Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Похищение женщин практиковали и русские старообрядцы в конце XVIII – начале XIX веков на территории Восточного Казахстана. Мужчины, скрывавшиеся от закрепощения к рудникам, бросали свои семьи, но испытывали острую нехватку женщин. Умыканием они добывали себе жен-казашек. Следы брака умыканием (похищением) сохранялись даже на территории СССР вплоть до последних десятилетий XX века, хотя часто прикрывались традицией, нежели реальным фактом похищения.

Предыдущие две формы брака можно считать промежуточными, т.к. они зародились в рамках группового брака, но продолжали свое существование и в последующие времена.

2. Победа моногамии как формы брака. Моногамия – завоевание цивилизации, ростки ее заложены уже в парном браке. Моногамный брак – союз мужчины и женщины. Именно эта форма брака привела постепенно к передаче лидерства от женщины мужчине. Причины такой перемены Энгельс и его современники связывают с экономическими причинами и появлением такого этноса, как кочевое скотоводство, которое породило и новые общественные отношения. Имущество охотников, собирателей и рыболовов состояло из жилища, одежды, грубых украшений и орудий для добывания и приготовления пищи: лодки, оружия, домашней утвари простейшего вида. Пищу приходилось изо дня в день добывать вновь. Скотоводство коренным образом изменило экономическую ситуацию. Энгельс пишет, что «приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства и породили совершенно новые общественные отношения. /…/ Теперь же прогрессировавшие пастушеские народы - арийцы в индийском Пятиречье и в области Ганга, как и в еще гораздо более богатых в ту пору водой степях бассейнов рек Оксуса и Яксарта, семиты по Евфрату и Тигру - приобрели в стадах лошадей, верблюдов, ослов, крупного рогатого скота, овец, коз и свиней имущество, которое требовало только надзора и самого примитивного ухода, чтобы размножаться все в большем и большем количестве и доставлять обильнейшую молочную и мясную пищу. Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью» [21]. Тогда же было изобретено и рабство, которое для более ранней ступени развития человечества было бесполезно. Вот почему, например, индейцы мужчин убивали или же принимали как братьев в племя победителей; женщин они брали в жены или иным способом также принимали вместе с их уцелевшими детьми в состав своего племени.


У скотоводов-кочевников рабство стало источником бесплатной рабочей силой, которую стали использовать для надзора за скотом. Рабы могли, как и скот сами размножаться, что позволяло увеличивать и стада, и богатства.

Парный брак не только позволил детям иметь достоверную мать, но и достоверного отца. Однако, в семье продолжало существовать разделение труда – муж – добытчик, а жена – мать, хозяйка дома. Но раз муж изготавливает оружия труда, разводит скот, завоевывает рабов, то они и принадлежат ему. Собственностью же жены оставалось только домашняя утварь и ее дети. При наследовании по материнской линии после смерти отца и дети, и их мать оставались ни с чем, так как все имущество наследовали родственники по линии отца. То же происходило и в случае развода супругов.

И вот, чтобы решить проблему оставления имущества внутри рода, нужно было пересмотреть семейные отношения, сделать мужчину не только хозяином богатств, но и главой рода, семьи. Все это давало мужу более влиятельное положение в семье, чем жене, и, с другой стороны, порождали стремление использовать это упрочившееся положение для того, чтобы изменить традиционный порядок наследования в пользу детей. И отмена материнского права по сути стало первой революцией в институте брака – потомство членов рода мужчин должно оставаться внутри него, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Этим отменялось определение происхождения по женской и право наследования по материнской линии и вводилось определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии. В результате муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Это приниженное положение женщины имеет первое письменное подтверждение еще у греков героической и - еще более - классической эпохи.

Итак, патриархальная семья - первый результат единовластия мужчин. Причем. Понятие моногамия вовсе не означала верность обоих супругов. Строгий запрет на внебрачные связи касался только женщин, что каралось смертью. Муж же мог одновременно сожительствовать с рабынями-наложницами, брать себе вторую, третью жену. Однако такое многоженство является не столько нормой, сколько роскошью. Только самые богатые члены общества могли себе это позволить.

Рамки курсовой не позволяют далее углубляться в отношения патриархальной семьи.

Однако, вплоть до начала XX века закрепощение женщины и подчинение ее власти мужчины только усиливалось.


Энгельс ссылается на Максима Ковалевского доказательством того, что существовала переходная ступень от семьи, возникшая из группового брака и основанная на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира – патриархальная домашняя община, встречалась и в конце XIX века. У сербов и болгар – Zadruga (примерно означает содружество) или Bratstvo (братство) и в видоизмененной форме у восточных народов. Большие семейные общины продолжают существовать и в России; теперь общепризнанно, что они столь же глубоко коренятся в русских народных обычаях, как и сельская община. Их появление связано с землевладением и совместной обработкой земли.

Такая семейная община охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина (domacin), который представляет ее перед внешним миром, имеет право продавать мелкие предметы, ведает кассой, неся ответственность как за нее, так и за правильное ведение всего хозяйства. Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старшим по возрасту. Женщины и выполняемые ими работы подчинены руководству домохозяйки (donaacica), которой обыкновенно бывает жена домачина. Она играет также важную, часто решающую роль при выборе мужей для девушек общины. Но высшая власть сосредоточена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов общины, как женщин, так и мужчин. Перед этим собранием отчитывается домохозяин; оно принимает окончательные решения, вершит суд над членами общины, выносит постановления о более значительных покупках и продажах - особенно когда дело касается земельных владений - и т. д. В России главы таких общин грешили снохачеством.

  1. Таблица составлена на основании источника: Наши социальные ресурсы: www.youtube.com/homekidru twitter.com/homekidru homekidru.blogspot.com vkontakte.ru/homekid

  2. Смыслов Д.А.: Кандидат психологических наук, доцент, Член Российского психологического общества. Член-корреспондент Академии имиджелогии (АИМ). Окончил МПГУ им. В.И.Ленина, факультет педагогики и психологии (в 2011 году факультету исполнилось 90 лет). РУДН (Российского университета дружбы народов) (менеджер по связям с общественностью). Профессор кафедры педагогики и психологии. Заведующий лабораторией психодиагностики и экспертизы АИМ. В прошлом - заведующий лабораторией психодиагностики, заведующий кафедрой педагогики и психологии, декан факультета психологии. Преподавал в разное время в ряде ВУЗов г.Москвы - МПГУ, МГОПУ, МРСЭИ, РГМУ, ИПИ, ИПИКП, АНХ, МИМСР, РГСУ и др. Специалист в области визуальной психодиагностики личности, психодиагностики. Психолог-консультант. Эксперт-графолог. Автор графологической системы, описанной в книге "Психологическая графология" (2007) а также многих статей и публикаций, среди которых сборник "Психология телесности. Между душой и телом" (под редакцией В.П.Зинченко и Т.С.Леви), «Социально-психологическая диагностика. Практика постановки этиологического диагноза», соавтор создания ежегодного (с 2007 года) сборника «Визуальная психодиагностика» (совместно с Е.А.Петровой) Создатель литературных и психологических Интернет-проектов: "Уголок графолога" (2005) , "Психологическая графология" (2007) и т.д. Участник ряда проектов на телевизионных каналах "ОРТ", "НТВ", "Домашний", радиостанции "Бизнес-FM", журнала, входящего в немецкий медиаконцерн Hubert Burda Media "Лиза" в качестве эксперта в области невербальной коммуникации и психодиагностики.

  3. СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ КОВАЛЕВ – психолог, психотерапевт Всемирного и Европейского реестров. Доктор психологических наук, доктор философии, профессор. Генеральный директор Института инновационных психотехнологий, научный руководитель Центра практической психотерапии. Создатель Интегрального нейропрограммирования.