Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья является важнейшим социальным институтом, влияющим как на отдельную личность, так и на социум в целом. В настоящее время мы наблюдаем, в современном обществе резкий скачок количества неблагополучных семей. Зачастую именно это становится причиной эмоциональных и личностных расстройств индивидов, напряженности, тревожности, депрессивных состояний, потери чувства любви, нарушения личностного роста. В результате сегодня практически каждый человек сталкивается с проблемами сохранения и поддержания теплых семейных взаимоотношений.
В данной работе мы постарались посмотреть на семью всесторонне, включая исторические предпосылки ее возникновения и целесообразности, функции семьи, типы семей, и развитие института брака в исторической перспективе. Знание истории развития, изменения, исторической эволюции института семьи (брака) необходимо не только для понимания современной семьи и ее предпосылок, но и потому, что большинство из перечисленных форм брака продолжает существовать и как форма брачных и как форма сексуальных отношений. История развития семьи так же показывает, что ее основу изначально составляло не любовное влечение, а практическая целесообразность. Изначально экономическая, репродуктивная функция и функция социализации имели преимущественное значение и подкреплялись творческой функцией, реализуемой посредством трудовой совместной деятельности членов семьи. Сегодня, в силу экономических, социальных и прочих причин, некоторые изначальные функции семьи претерпевают значительные изменения. В результате мы наблюдаем всесторонний кризис семьи и потребность в институтах, способных помочь семьям в предотвращении и решении различных семейных проблем есть в каждом населенном пункте. Именно сегодня, как никогда раньше, центры психологической помощи семье могут и должны быть востребованы.
С другой стороны, эти центры сталкиваются с рядом проблем, которые ещё предстоит преодолеть, например, низкая психологическая культура населения даже в крупных городах, не говоря уже о мелких населенных пунктах, делает услуги центров психологической помощи семье гораздо менее востребованными по сравнению с аналогичными институтами Европы и Америки. Еще одна проблема, которую предстоит решить таким центрам – это повышение эффективности их работы. По мнению автора, это главная причина недостаточной востребованности их услуг в современной России. В нашем обществе, и без того, не привыкшем приносить свои психологические и семейные проблемы в кабинет психолога или психотерапевта, существует недоверие к психологам (нередко оправданное, т.к. данная деятельность не лицензируется должным образом, что открывает возможность заниматься ей недостаточно квалифицированным или просто неподходящим людям) и неверие в то, что специалист может им помочь.
В этих условиях служба психологической помощи семье должна развиваться в направлении с одной стороны, расширения своих возможностей для работы, например, следить за передовыми методиками, иметь в штате психологов и психотерапевтов разных модальностей и специализаций - чтобы оказывать помощь более качественно. Психологи отвечают на вопрос "почему", они могут провести диагностику, поговорить, объяснить почему человек оказался в такой ситуации, однако они оказывают действие в основном на уровне сознания. Иногда этого действительно достаточно. Например, когда оба партнера готовы меняться и идти на уступки, просто им не хватает информации (например, они любят друг друга, но у них разные «языки любви»). В этом случае объяснения и разговора может быть достаточно для исправления ситуации. Однако часто проблема находится глубже - она уже встроилась в личность человека и для ее коррекции необходима работа с бессознательным, что является вотчиной психотерапевтов.
С другой стороны, следует стараться охватить как можно большее количество людей, желающих прибегнуть к помощи такой службы. Начать хотя бы с того, чтобы люди, испытывающие трудности в семье знали куда они могут обращаться за помощью. Например, можно с этой целью проводить мероприятия в школах, давать рекламу своих услуг, делать Дни открытых дверей, проводить акции, вести группы в социальных сетях и т.д.


Несмотря на то, что проблемы семей можно как-то типизировать, классифицировать, каждая семья остается глубоко уникальной. Как сказал Л.Толстой: ".....каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Поэтому, при работе с семьями нужно это учитывать и подходить к каждой семье как к неповторимой и уникальной. Уникальность семьи определяется уникальностью составляющих ее людей. Именно поэтому
в основе всех семейных проблем, включая нарушение экономических, воспитательных и иных функций, лежит проблема личности и необходимость психокоррекционной работы с ней. Методики, существующие в данное время, позволяют работать с проблемами семьи через одного ее представителя, что значительно повышает шансы на обращение к специалисту при возникновении проблем в семье, а значит, и на решение этих проблем. Так же существует возможность и необходимость психодиагностической работы, предупреждающей их возможное возникновение. И здесь службе психологической помощи семье отведена важная и почетная роль.
Подводя итог, можно сказать, что Россия стоит на пороге формирования семьи нового типа, семьи, в которой брак создается не только в рамках нравов, законов и традиций, но, прежде всего на основании личных отношений. Идеальный вариант такой семьи – психологическая грамотность в вопросе – сохранения этих личных отношений, умения преодолевать и предвидеть возможные семейные проблемы и кризисы, относиться к ним с осознанным пониманием их преодолимости и решаемости. Это также высока культура психологическая, готовность сотрудничать со специалистами в области психологии семейных отношений. И семейная психология и психотерапия – очевидная возможность в утверждении этого нового образа российской семьи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебн. пособие для вузов. – М., 1998. – 360 с.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.
  3. Домострой // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVIвека. – М., 1985, с. 85 – 93.
  4. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи. – 1995. – Электронный источник: http://sbiblio.com/biblio/archive/druginin_psiholog/00.aspx
  5. Иваницкий В.Г.. Русская женщина и эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. – 1995. – с. 169.
  6. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – Стокгольм, 1890, стр. 60-100. – цитируемый источник: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: Предисловие к первому изданию 1984 года.// По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1986. – 639 с. – Электронный источник: http://www.magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm
  7. Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М., 1992.
  8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. –М., 1995, с. 51.
  9. Морган Л.Г. – Морган, Льюис-Генри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Морган Л.Г. – Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Морган,_Льюис_Генри
  11. Психология семейных отношений, виды и кризисы отношений. - Электронный источник: http://psihomed.com/psihologiya-semeynyih-otnosheniy/
  12. Психология семейных отношений. – Электронный источник: http://psihomed.com/psihologiya-semeynyih-otnosheniy/
  13. Семейный клуб «Сретенка». – Электронный источник: http://1vitie.ru/index.php/semejnyj-klub-sretenka
  14. Семья: определение. – Электронный источник: http://gopsy.ru/ - http://gopsy.ru/semja/chto-takoe-semja-opredelenie.html#h2_0
  15. Соловьёв Н.Я. Брак и семья. – Вильнюс, 1977. – 164 с.
  16. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1978. — 352 с. (Глава 2. Становление этнографии как науки (середина XIX в.). Классическое эволюционистское направление в этнографии).
  17. Фокина В.В. Рабочая программа по курсу «Психология семейных отношений»: Специальность № 030301.65 «Психология»// Филиал НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт в г. Брянске: Кафедра социальной психологии и коррекционной педагогики – Брянск, 2011
  18. Христианские основы патриархальной семьи эпохи «домостроя» – Электронный источник: https://megaobuchalka.ru/9/28436.html
  19. Шапов Я. Государство и церковь Древней Руси Х-ХШ веков. – М., 1989. – с. 109.
  20. Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным дисциплинам – Электронный источник: www.vusnet.ru\biblio

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: Предисловие к первому изданию 1984 года.// По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. – 639 с. – Электронный источник: http://www.magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm



 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Древнейшее, наиболее ранней формы семьи, существование которой в истории доказано, благодаря этнографам, является групповой брак – форма брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. Ее отголоски – многомужество (до сих пор имеет место быть в Индии). Для наиболее ранних форм брака были неупорядочные половые отношения, при которых было нормальным явлением и кровосмешении, когда не только брат и сестра были первоначально мужем и женой, но и половая связь между родителями и детьми. Сведения о такой форме брачных отношений дошли до нас из повествований древних греков и римлян о парфянах, персах, скифах, гуннах и др.. Групповой брак существовал еще в XIX столетии у многих народов.

Однако, здесь нужна оговорка, что неупорядоченными такие отношения являлись не потому, что были повседневной практикой, не несущей ответственности. Просто еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Более того, это было больше временным сожительством пар до рождения ребенка. Это дает право Вестермарку считать такие отношения браком.

Проведем параллель с современными неупорядоченными, а точнее, беспорядочными половыми отношениями некоторых представителей общества. Они происходят вопреки существующим обычаям и нормам семьи и брака, более того, нередко к таким отношениям прибегают и семейные индивиды. Беспорядочность заключается в неразборчивости, в связях, не основанных на каких-либо эмоциональных отношениях, а скорее на нежелании подавлять свои индивидуальные склонности, половой распущенности вплоть до подлинной проституции.

В работе Энгельса приводятся исследования семейных отношений американских индейцев Морганом, который выделяет следующие типы первобытных групповых браков, вероятно выделившихся из неупорядоченных отношений:

1). Кровнородственная семья как первая ступень семьи, в которой брачные группы разделены по поколениям: 1 круг – все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, 2 круг – их дети мужьями и женами друг друга, 3 круг – их внуки – также являются супругами друг друга и т.д. Следовательно, взаимные супружеские права и обязанности (говоря современным языком) исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми. Считается, что кровнородственная семья вымерла уже к XIX веку.


2). Пуналуальная семья уже исключала половую связь не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами, сначала, единоутробными (то есть с материнской стороны), а затем вплоть до боковых линий. Хотя на Гавайских островах бывали отступления еще в XIX столетии).

Причиной таких запретов стал, по мнению Моргана, принцип естественного отбора - наблюдение, что в кровосмесительных семьях поколение рождается слабым и хуже развивается.

Пример пуналуальной семьи – гавайский брачный обычай, по которому сестры всех степеней родства могли стать женами любого мужчины, кроме братьев всех степеней родства. И наоборот: братья всех степеней родства могли жениться на любых женщинах, кроме сестер всех степеней родства. В связи с этим родовая община уже через 3-4 поколения распадалась. Но появился новый разряд родственников – тети-дяди и племянники-племянницы, между которыми также были запрещены брачные отношения. Целый ряд или несколько сестер образовывали новое ядро Рода – пуналуальную семью.

Бахофена первым открыл, что при всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Если она и называет всех детей общей семьи своими и несет по отношению к ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных детей от остальных. Отсюда ясно, что раз существует групповой брак, то происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия, по которой со временем стало происходить и наследование в юридическом смысле. Но мужья этих сестер уже не могут быть их братьями, следовательно, не могут происходить от этой родоначальницы, следовательно, не входят в состав этой кровнородственной группы. Так произошло конституирование твердо установленного круга кровных родственников по женской линии, которые не могут вступать между собой в брак, круг, который с этих пор становится все более и более прочным благодаря другим общим институтам общественного, а также религиозного характера и приобретает все больше отличительных черт по сравнению с другими родами того же племени. /…/ имеется основание признать почти несомненным существование в прошлом этой формы семьи у всех народов, у которых могут быть обнаружены родовые учреждения, то есть почти у всех варварских и культурных народов [21].

Еще одну форму группового брака описал английский миссионер Лоример Файсон – низшую ступень формы семьи у австралийских негров в районе Маунт-Гамбир в Южной Австралии. Здесь все племя разделено на два больших класса - кроки и кумите. Половые связи внутри каждого из этих классов строго запрещены; напротив, каждый мужчина одного класса уже от рождения является мужем каждой женщины другого класса, а последняя - его прирожденной женой. Не отдельные индивиды, а целые группы состоят в браке друг с другом, класс с классом. И следует отметить, что ни различие в возрасте, ни близкое кровное родство (за исключением родителей и детей) здесь никогда не служат препятствием для половых связей, а только ограничение, обусловленное разделением на два экзогамных класса. /…/ Эта система исключает лишь браки между братьями и сестрами, между детьми братьев и между детьми сестер по материнской линии, так как они принадлежат к одному классу; дети сестры и брата, напротив, могут вступать в брак друг с другом. Существуете и деление на четыре класса. Не смотря на такое массовое супружество, внутри класса люди живут семейными парами. Но по приезде в гости представителя другого класса, женщина отдается ему на ночь, как его законная жена.


Далее Морган и Энгельс резюмируют: «Там, где европеец усматривает безнравственность и беззаконие, на самом деле господствует строгий закон. Эти женщины принадлежат к брачному классу чужеземца, и потому они от рождения являются его женами; тот самый нравственный закон, который предназначает их друг для друга, воспрещает под угрозой позорного наказания всякую половую связь вне принадлежащих друг другу брачных классов. Даже там, где женщин похищают, что бывает часто и во многих местностях является правилом, закон о брачных классах тщательно соблюдается» [21].

3). Еще один пример – парная семья – могла возникнуть между дикостью и варварством, большей частью уже на высшей ступени дикости, кое-где лишь на низшей ступени варварства. В рамках группового брака начинают образовываться постоянные пары на более или менее продолжительный срок. В такой семье мужчина имел главную жену среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей. Чтобы как-то упорядочить взаимоотношения в такой парной семье, избежать кровосмешения, родство определялось следующим образом: дочерьми и сыновьями женщины считаются не только ее собственные дети, но и дети ее сестер, а те ее матерью; а детьми ее мужа считаются не только их совместные дети, но и дети его братьев, а те его отцом. Дети же со стороны женской линии считают детей со стороны мужской двоюродными, называют женщин тетками, и наоборот. Мужчины со стороны мужчины называют детей с женской стороны племянниками, а те их дядьями, и наоборот.

Парные семьи были распространены довольно широко в древней Индии, на территории Азии, Африки, Австралии, Америки.

Обозначения: отец, ребенок, брат, сестра влекла за собой вполне определенные, весьма серьезные взаимные обязательства, совокупность которых составляет существенную часть общественного строя этих народов. Браки между братьями и сестрами всех степеней родства были невозможны! Причем, если «измена» мужчины считалась нормой, то от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери.

4). Поэтому со времени возникновения парного брака начинается похищение и покупка женщин, которые можно считать предпосылкой единобрачия, хотя похищенная невеста, прежде чем стать женой своего избранника, должна была вступить в половую связь с каждым из его друзей, участвовавших в похищении. Последний ритуал выполнялся на более ранних стадиях развития человеческого общества. Похищенная без своего согласия могла убежать от похитителя. Это тоже было законно [21]. Такие браки могли быть расторгнут по желанию каждого из супругов; но у многих племен со временем сложилось отрицательное отношение общественного мнения к такому расторжению брака.