многих людей все-таки остается. И здесь i помощь самоопределяющимся людям может прийти профконсул тант, но при условии, что он сам хотя бы пытается разобраться i этих сложнейших проблемах.
Важным условием достойной работы профконсультанта яе ется также отказ от насилия над личностью клиента, когда са клиент не стремится быть каким-то особенным, а видит свое сч|
404
стье в том, чтобы не отличаться от других («быть не хуже других»). Психолог-профконсультант в этом случае должен лишь показать саму возможность построения разных вариантов счастья. Но окончательный выбор остается за самим клиентом. И именно поэтому корректнее говорить не о самоопределении, к которому готовы далеко не все клиенты (и не все психологи-консультанты), а о профориентации, высшим уровнем которой как раз и является вывод клиента на уровень самостоятельности и осознанности при решении важных жизненных вопросов.
Но тогда остается вопрос: должен ли психолог допускать, чтобы кто-то из клиентов не стремился к высшим уровням самоопределения? Как это ни покажется странным, но здесь срабатывает «экологический принцип» практической психологии. Согласно этому принципу, как и в природе, в человеческом обществе должно быть многообразие различных видов. Как и в природе, имеют право на существование и хищники, и молчаливые рыбы, и грациозные олени, и щебечущие птичьи стаи.
В человеческом обществе все не могут быть одинаково прекрасными. И у каждого человека должен быть выбор. Главная проблема
для профконсультанта состоит в том, чтобы, с одной стороны, не способствовать явно антисоциальным жизненным выборам, а с другой стороны, не ограничивать свободу самоопределения даже для людей с примитивными ориентациями. Смысл свободы — в праве отказываться от высших идеалов самоопределения. А задача профконсультанта — все-таки сориентировать клиента в многообразных вариантах построения своего счастья (включая и самые благородные варианты). И, как нам представляется, говорить о благородных вариантах намного сложнее, чем о вариантах примитивных и однообразных.
Вопросы и задания
405
тит «эксперту», придравшемуся к некоторым незначительным ошющ-| ностям в тексте диссертации, некую кругленькую сумму, либо автори«| тетный «эксперт» сделает все, чтобы «завалить» соискателя на защите?
10. Приведите пример реальной общечеловеческой ценности, которой!
должен руководствоваться психолог в работе с большинством клиентов.
Рекомендуемая литература
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Человек j мире слов/ Сост. О.Е.Осовский. — М., 1995.
Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-челове* коведа // Психологический журнал. — Т. 14. — 1994. — № 4. — С. 130— 1]
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии. — М.; Воронеж^ 2002.
РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы проанализировали теоретико-методологические основы профориентации, а также представили практический материал по организации и проведению групповых занятий с самоопределяющимися подростками и клиентами на индивидуальных проф-консультациях. Основной акцент при этом был сделан на существующих проблемах в теории и практике профориентационной работы.
Как было показано в пособии, традиционные подходы в профориентации, основанные на тестировании и выдаче рекомендаций о готовности к профессии (о возможной успешности в данной деятельности), часто оказываются не очень эффективными, поэтому в целом неизбежен дальнейший поиск новых подходов. Ведь очень часто и прогнозы успешности на уровне обыденного сознания, и «научно обоснованные» прогнозы приводят к откровенным конфузам. Например, бывшие двоечники оказываются выдающимися людьми, а отличники ведут себя недостойно в ответственные жизненные моменты.
В качестве перспективных можно выделить следующие зада-чи исследования профориентационной проблематики.
402
личных забот и невзгод, истинного смысла и источника которых они, однако, не сознают... Задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс Р., 1959, с. 424-425).
Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте развития общества и всей культуры — значит прежде всего сформировать у него иммунитет против манипуляции со стороны различных «официальных» идеологов, и прежде всего со стороны современных средств массовой информации, которые, по мнению многих психологов, формируют «стандартного человека», равнодушного к проблемам общества. Но сначала этому должны научиться сами педагоги и психологи, работающие со школьниками.
15.7. Главный этический ориентир в работе профконсультанта
Подводя итог, можно сформулировать главный этический ориентир профконсультанта, пытающегося помочь клиенту самоопределиться в конкретной социокультурной ситуации. Это — культивирование права каждого человека (клиента) на построение и реализацию уникальной жизни, ни на что не похожей профессиональной карьеры, но права, не ущемляющего таких же прав других людей (которые на данный момент не являются «клиентами» данного профконсультанта). Иными словами, психолог-профкон-сультант не должен поощрять стремление своего клиента строить свое благополучие (успешную карьеру) за счет интересов других людей и всего общества.
Такой ориентир соотносится с современными взглядами на проблему чувства собственного достоинства. В частности, Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Чувство собственного достоинства (по Дж. Ролзу) включает в себя два основных момента: во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации»; во-вторых,
уверенность в собственных способностях, «поскольку во власти человека выполнить собственные намерения» (Ролз Дж., 1995, с. 385). К этому можно добавить, что по-настоящему человек может себя уважать тогда, когда, с одной стороны, он достигает успеха, а с Другой стороны, сохраняет свое достоинство (совесть, репутацию,
403
не отказывается от того, чтобы считать себя порядочным человеком). К сожалению, такие люди встречаются нечасто, но, быть может, в этом тоже есть смысл: ведь если чего-то становится слишком много, то это неизбежно обесценивается.
Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который «уверен в собственных способностях» и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обще- i стве и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей j есть свои концепции блага, которые часто вступают друг с другом ] в неизбежные противоречия. В справедливом обществе, отмечает] Дж.Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить] свои интересы, т.е. «договориться» и пойти на определенные ус-| тупки друг другу. А это означает, что даже в справедливом обществе! неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. При-| чем неизбежными становятся уступки и в самом главном — в чув-| стве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая! даже в столь важном для себя, как в чувстве собственного достоин-1 ства, человек и все общество получают гораздо больший выиг-| рыш — стабильность всего этого общества и его дальнейшее разви-| тие, а значит, и расширение возможностей для самореализации! каждого отдельного члена такого общества (см. там же).
И именно здесь человек превращается из отдельно взятого ин-| дивида в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что «поздний» А. Адлер на-| зывал «чувством сопричастности с обществом» и к чему призывал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный интересы общества (а еще лучше — Культуры), не столько «терЯ1 ет» свое достоинство в неизбежных уступках интересам др>
людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорр что достоинство проходит настоящую проверку — проверку чимости цели и смысла, ради которых человек живет и може вообще считать или не считать себя личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обще| ству в целом.
Но, как сказал французский революционер и писатель Н. Шам| фор, слишком большие достоинства подчас делают человека нет пригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитка| ми — там нужна разменная монета, особенно мелочь. А это зна чит, что проблема для многих людей все-таки остается. И здесь i помощь самоопределяющимся людям может прийти профконсул тант, но при условии, что он сам хотя бы пытается разобраться i этих сложнейших проблемах.
Важным условием достойной работы профконсультанта яе ется также отказ от насилия над личностью клиента, когда са клиент не стремится быть каким-то особенным, а видит свое сч|
404
стье в том, чтобы не отличаться от других («быть не хуже других»). Психолог-профконсультант в этом случае должен лишь показать саму возможность построения разных вариантов счастья. Но окончательный выбор остается за самим клиентом. И именно поэтому корректнее говорить не о самоопределении, к которому готовы далеко не все клиенты (и не все психологи-консультанты), а о профориентации, высшим уровнем которой как раз и является вывод клиента на уровень самостоятельности и осознанности при решении важных жизненных вопросов.
Но тогда остается вопрос: должен ли психолог допускать, чтобы кто-то из клиентов не стремился к высшим уровням самоопределения? Как это ни покажется странным, но здесь срабатывает «экологический принцип» практической психологии. Согласно этому принципу, как и в природе, в человеческом обществе должно быть многообразие различных видов. Как и в природе, имеют право на существование и хищники, и молчаливые рыбы, и грациозные олени, и щебечущие птичьи стаи.
В человеческом обществе все не могут быть одинаково прекрасными. И у каждого человека должен быть выбор. Главная проблема
для профконсультанта состоит в том, чтобы, с одной стороны, не способствовать явно антисоциальным жизненным выборам, а с другой стороны, не ограничивать свободу самоопределения даже для людей с примитивными ориентациями. Смысл свободы — в праве отказываться от высших идеалов самоопределения. А задача профконсультанта — все-таки сориентировать клиента в многообразных вариантах построения своего счастья (включая и самые благородные варианты). И, как нам представляется, говорить о благородных вариантах намного сложнее, чем о вариантах примитивных и однообразных.
Вопросы и задания
-
В чем заключается «этический парадокс» предмета и метода психо
логии и каковы основные варианты смягчения этого «парадокса»? -
Почему не правомерен вопрос о полном отказе от манипуляции
сознанием клиента? Приведите примеры неизбежной манипуляции со
знанием клиента. -
Можно ли формировать субъекта построения своей жизни или
субъект формируется сам? -
В чем заключается главный этический ориентир профессионально
го развития психолога? -
Чем отличаются «семейственность» и «кастовость» в науке? -
Раскройте смысл этического принципа: «Не навреди!» Приведите
примеры, когда психолог мог бы «навредить» клиенту. -
Обсудите следующую ситуацию. Как быть, если соискателя степени
кандидата психологических наук буквально накануне защиты (когда уже
вложены немалые силы и средства) ставят перед выбором: либо он пла-
405
тит «эксперту», придравшемуся к некоторым незначительным ошющ-| ностям в тексте диссертации, некую кругленькую сумму, либо автори«| тетный «эксперт» сделает все, чтобы «завалить» соискателя на защите?
-
Должен ли преподаватель психологии быть развитым этическим-!
субъектом своего труда? Почему? -
Чем вызвана необходимость выделения нравственного уровня эти-J
ческой регуляции деятельности психолога помимо нормативно-право-;]
вого и морального уровней?
10. Приведите пример реальной общечеловеческой ценности, которой!
должен руководствоваться психолог в работе с большинством клиентов.
Рекомендуемая литература
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Человек j мире слов/ Сост. О.Е.Осовский. — М., 1995.
Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-челове* коведа // Психологический журнал. — Т. 14. — 1994. — № 4. — С. 130— 1]
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии. — М.; Воронеж^ 2002.
РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы проанализировали теоретико-методологические основы профориентации, а также представили практический материал по организации и проведению групповых занятий с самоопределяющимися подростками и клиентами на индивидуальных проф-консультациях. Основной акцент при этом был сделан на существующих проблемах в теории и практике профориентационной работы.
Как было показано в пособии, традиционные подходы в профориентации, основанные на тестировании и выдаче рекомендаций о готовности к профессии (о возможной успешности в данной деятельности), часто оказываются не очень эффективными, поэтому в целом неизбежен дальнейший поиск новых подходов. Ведь очень часто и прогнозы успешности на уровне обыденного сознания, и «научно обоснованные» прогнозы приводят к откровенным конфузам. Например, бывшие двоечники оказываются выдающимися людьми, а отличники ведут себя недостойно в ответственные жизненные моменты.
В качестве перспективных можно выделить следующие зада-чи исследования профориентационной проблематики.
-
Торетический анализ и обобщение отечественного и зарубеж
ного опыта профориентационной работы (психологии карьеры). -
Разработка и апробирование наиболее эффективных систем
профориентационной работы на уровне отдельных предприятий
(включая и работу со школьниками), городов, регионов и всей
страны. -
Разработка принципиально новых методов практической ра
боты и профориентационного исследования, преимущественно
основанных не на попытках все и вся просчитать (самоопределе
ние — слишком неформализуемое психологическое образование),
а на более простых и естественных подходах, более понятных как
клиентам, так и самим психологам-профконсультантам. -
Разработка этических основ профориентационной работы.
Главная проблема здесь заключается в том, что реально в совре
менном обществе все люди не могут быть одинаково прекрасны
ми и благородными, все не могут заниматься лишь благородным