Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из предложенной выше комплексной оценки конкурентоспособности предприятия, были выделены следующие уровни конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

Таблица 10 – Классификация уровня конкурентоспособности розничных торговых предприятий

Уровни конкурентоспособности предприятия торговли

Значение рассчитанного интегрального коэффициента конкурентоспособности предприятия

Абсолютно конкурентоспособное предприятие

1-0,99

Конкурентоспособное предприятие в долгосрочном периоде

0,85-0,98

Продолжение таблицы 10

Конкурентоспособное предприятие в среднесрочном периоде

0,75-0,84

Относительно конкурентоспособное предприятие (краткосрочный период)

0,65-0,74

Неконкурентоспособное предприятие

 0,65

Таким образом, группировка показателей конкурентоспособности предприятия говорит нам о том, что предприятие розничной торговли ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль» является конкурентным предприятием в среднесрочном периоде.

Для оценки конкурентоспособности предприятия торговли и услуг необходимо и возможно включение интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания учитывающего мнение покупателей, как социальной составляющей комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли.

Методику расчета интегрального показателя оценки покупателями качества торгового обслуживания конкретного предприятия можно представить в следующем виде формулы 1:

Уто=(Кш.ауд.уо.ак.тквоф.тз)/7, (2)

где Кш.а - показатель широты ассортимента, который характеризует долю покупателей, оценивший ассортимент как широкий;

Ку - показатель доступности услуги, характеризующий доступность услуги;

Кд.у - коэффициент достаточности дополнительных услуг, характеризующий удовлетворенность покупателей набором дополнительных услуг;

Ко.а - коэффициент обновления ассортимента, или доля покупателей, высоко оценивших степень обновления ассортимента;

Кк.т - показатель качества товаров, реализуемых населению, отражает долю покупателей, не предъявлявших ранее претензий по качеству приобретенных товаров;

Ккв - оценка уровня квалификации торгово-оперативного персонала характеризует долю покупателей, определивших активность и профессионализм торгово-оперативного персонала по 5-ти балльной шкале;


Коф.тз - оценка оформления торгового зала, характеризует долю покупателей, давших хорошую и отличную оценку оформления торгового зала.

В 2017 г. проводился опрос покупателей и клиентов ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль» по анкете, представленной в Приложении В.

Результаты опроса и расчет интегрального показателя оценки покупателями качества торгового обслуживания ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль» представлены в таблице 11.

Таблица 11 – Расчет интегрального показателя оценки покупателями качества торгового обслуживания

Составляющие качества торгового обслуживания:

Средняя оценка в 2017 г.

1. Широта ассортимента

0,71

2. Доступность товаров и услуг

0,88

3. Достаточность дополнительных услуг

0,83

4. Степень обновления ассортимента

0,80

5. Качество товаров и услуг

0,89

6. Уровень квалификации торгово-оперативного персонала и обслуживания

0,94

7. Оценка оформления торгового зала.

0,95

Интегральный показатель оценки покупателями качества торгового обслуживания

0,86

Таким образом, опрошенными покупателями уровень качества торгового обслуживания оценивается на высоком уровне. Наиболее высоко покупатели оценивают качество товаров и услуг, уровень квалификации торгово-оперативного персонала, оформление торгового зала, доступность товаров и услуг, а наиболее низко – широта ассортимента, степень его обновления и достаточность дополнительных услуг.

Ассортимент – значимый фактор для формирования лояльности клиента. Принимая это во внимание, был проведен анализ ассортимента с использованием методики ABС.

АВС – анализ является важным инструментом, используемым на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов. Сущность АВС – анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 20 на 80» [29, с. 120]. Благодаря своей универсальности и эффективности данный метод анализа получил большое развитие. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объема продаж. Рекомендуемое распределение товарного ассортимента по методике АВС:


  • группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров;
  • группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 % от общей суммы параметров;
  • группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров.

Группировка товарного ассортимента магазина «Арамиль» по методу АВС представлен в таблице 12.

Таблица 12 – Ранжирование групп товаров магазина «Арамиль» методом АВС

Вид изделия

2016 год, тыс.руб.

Доля, %

2017 год, тыс.руб.

Доля, %

Объем выручки за 2 года, тыс.руб.

Доля, %

Доля с нарастающим итогом

Категория товара

Серьги

5540,3

32,5

5958,4

31,8

11498,7

32,13

32,13

А

Кольца

3937,9

23,1

4534,4

24,2

8472,3

23,68

55,81

А

Цепочки

3579,9

21,0

3803,6

20,3

7383,5

20,63

76,44

В

Кулоны

2045,6

12,0

2585,7

13,8

4631,3

12,94

89,38

В

Браслеты

1261,5

7,4

1217,9

6,5

2479,4

6,93

96,31

С

Колье

392,1

2,3

393,5

2,1

785,6

2,2

98,51

С

Запонки

204,6

1,2

187,4

1,0

392,0

1,1

99,61

С

Зажимы для галстуков

85,1

0,5

56,1

0,3

141,2

0,39

100,0

С

ИТОГО

17047

100,0

18737

100,0

35784

100,0

-

-


Проанализировав вклад каждой товарной группы в оборот магазина, мы можем сделать вывод о том, что такие товарные группы как колье, запонки и зажимы для галстуков хуже продаются в нашем магазине и поэтому нуждаются в развитии. В этом случае можно предпринять ряд мер: расширить ассортимент, снизить цены на эти товары, предоставить покупателям различные скидки, акции чтобы привлечь покупателей и предложить более выгодную покупку.

Рассмотрев ассортиментную политику внутри предприятия, необходимо провести конкурентный анализ среды (таблица 13. и 14., рис. 11.).

Таблица 13 – Анализ конкурентоспособности по ассортименту

Ассортимент

«Арамиль»

Кол-во позиций (шт)

«Алмаз»

Кол-во позиций (шт)

«Золотая линия»

Кол-во позиций (шт)

«Лазурит»

Кол-во позиций (шт)

Серьги

25

21

18

19

Кольца

27

30

24

20

Цепочки

19

17

22

18

Кулоны

16

14

11

19

Браслеты

13

12

15

10

Колье

8

10

7

7

Запонки

5

8

6

4

Зажимы для галстуков

3

5

4

3

Итого: среднее кол-во позиций

14,5

14,6

13,4

12,5

Из всех конкурентов магазина «Арамиль» кольца и колье лучше всего представляет магазин «Алмаз», цепочки и браслеты магазин «Золотая линия», а вот кулоны лучше всего представляет магазин ювелирных изделий «Лазурит».

Таблица 14 – Рейтинг ассортимента магазина «Арамиль» и его конкурентов, баллы

Ассортимент

«Арамиль»

«Алмаз»

«Золотая линия»

«Лазурит»

Серьги

5

4,2

3,6

3,8

Кольца

4,5

5

4,0

3,3

Цепочки

4,3

3,9

5

4,1

Кулоны

4,2

3,7

2,9

5

Браслеты

4,3

4

5

3,3

Колье

4

5

3,5

3,5

Запонки

3,1

5

3,8

2,5

Зажимы для галстуков

3

5

4

3

Итого: средний балл

4,0

4,5

3,9

3,6


Конкурентный анализ оценки ассортиментной политики показывает, что наиболее глубокий и широкий ассортимент ювелирных изделий представлен магазином «Алмаз» и «Арамиль». Другие два магазина незначительно уступают свои конкурентные позиции по критерию ассортимент.

На основе проведенного анализа внутренней и внешней среды предприятия можно сделать вывод, что у предприятия ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль» не применяется ни какой стратегии в выраженном виде.

Рисунок 11 – Преимущество магазина «Арамиль» перед конкурентами относительно ассортиментной политики предприятия

Таким образом, по итогам проведенного анализа внутренней среды можно провести SWOT – анализ.

Основной частью SWOT – анализа является составление матрицы, в которой приводится сопоставление сильных и слабых сторон организации с ее возможностями и угрозами, представленную в виде таблицы 15.

Таблица 15– Матрица SWOT-анализа магазина «Арамиль»

Система взаимосвязей

Возможности (O)

Угрозы (Т)

- повышение

конкурентоспособности

- маркетинговые приемы привлечения клиентов

-нестабильная финансовая обстановка в стране

- ожесточение конкуренции

- изменение вкусов и потребностей клиентов

- инфляционные процессы

Сильные стороны (S)

Стратегические действия (SO)

Стратегические действия (WO)

- удобный график роботы магазина

- наличие собственных финансовых ресурсов

- хорошая репутация у основных покупателей

-поддержание устойчивого ассортимента

- ориентация деятельности магазина в значительной степени на удовлетворение потребностей клиентов

- создание запаса финансовой прочности предприятия

Слабые стороны(W)

Стратегические действия (ST)

Стратегические действия (WT)

Продолжение таблицы 15

- слегка завышенные цены

- слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии

-недостаток рекламы

- проведение рекламной компании

- разработка системы скидок - внедрение маркетинговых приемов по привлечению покупателей

-взаимосвязь ценовой и рекламной компании

Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует предприятие. Оценка спроса, конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны деятельности предприятия.