Файл: Роль мотивации в поведение организации (Мотивирование персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • система материального стимулирования должна быть проста и понятна каждому работнику;
  • система должна быть гибкой – положительный результат работы должен поощряться сразу;
  • размеры поощрения должны быть обоснованы экономически и психологически;
  • показатели, по которым начисляется поощрение, должны быть восприняты как правильные, должны восприниматься как справедливые;
  • системы поощрений должны способствовать росту заинтересованности не только индивидуального, и коллективного результата;
  • сотрудники должны видеть, как результат их работы отражается на деятельности фирмы.

Несоблюдение правил премирования может оказаться демотивирующим фактором и дестабилизировать обстановку в коллективе, эффект ещё более худший, чем вызванный просто отсутствием премий. Материальные поощрения подлежат управлению. Так, например, недопустима ситуация, когда при убытке предприятия, сотрудники отдельного подразделения продолжают получать премии. А введению системы материального стимулирования должен предшествовать тщательный экономический анализ [5].

Вывод по главе

Сегодня успешность компании во многом зависит от лояльности к ней сотрудников, от уровня их квалификации, развитости компетенций и мотивации брать на себя ответственность и работать на достижение целей компании. Квалифицированный персонал – один из главных активов компании, её движущая сила. В связи с этим встаёт вопрос разработки стратегий и условий развития его профессионального потенциала, удержания в компании, построения долгосрочных отношений. На это работают программы стимулирования труда.

Современные сотрудники желают выполнять интересную, значимую работы, видеть результат своего труда и быть по достоинству оценёнными. Для них важно саморазвитие, карьерный и профессиональный рост. Важно также, чтобы ценности сотрудника отражались в ценности компании. Руководство же фирмы в их глазах должно быть сильным, последовательным и обладало лидерскими качествами. Считается, что требовательность сотрудников в будущем будет расти. Компании должны учитывать современные реалии и потребности в политике управления персоналом.


2. Оценка системы стимулирования труда в ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера»

2.1. Анализ состава персонала ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера» на основе

СОКМ-МВЦ «Дом Поклевских-Козелл»

Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера (СОКМ) – один из крупнейших и старейших музейных центров на Урале. Музейный фонд насчитывает более 600 тысяч экспонатов.   Музей ведет свою историю от основания 29 декабря 1870 г. (10 января 1871 г. по новому стилю) в Екатеринбурге Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Директор музея, бывший министр культуры Свердловской области – Ветрова Наталья Константиновна.

16 филиалов музея расположено на территории 10 муниципальных образований Свердловской области: Музей истории и археологии Среднего Урала, Екатеринбург; Музей Природы Среднего Урала, Екатеринбург; Музей истории плодового садоводства Среднего Урала, Екатеринбург; Художественный музей Эрнста Неизвестного, Екатеринбург; Музейно-выставочный зал «Дом Поклевских-Козелл», Екатеринбург; Исторический музей города Полевской, Асбестовский исторический музей, Березовский музей истории золото-платиновой промышленности Урала, Музей радио им. А. С. Попова, Екатеринбург, Сысертский Краеведческий музей, Североуральский краеведческий музей, Алапаевский краеведческий музей, Дом-музей П.И. Чайковского, Алапаевск; Пышминский музей земледелия и крестьянского быта, Артинский исторический музей, Нижнетуринский исторический музей, Туринский филиал (Туринский краеведческий музей и Туринский дом-музей декабристов) [42.].

Головным структурным подразделением музея является музейно-выставочный зал «Дом Поклевских-Козелл», расположенный по адресу: 620014, Екатеринбург, ул. Малышева, 46 . В этом здании проходят открытия наиболее крупных выставочных проектов, экспонируются привезённые временные выставки. Тематика выставок – историческая, в т.ч., связанная с патриотическим воспитанием.

Свердловский областной кравдческий музей им. О.Е. Клера состоит из головного музея и 15 филиалов. Анализ состава персонала будет производиться на основе сотрудников СОКМ – МВЦ «Дом Поклевских-Козелл». При этом для детального анализа взяты директор, заместители директора, начальники отделов, научные сотрудники и обслуживающие персонал как те категории сотрудников, от работы которых зависит эффективность музея как учреждения культуры, предоставляющего культурные услуги, производящего новые культурные продукты.


В Свердловском областном краеведческом музее работает 318 человек. В МВЦ «Дом Поклевских-Козелл» работает 68 человек. В таблице 2 и на рисунке 5 представлена количественная характеристика персонала в разрезе трёх последних лет относительно штата МВЦ «Дом Поклевских-Козелл».

Таблица 5 – Численность персонала по категориям

за период 2013-2015 гг.

Категории персонала

2013 г.,
количество человек / отношение к штату, %

2014 г.,

количество человек / отношение к штату, %

2015 г.,

количество человек / отношение к штату, %

Директор

1 / 1,6

1 / 1,5

1 / 1,5

Секретарь

1 / 1,6

1/ 1,5

1 / 1,5

Заместители директора

4 / 6,4

4 / 6,1

5 / 7,4

Начальники отделов

8 / 12,7

9 / 13,6

9 / 13,2

Научные сотрудники

15 / 23,8

15 / 22,7

15 / 22,1

Специалисты

6 / 9,6

6 / 9,1

6 / 8,8

Бухгалтерия

8 / 12,7

9 / 13,6

9 / 13,2

Инженеры технических служб

9 / 14,3

9 / 13,6

9 / 13,2

Обслуживающий персонал

11 / 17,5

12 / 18,2

13 / 19,1

Всего

63

66

68

Рисунок 1 – Численность персонала по категориям

за период 2013-2015 гг., %

Из таблицы видно, что численность персонала практически не прирастает и остаётся относительно постоянной из года в год. Изменения касаются обслуживающего персонала, бухгалтерии, начальников отдела и заместителей директора. Интересно, что при появлении нового отдела и нового заместителя директора в 2015 году, численность специалистов и научных сотрудников не изменилась. Количество управленцев увеличилось на 2 человека, и стало равняться 21 человеку (заместители директора и начальника отделов) что составляет 21 % от общего количества сотрудников. Количество исполнителей, 31 %, это научные сотрудники, специалисты, осталось прежним.

Среди персонала преобладают научные сотрудники (те, кто занимается научной работой и разработкой различных музейных программ, как работа с посетителями, новые музейные продукты, выставочная деятельность, экскурсии и т.д.) – 21 % – и обслуживающий персонал – 19,1 % а – (смотрители, кассиры, вахтёры, клининг, охранники, водитель). Т.е. это те люди, которые непосредственно работают с посетителем: встречают его, общаются, консультируют, создают для него культурное предложение. Именно от мотивации данных сотрудников зависит уровень и качество предоставления музейной услуги посетителю, зависит прибыль музея.


Далее по численности сотрудников идут начальники отделов – 13,2 %. От них зависит эффективность работы отделов (Центр инновационных музейных технологий, отдел по организации выставок, отдел по работе с посетителями, отдел музейных проектов, отдел истории повседневности, отдел по связям с общественностью, отдел информационных технологий, архитектурно-художественный отдел, юридический отдел).

Многочисленные бухгалтеры отвечают за финансовые потоки (главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтеры по предпринимательской деятельности, по заработной плате, по ОС и МЗ, по кассовым операциям, по работе с поставщиками, экономист). Наравне с ними идут службы главного инженера и безопасности (энергетик, охрана труда, эксплуатация оборудования), техническая служба (эксплуатация мультимедийного оборудования, IT-специалисты).

Специалисты отвечают за решение кадровых вопросов, организационную работу, пиар и рекламу, дизайн и печать, государственные закупки.

Заместители директора отвечают за работу таких крупных направлений деятельности музея как подготовка и реализация музейных услуг, патриотическое воспитание, административно-хозяйственные вопросы, капитальный ремонт, информационные технологии и связи с общественностью.

Венчает иерархическую структуру генеральный директор музея, в организационных вопросах ему помогает секретарь.

Качественная характеристика персонала определяется уровнем образования и квалификацией. В таблице 6 и на рисунке 2 представлены данные о структуре персонала по образованию на протяжении трёх лет.

Таблица 6 – Уровень образования персонала

Уровень образования

2013 г., количество человек

2014 г., количество человек

2015 г., количество человек

Высшее

46

48

49

Среднее профессиональное

17

18

19

Среднее и неполное среднее

0

0

0

Рисунок 2 – Уровень образования персонала, количество человек

Таким образом, преобладают сотрудники с высшим образованием – работа в музее требует специальных знаний и уровня владения научно-методическим аппаратом. Эта тенденция держится на продолжении всех трёх последних лет деятельности музея. Но не всегда высшее образование является профильным. Встречается музыкальное образование и даже ветеринарное, а директор по образованию химик-технолог. Тем не менее, среди научных сотрудников, начальников отделов, заместителей директора преобладает историческое, искусствоведческое, культурологическое образование.


На предприятии работает 20 мужчин и 48 женщин. Данные о среднем возрасте сотрудников предприятия на период с 2013 по 2015 года представлены в таблице 7 и на рисунке 3.

Таблица 7 – Средний возраст сотрудников по категориям

Категория персонала

2013 г., средний возраст, количество лет

2014 г., средний возраст, количество лет

2015 г., средний возраст, количество лет

Руководители

47

44

49

Специалисты

23

30

28

Научные сотрудники

33

29

26

Обслуживающий персонал

37

39

40

Рисунок 3 – Средний возраст сотрудников по категориям, количество лет

Тенденция на омоложение кадров находит себя относительно специалистов и научных сотрудников. Обслуживающий персонал, наоборот, стареет. Относительно руководителей ситуация меняется то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения возраста.

В музее преобладает персонал среднего и старшего возраста. Однако среди научных сотрудников преобладает молодёжь. С одной стороны, это закономерная и приемлемая для музеев тенденция – руководители обладают жизненным опытом, который можно передать молодёжи. Молодые научные сотрудники наиболее активная сила музея. Однако отсутствие молодых специалистов в руководстве говорит о том, что 1) для молодёжи в музее отсутствует карьерный рост, 2) музей достаточно консервативен в вопросе возраста и отношения к молодым специалистам. Положительной тенденцией является тот факт, что в музей идут молодые специалисты, только что окончившие институт.

В таблице 8 и на рисунке 4 представлены данные о стаже работы персонала за период с 2013 по 2015 года.

Таблица 8 – Численность персонала по стажу работы

Продолжительность работы на предприятии

2013 г., количество человек

2014 г., количество человек

2015 г., количество человек

До 5 лет

39

42

44

От 5 до 10 лет

15

15

15

От 10 до 20 лет

7

7

7

От 20 до 30 лет

2

2

2

Рисунок 4 – Численность персонала по стажу работы,

количество человек

Мы видим, что в музее преобладают сотрудники с небольшим и средним стажем работы. Можно сделать предположение, что, либо на предприятии присутствует активная текучесть кадров, либо в силу высокого возраста сотрудников они физически не могут работать в музее продолжительно время. Либо серьёзное обновление кадров произошло до 2013 года. Интересно, что одинаковыми остаются цифры по количеству человек со стажем работы от 5 до 30 лет – значит, сложился основное ядро данного штата, которое остаётся неизменным. Внушительной цифра – 15 человек, которые работают в музее на протяжении 5-10 лет – это люди, которые демонстрируют серьёзную заинтересованность данным учреждением, преданность своей деятельности. Причины текучести кадров, анализ движения персонала представлен в таблице 9.