Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Тем не менее, с течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Однако, сбой в работе одной или нескольких функций может привести к разногласию между членами семьи. Конфликтным ситуациям и даже разрушению семьи. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Вот почему, центрам психологической помощи семье необходимо не только знать эти функции, но и уметь через работу с личностью влиять на нормализацию их осуществления.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

Психология семейных отношений изучает проблемные вопросы и ситуации, которые возникают в области реализации личностных стремлений, целей в семейных отношениях: проблемы в семье, динамику отношений, причины развода, одиночество в семейных взаимоотношениях, семейного воспитание и другие вопросы. Программы поддержке семей с двумя и более детьми (материнский капитал) значительно помог повысить уровень рождаемости. Однако экономические проблемы, не позволяющие гармонично организовать все функции семьи, приводят к серьезным личностным проблемам сначала родителей, а затем отражаются и на психике детей. Не уменьшается число разводов, ставших серьезной проблемой современного общества [12].

Вот почему изучение семейных отношений является одним из краеугольных камней психологии семьи. Ведь каждая семья – не только микросоциум, это живые люди, личности, образующие психологическую группу, для благоприятного существования которой необходимо доверие во взаимоотношениях. Однако нравственно-психологический климат семьи подвижен, он, подобно живому организму, переживает подъёмы и спады, охлаждение и потепление, а нередко доходит и до критических точек. И, благодаря именно семейной психологии удалось установить, что не все в семье можно урегулировать решением экономических вопросов и даже советами, как жить в мире и согласии. На семейные взаимоотношения не в малой степени оказывают воздействие и уровень образованности обоих супругов, их культура, усвоенные ценности, соответствие законам нравственности и морали, традиция, а также местожительства и менталитет окружающих их людей, и много другое…


Молодая семья нередко начинает жить с родителями одного из супругов, необходимость взаимодействия с которыми – нелегкое испытание. Болезненно бывает распределение и перераспределение ролей, умение договариваться, определять общность целей, учитывать реальные возможности и т.д. При этом очень важным моментом становится дать возможность среднестатистической семье в 3-4 человека (родители-дети) и расширенной семье – до 6-8 человек раскрыть личные качества, иметь пусть крошечное, но личное пространство, право на отдых не только от труда, но и друг от друга, проведение культурного досуга. Только духовные взаимоотношения в семье могут способствовать сохранению близости и понимания, а также и самой семьи.

В источниках встречается следующая классификация взаимоотношений супругов: равноправное (симметричный профиль супружества), романтическое, родительское, детское (метакомплиментарный профиль), рациональное, товарищеское, независимое, можно добавить авторитарное, когда один из супругов выступает в роли диктатора, а другой подчиненного (комплиментарный профиль).

В конце 1940-х годов американский демограф Пол Глик ввел понятие «Жизненный цикл семьи». В российской психологии семейных отношений Антонов А.И. в «Микросоциологии семьи» [1] определяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих 4 стадии семейного цикла:

- стадия предродительства;

- стадия репродуктивного родительства;

- стадия социализированного родительства;

-стадия прародительства.

Еще деление по продолжительности совместно прожитых лет:

- молодожены – эйфория после свадебного торжества, они еще не знают какие подводные камни их ждут на пути совместной жизни и не думают, что когда-нибудь перед ними встанет вопрос «как наладить семейные отношения»;

- молодая семья – понимание того, что одной любви недостаточно для построения крепкого брака, что в отношениях важна забота, доверие и взаимопонимание;

- семью в ожидании ребенка (первенца) – серьезными переменами в отношениях, формированием нового уклада жизни;

- семью среднего супружеского возраста – стаж около 10 лет; возникновение рутинности, разного рода конфликтов; необходимость пересмотра привычного уклад жизни и добавление в него новых совместных интересов для сохранения семьи и прежних отношений; актуальным становится вопрос «как разнообразить семейные отношения»;


- семья старшего супружеского возраста – на первый план выходят совместные интересы и умения договариваться;

- семья пожилого супружеского возрастов – появление внуков, открывается второе дыхание, появляется новый интерес – интерес к внукам.

Мы не станем продолжать перечислять другие классификации кризисов семейного возраста. Данная проблема не совсем отвечает теме работы. Однако, практикующим психологам знание этих факторов, могущих повлиять на изменение психологической атмосферы в семье может пригодиться.

Прежде, чем перейти непосредственно к проблеме психологической помощи семье остановимся еще на одной классификации теоретической семейной психологии – факторах, способствующих разрушению семьи:

- конфликтные взаимоотношения или распад семьи родителей одного из партнеров либо обоих;

- совместное проживание с родителями на их жилплощади;

- вмешательство родителей во взаимоотношения супругов;

- употребление либо обоими партнерами, либо одним из них спиртных напитков, наркотиков;

- многочисленные измены и отсутствие доверия;

- любые пристрастия негативного характера обоих из супругов или одного (например, тяга к азартным играм);

- вынужденное раздельное проживание партнеров (например, вахтовый метод работы или длительные командировки);

- чрезмерная профессиональная занятость жены (такая семья называется «бикарьерной);

- ранний либо поздний брак;

- брак «по залету» (такой брак называется «стимулированным»);

- рождение первенца в первые 1-2 года супружества;

- высокая конфликтность обоих партнеров;

- невозможность иметь детей по каким-либо причинам или бесплодие одного из партнеров;

- физическое истощение или постоянные перегрузки из-за учебы или работы;

- чрезмерный эгоизм одного или обоих партнеров;

- нереальные ожидания [11].

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

В мире психологии, в том числе и психологии семейных отношений широко известно имя профессора С.В. Ковалева – психотерапевта, профессионального практикующего психолога, создавшего свою систему психотерапии. Он владеет целой серией дополнительных систем, которые моделирует и ремоделирует с целью применения в практике.

Современный процесс разрушения института семьи С.В. Ковалев связывает с постмодернизмом – модным течением, которое является собой разрушение структуры. С разрушением структуры распадаются и теряют свое значение и практически все понятия, которые раньше были встроены, структурированы. «Постмодернизм – говорит С.В. Ковалев, – это какая-то сумасшедшая гибкость восприятия всего, чего угодно, а это значит, что рухнули все модели, на которых базировалась прежняя семья – модель долговременности, традиционные модели семьи и т.д. И вот в этом совершенно странном, уже деструктурированном пространстве, в странном хаосе люди, тем не менее, пытаются обрести семейное счастье. Потому что одиночество и холостячество может быть и приятно, но оно абсолютно неугодно природе. И факт, что холостяки живут намного меньше, чем женатые, у них возникает куча заболеваний и прочих проблем. Разводы – это 75 очков по шкале стресса. Это значит, что в ближайшие четыре года после развода заболевание гарантировано и добро, если не совсем серьезное. Потому что развод – это время стрессов и страстей. Получается, что, стороны, семейная психотерапия нужна позарез всем без исключения».


Однако, психологическая помощь семье должна быть системной и структурной. Надо учитывать, что семья, как минимум состоит из двух человек. Если в семье есть дети, то психолог уже имеет дело с тремя подсистемами: «супруги» – «родители и дети» – «родители». И тогда семейная психотерапия не может быть сведена к психотерапии супружеских отношений.

Примером несостоятельности такого ограниченного подхода может быть служба школьных психологов. По сути, школьный психолог – психолог-педагог. Он может протестировать и определить уровень развития, социализации личности и т.д. Введение психологической службы на рубеже третьего тысячелетия в рамки школьной организации было в свое время ноу-хау. Неоднозначно воспринималось и педагогами, и родителями детей. Причина – отсутствие психологической культуры населения, непонимание различий между школьным психологом, клиническим психологом, психотерапевтом и собственно психиатром. И, тем не менее, к школьным психологам привыкли. Но может ли школьный психолог решить психологические проблемы ребенка? Однозначно нет, если он не осуществляет одновременно психокоррекцию личностных отношений в его семье, не работает с одним или обоими родителями. Это не входит в его компетенцию. В лучшем случае школьный психолог может дать советы: как надо, как не надо поступать, как относиться к ребенку. Но даже если родители будут стараться выполнять такие инструкции, не меняя своего внутреннего состояния, они мало чего достигнут. Ведь, по сути, ребенок – сигнал неблагополучия семейных отношений. Так, ребенок с девиантным поведением пытается таким образом связать родителей между собой, восстановить семейный лад. Следовательно, в идеале, чтобы восстановить психологическое благополучие в семье надо приглашать всю семью и работать со всеми ее членами специалистам разного профиля!

Вот один из примеров работы психологической школьной семейной службы в Милане, приведенный С.В. Ковалевым. В школу приглашаются семья полностью, работающие психотерапевты и группа, которая играет роль «греческого хора», сидит за стеклом и комментирует. Причем часто эти комментарии заведомо глупы, потому что в семейных разборках, в семейной психотерапии часто используется метод парадокса, метод глупого задания, которому семья сопротивляется и получает результат.

В России такие сеансы невозможны! А это ставит крест на самой идее помощи семье – в связи с загруженностью родителей и детей, в связи с возможным наличием такой ситуации, при которой члены семьи уже не хотят и общаться одновременно, в связи с устоявшимся мнением, что к психологу обращаться «стыдно» или «бесполезно», собрать всю семью на 2-3 часа да еще не раз в нашей стране почти не возможно. К этому добавим экономический фактор – как правило, российские семьи не могут себе позволить и разовое посещение личного психолога из-за высокой стоимости его услуг. А семейная психология обходится еще дороже. Наконец, психотерапевтов способных качественно осуществить такую работу, а не в режиме «На вашем месте я сделал бы так…», пока не хватает. А в российской глубинке и подавно. Это и обусловливает недоступность и непродуктивность такой психотерапии, не смотря на наличие огромно количества техник.


Тем не менее, в городах, особенно в крупных, создаются центры, психологические службы семьи, в задачи которых входят семейное консультирование и семейная психотерапия. Эти службы пытаются решать проблему семейных отношений комплексно, применяя как теоретически теоретические подходы в семейном консультировании (структурный, системный, трансгенерационный, поведенческий, культурно-деятельностный), так и техники установления контакта с клиентом. Основные вопросы, с которым обращаются в такие службы –консультирование по проблемам поиска и выбора брачного партнера; психологическое консультирование по проблемам усыновления; психологическая помощь и сопровождение семьи при принятии решения в случае репродуктивной дисфункции; психологическое консультирование по проблемам развода и воспитания ребенка в неполной семье; психологическое консультирование семьи с тяжело больным членом семьи (включая созависимые семьи), психологическая помощь при утрате; психологическое консультирование в случае супружеской измены; психологическая помощь семье в случае семейного насилия; психологическое консультирование в кризисных ситуациях.

В качестве примера такой службы можно привести Семейный клуб «Сретенка». Через форму клуба, специалисты различного профиля решают семейные проблемы не только путём психологического консультирования и психотерапии, но и путем восстановления и гармонизации основных функций семьи, включая культурный совместный досуг и здоровый образ жизни. Вот некоторые направления деятельности клуба: совместные занятия со взрослыми и детьми, экскурсии, выездные лагеря и другие приятные мероприятия. Участникам клуба предлагаются «Техники здоровья», возрождение и сохранение культурных традиций – история рода, семьи через формы фольклорных и семейных праздников, фольклорных игр; интеграция семьи через семейное творчество, семейный туризм, семейные проекты; эффективное взаимодействие между родителями и детьми на всех уровнях (в т.ч. эмоциональном и телесном), умение вместе находить выход из сложных ситуаций: совместные занятия подвижными играми [13].

Еще один подход – форма сайта или живого журнала, где размещены статьи психологов с рекомендациями типа «как поступить в данной ситуации».

2.4. Из практического опыта применения методик