Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

«Семья – это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос первостепенной жизненной важности. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (В. Сатир) [17].

Семья является важнейшим социальным институтом, влияющим как на отдельную личность, так и на социум в целом. Она характеризуется довольно трудными взаимоотношениями двух разных индивидуальностей.

Практически каждый индивид сегодня сталкивается с проблемами сохранения и поддержания теплых семейных взаимоотношений. Часто так случается, что чем продолжительнее время совместного проживания партнеров, тем острее проявляются разногласия, конфликты, эмоциональные реакции друг на друга.

В литературе по психологии семейных отношений можно прочитать примерно следующее: «Резко выросло количество неблагополучных семей, которые характеризуются девиантным поведением одного из партнеров или обоих (алкоголизм, наркомания, агрессивность), расстройством коммуникационного взаимодействия, неудовлетворенными потребностями партнеров в любви, уважении и признании. Все это становится причиной резкого возрастания эмоциональных и личностных расстройств индивидов, напряженности, тревожности, депрессивных состояний, потери чувства любви, нарушения личностного роста.

Еще одной не менее тревожной тенденцией является снижение уровня рождаемости и увеличение количества семей с одним ребенком, что ведет к нарушению коммуникативной компетентности детей, которые растут в таких семьях. Увеличение количества разводов также является серьезной проблемой современного общества. [12].

Это, безусловно, все так, и все перечисленное подтверждает актуальность поиска путей решения семейных проблем. Однако, вряд ли проблемы в семье являются проблемой только настоящего времени. Разве сто, двести, пятьсот лет назад не было неверных супругов, пьющих, грубых и жестоких мужей, сварливых и неряшливых жен, нежных родителей или, напротив, брошенных на произвол судьбы несчастных детей?


Актуальность темы выражается в разрозненности деятельности служб помощи семье и отсутствии у большинства российского населения мотивации к обращению за специализированной помощью, не смотря на наличие кризисного состояния современного института семьи, обусловленного как социально-экономическими, так и культурно-историческими факторами.

Семья как «ячейка общества», в которой происходит соединение судеб двух чужих людей, а зачастую и двух совершенно непохожих семейных традиций. И пусть слово «чужих» не воспринимается негативно. Несмотря на явную влюбленность, на добровольность заключенного брака, на стремление в порыве любовной эйфории двух людей создать свою семью, чтобы жить долго, до конца своих дней, делить друг с другом горе и радость. Несмотря на всё это, в браке соединяются действительно два чужих человека, за редким исключением (например, когда эти двое знают друг друга с раннего детства, вхожи в семьи друг друга…)! И то время, когда браки заключались по решению родителей, женивших своих, порой даже незнакомых друг с другом детей, и современные браки, совершаемые по инициативе самих брачующихся, по сути мало чем отличаются… Если в первом случае не было никакой эйфории, и люди с самых первых дней принимали необходимость выстраивать свои отношения, зачастую, не имея возможности их разорвать, то в современном варианте ситуация усугубляется разочарованием, которое наступает, как только любовная лодка врезается в быт, который предстоит строить двум влюбленным, главной целью которых при вступлении в брак была цель «жить вместе», но не заниматься бытовой рутиной.

Тем не менее, существенное отличие современного общества в том, что проблемы семьи перестали быть неразрешимыми. Сегодня нет необходимости влачить семейное несчастье. Есть возможность исправить свою семейную ситуацию, или же, разорвав брачные узы, сделать еще одну попытку. Но есть и третий путь – обратиться в психологическую службу семьи, где психологи и психотерапевты смогут помочь супругам гармонизовать, улучшить или реанимировать взаимоотношения.

Третий путь и связан напрямую с темой нашей курсовой работы – «Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи». Выбор темы не случаен и непосредственно связан с практикой автора, имеющего опыт психотерапевтического консультирования мужчин и женщин, имеющих проблемы в семье. Более того, опыт автора интересен еще и тем, что, в отличие от деятельности Центров психологической поддержки (помощи) семьи, ее личный опыт связан с современной формой дистанционного консультирования посредством Skype. Тем не менее, автор считает необходимым изучить и опыт практикующих психологов и психотерапевтов, работающих в очных Центрах. Подобное исследование поможет глубже изучить вопросы, связанные с институтом семьи, с причинами возникновения семейных проблем и т.п., с одной стороны, и непосредственными рекомендациями психологов-практиков, с другой.


Первая сторона работы сосредоточена в области психологии семейных отношений, изучающей проблемные вопросы и ситуации, которые возникают в области реализации личностных стремлений, целей в семейных отношениях: проблемы в семье, виды и кризисы отношений, динамику отношений, причины развода, одиночество в семейных взаимоотношениях, семейного воспитание и другие вопросы [11].

Вторая сторона исследования непосредственно касается практической деятельности Психологической службы помощи семье, направленной на оказание семье реальной психологической помощи в предупреждении и решении конфликтных и иных проблемных ситуаций, обучению развития здоровых семейных отношений после рождения ребенка.

Таким образом, исследование данной темы не только актуально, но и имеет практическое значение, т.к. может быть применено в деятельности практикующих психологов и психотерапевтов, занимающихся вопросами помощи семье.

Объектом исследования является институт семьи как таковой с точки зрения различных социальных наук.

Предметом – опыт практической деятельности центров психологической помощи семье в предотвращении и решении различных семейных проблем.

Цель исследования – доказать, что в основе всех семейных проблем, включая нарушение экономических, воспитательных и иных функций, лежит проблема личности и необходимость психокоррекционной работы с ней.

Проблема исследования заключается в наличии огромного количества психологических рекомендаций, психотерапевтических техник и малоэффективности (дороговизне, отсутствия психологической культуры населения и т.д.), ограниченности по охвату процента населения их применения в современной России.

Исходя из цели, можно вывести ряд задач, которые предстоит решить в рамках предлагаемой курсовой работы:

1) Дать представление об институте семьи как исторически развивающемся и меняющемся социальном организме. В связи с этой задачей необходимо:

2) Изучить источники и дать характеристику основным историческим типам брака, характерным для человеческого сообщества и показать закономерность и причины смены одного типа другим.

3) Выявить особенности исторического развития семейных отношений на территории России.

4) Проанализировать особенности современной российской семьи как наследницы советского института брака.

5) Проанализировать современные формы психологической помощи семье в свете их эффективности и проблематики.


7) Привести из личной практики доказательства эффективности психотерапевтических техник по коррекции семейных отношений.

8) Сделать выводы о роли психологической службы семьи в решении семейных проблем.

Методологическую базу исследования составили источники, которые можно распределить так:

- этнографические, социологические, историко-философские исследования по истории развития института семьи (брака) – труды Л. Демоза, Л.Г.Моргана, С.А. Токарева, Ф.Энгельса, энциклопедических словаре и справочной литературы, Интернета.

- исследования в области истории российского института семьи философов, психологов, социологов, филологов, культурологов – Н.А.Бердяева, В.Н. Дружинина В.Н., В.Г. Иваницкого, Н. Костомарова, Ю.М.Лотмана, Ю.М. Я. Шапова, литературный памятник – «Домострой» Сильвестра;

- Представленные в Интернете варианты служб помощи семье;

- Книги, лекции и видеоматериалы современных психологов и психотерапевтов З.И. Айгумовой, Э. Берна, С.В. Ковалева, Д.А .Смыслова, и др.

Работа состоит из Введения, двух глав (7 параграфов), Заключения, списка источников, Приложения.

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

Исторически сложившиеся формы брака. Прежде, чем заниматься проблемами изучением или решением семейных проблем, необходимо знать, институт семьи в современном мире есть ни что иное как преемник длительной исторической эволюции отношений между полами. И существующие в современном мире многообразные формы этих взаимоотношений не возникли вдруг, из ничего. Каждая из них исторически обусловлена и обязана своему существованию многовековому человеческому опыту.

Таким образом, семья – это исторически конкретная система социальных взаимоотношений.

Как сложное социальное образование, семья является междисциплинарным предметом изучения различных областей науки.


Семья в социологии – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами. Социологи рассматривают семью как ячейку общества; изучают проблемы социализации, социальной адаптации взрослых членов семьи и подрастающего поколения.

Для юридических наук семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

Педагогика акцентирует внимание на воспитательной и социальной роли представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Психология занимается изучением и урегулированием личными взаимоотношений членов семьи и её разных поколений.

В целом, исследователи определяют семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Не смотря на все это многообразие определений и подходов к изучению семьи, общим для всех определений остается то, что семья – это малая группа людей, ячейка общества, члены которой связаны между собой определёнными отношениями. [14].

Во всем этом множестве определений института семьи, как правило, уточняется или подчеркивается одна или несколько функций семьи:

Семья - это сложное социальное образование, представляющее собой и исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Добавим, что, согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак.

Однако, с течением времени происходят изменения в и функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.