ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 514
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Как уже отмечалось, деньги — это важнейший элемент туры, позволяющий оптимизировать многие человеческие моотношения. Деньги — это частички души самых разных л» поскольку аккумулируют в себе их труд, страдания, несс шиеся мечты и т. п. И одновременно деньги — это отличный Т ведь с их помощью можно, действительно, творить добро^| можно использовать их и ради своих эгоистических целей.
398
этом снова проявляется право выбора самоопределяющегося человека.
Еще Г. Мюнстенберг писал, что «чем большим почетом и уважением пользуется какая-нибудь деятельность, тем больше она освящена достоинством осуществления идеальных стремлений и тем более она может не считаться с рыночными ценами» (Мюнстенберг Г., 1997, с. 309 — 310). Но, к сожалению, зарабатывание денег любыми путями становится главнейшей деятельностью «осуществления идеальных стремлений» для большинства людей.
И все-таки деньги — это лишь средство, потенциальная возможность либо для возвышения своего достоинства, либо для личностной деградации. И именно идея денег (универсального «мерила», «линейки» для оценки жизненного успеха) создает «психологическую ловушку» для самоопределяющейся личности. Если человек, планируя свои жизненные перспективы, рассуждает так, что сначала ему нужно заработать много денег, а уж потом стать личностью, то он обречен так и остаться «машиной по зарабатыванию (или по «деланию») денег». Такой человек вынужден сразу же с головой включиться в «товарные отношения», и тогда он неизбежно сам превращается в «товар» на «рынке личностей» (по Э.Фромму), точнее — несостоявшихся личностей.
Если самоопределяющийся человек вообще отказывается от зарабатывания денег (или сводит свой заработок к «прожиточному минимуму») и даже не пытается расширить материальную основу для своего личностного развития, то он опять себя обманывает, так как лишается возможности проверить свой дух деньгами. Интересно, что наиболее удачливые бизнесмены и предприниматели на первый план в системе своих ценностей обычно выдвигают не «максимальную прибыль», а сам «процесс» работы.
Но если человек не отказывается от идеи зарабатывания денег
и все-таки находит в себе силы размышлять о своей душе, о том, как использовать эти деньги для благородных целей и реализовы-вать идеалы справедливости и личного достоинства, то о таком человеке можно сказать, что он подлинный субъект своей деятельности, так как способен рефлексировать и поступать неординарно, ломая стандартные представления о предпринимателе как о «торгаше», заботящемся только о своей «выгоде».
Интересную попытку разобраться в общечеловеческих ценностях с позиции психолога-профессиоведа сделал Е. А. Климов, который выделил следующие их характеристики: 1) постоянно улучшаемая репродукция себе подобных; 2) ориентация на проектирование и улучшение предметного мира; 3) уважительное и терпимое отношение к индивидуальному своеобразию каждого, его неповторимости, уникальности, творческости; 4) взаимообога-Шение информацией, опытом, достижениями (см.: Климов Е.А., !994, с. 132).
399
Несколько особый взгляд на проблему общечеловечес* ценностей имеет Б. С. Братусь, который, рассматривая nepcnei тивы развития отечественной психологии, пишет: «Наиболе распространенная сейчас позиция — это ставка на так называем! общечеловеческие ценности, т.е. ценности, идеи, установлет свойственные всему человечеству. Такая позиция, вполне под ходящая, адекватная нравственному действию, психологиче ски, энергетически оказывается, однако, нередко недостаток ной, как бы вторичной для духовной сферы. Дело в том, любая ценность, прежде чем стать "общечеловеческой", бь "частночеловеческой", возникла в определенной культуре, в щ кто-то верил, за нее кто-то страдал, свидетельствовал о ней, кто-то отстаивал, порой ценою жизни. В этом плане "общечел^ веческая ценность" есть готовый, "снятый" результат живо!| культурного процесса. На костер люди восходили не за абстра ные общечеловеческие ценности, хотя их мужество и ев* тельство имеют, конечно, общечеловеческий смысл. Духов* сфера такова, что для ее удержания как целого нужна напряже)| ная, восходящая энергия личной веры, той самой индивидуа ной религии, о которой говорил Э.Фромм...» (Братусь Б.С, 2С с. 67).
Сложность выделения однозначно понимаемых мировоззрев ких ценностей и возможные психологические спекуляции по поводу. Складывается сложная и противоречивая этическая ст ация, когда, с одной стороны, трудно выделить однозначно нимаемые общечеловеческие ценности, а с другой стороны^, каждого человека имеется свое понимание об этих (общечело^ ческих) ценностях. Более того, по мере своего развития и оби ство в целом, и отдельный человек могут менять свои предст ния об общечеловеческих ценностях, что еще больше запутьи ситуацию. Здесь мы опять возвращаемся к идее этического тво{ ства, основанного на собственной совести и соответствую! ответственности каждого человека.
Как только человек чувствует, что в основной своей дея ности он действует по давно отработанному стереотипу и даже| пытается изменить ситуацию, то это может привести его к фессиональной и личностной деградации (или деструкции). П{ да, еще хуже, если человек даже не чувствует, что попал в лов ку стереотипности. Но вырваться из колеса однообразия нещ и для этого требуется не только воображение, но и мужество жество в преодолении самого себя). Проблема нравственного' чества актуальна и для самих психологов, пытающихся помог различным самоопределяющимся людям.
Можно выделить следующие общие моменты проявления ■ ческой позиции при формировании у школьников и студе* чувства справедливости и нравственного ядра личности.
400
Во-первых, сам по себе факт обращения к нравственной проблематике — это уже своеобразный поступок психолога-преподавателя (или психолога-консультанта). Как уже отмечалось, нравственность имеет смысл тогда, когда существующих правовых и моральных норм недостаточно для достойного поведения в сложных ситуациях, предполагающих этический выбор. Нравственный вопрос — это такой вопрос, который еще не стал предметом всеобщего внимания, и само его обсуждение часто предполагает непонимание и недоумение аудитории. Нравственная проблема находится лишь в стадии «вызревания», когда многие люди как бы
догадываются о ее существовании, но часто боятся даже подумать о ней, не то, чтобы говорить вслух. Именно поэтому сам факт обращения к такой проблеме — это уже поступок со стороны преподавателя психологии.
Во-вторых, постановка перед клиентом или аудиторией нравственной проблемы предполагает некоторую обреченность на неудачу в плане безусловного принятия или понимания со стороны клиента или аудитории. В этом случае важна не столько нравственная истина, обозначенная психологом, сколько сам факт публичного поиска этой истины.
В-третьих, психолог не должен бояться обозначить свою собственную мировоззренческую позицию, ведь именно в практической психологии, как нигде, важно соединение личностного и профессионального. Естественно, свою позицию психолог должен обозначать как одну из возможных и ни в коем случае не навязывать ее в качестве последней истины.
В-четвертых, психолога не должна пугать (или смущать) недостаточная проговоренность, отработанность, исследованность данной нравственной проблемы. Как уже отмечалось, суть нравственности в том, что пока об этом вообще еще мало кто говорит и, естественно, нужные («правильные») слова еще не подобраны. Разделяя «индивидуально-ответственный поступок» и «теоретическую (отвлеченную от воли автора) значимость суждения о долженствовании», М.М.Бахтин отмечал: «...безукоризненная техническая правильность поступка еще не решает дело о его нравственной ценности» (Бахтин М.М., 1995, с. 23). Более того, разговор о том, о чем еще не принято говорить, но что на интуитивном уровне уже беспокоит совесть большинства людей, видимо, и не должен быть «красивым», внешне эффектным. Скорее всего, такое откровение должно быть даже неуклюжим, а сам психолог при этом может выглядеть несколько нелепо. В этом случае правомерна даже постановка вопроса об особой «эстетике неуклюжести рефлексирующего этического субъекта».
В-пятых, обращение к настоящим нравственным проблемам предполагает кроме понимания и прочувствования сложной этической ситуации еще и определенное мужество, волю психолога.
401
Воля всегда предполагает выбор между двумя или несколькими противоположными возможностями, а осуществить такой выбор
можно, лишь имея определенные цели, идеалы и воодушевление осмысленностью своей жизни и профессиональной дея- | тельностью.
В-шестых, психолог, стремящийся рассматривать нравствен- | ные проблемы с учащимися, сам должен быть воодушевлен (одухотворен) смыслом, идеей, верой в человеческие идеалы. Вероятно, наличие у психолога своей идеи, своего видения путей совершенствования общества и конкретных людей, желание сказать что-то миру (и ученикам) являются важнейшим условием (и правом) для разговора с учащимися о нравственных проблемах.
В-седьмых, реализация нравственной позиции психолога-практика неизбежно ставит проблему его интеллигентности. Как известно, существуют разные точки зрения на сущность интеллигентности: интеллигент — это работник умственного труда; интелли- ■: гент — это носитель определенной нравственной идеи, находя-j щийёя в оппозиции ко всему антигуманному; интеллигент — это|| носитель нравственной идеи, опирающийся на свои знания и об-| разование. Нам представляется важным следующее дополнение к| пониманию интеллигентности: интеллигент прежде всего ответ-! ствен перед своим народом, перед тем обществом, культурой,! благодаря которым он стал самим собой. Например, полученной! интеллигентом образование зависит часто не только от его cno-f собностей, но и от целого ряда других факторов, среди которых! существенными являются: воспитательные возможности его семьи,! места жительства, среды общения и т.п. По совокупности таких| факторов люди не равны, и тогда получается, что благополучие : образование одних людей (ставших интеллигентами) часто обес-J печиваются более бедственным положением других людей (бь может, не менее способных, но имеющих более скромные стартовые возможности). Настоящий (истинный) интеллигент обла*| дает не только скромностью, но и развитым чувством долга перед теми, кто в силу разных обстоятельств добился меньшего жизнен^| ного успеха. Проблема интеллигентности в деятельности психоло«* га еще будет более подробно рассмотрена в главе 5.
Особенно важны также скромность и чувство долга в условия современной России, когда часть людей незаслуженно нaж^