Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

Современная практика работы с проблемными семьями включает целую серию методик.

Мы убеждены, что никакие советы не достигнут желаемого результата без анализа и психотерапевтической работы с личностью как мужа, так и жены. С изменением психологического климата в семье, можно работать и с проблемами детей. К сожалению, детские психологи, как правило школьные психологи-педагоги могут лишь тестировать те или иные проблемы в развитии ребенка. Все они, как правило, кроются в семейных отношениях. Пытаться решать их силами школьного психолога, по меньшей мере, наивность.

В рамках курсовой работы не имеет смысла перечислять все существующие методики. На наш взгляд, было бы интересно прокомментировать ряд современных техник, применяемых автором курсовой в работе с добровольцами. Они зарекомендовали свою эффективность. Именно поэтому мы и приводим их в качестве примера.

Пример из практики. Клиентка, 51 год. Живет с мужчиной-ровесником в гражданском браке. Её партнер имеет первую семью, не желает оформлять развод. Живут обе семьи в пределах одного небольшого населенного пункта. Предыстория: знакомство через Интернет – увлеченность – обещания звёзд с неба в конфетно-букетный период заочного знакомства – реальная измена мужу (клиентка была замужем за ревнивым мужем другой национальности – биэтнический брак) – страх быть разоблаченной и развод с мужем – переезд к Предмету увлечения и начало совместной жизни с ним – неудовлетворенность реальным положением вещей. Клиентка понимает, что она обманута, что ее «Принц на белом коне» вовсе не принц, а нерешительный человек, который делает несчастными двух женщин (её и законную жену). Она не может от него отказаться: во время жизни с грубым и ревнивым человеком она истосковалась по нежности, ласке, хорошему сексу… Ей легче заняться самообманом, чем трезво взглянуть на вещи. Семья с любимым человеком так и не состоялась, оказалась миражом, призраком, который вот-вот исчезнет.

В рамках работы опустим моральную сторону истории. Перед нами несчастная обманутая женщина, нуждающаяся в помощи. Обманчивость ее надежд очевидна для постороннего наблюдателя, но не для нее.


Мы работаем с Клиенткой в техника №1 «Пещера» в ключе ее отношений с мужчиной. Работа в ней требует предварительной подготовки специальными техниками «Расслабление», «Погружение в свой внутренний мир». Она представляет, что стоит перед большой пещерой, но спряталась за камнем или за деревом (т.е находится в безопасности). Через некоторое время из пещеры появляется… здесь может быть хоть что – кто-то или что-то. Но, как показывает личная практика, это, как правило, бывает какое-нибудь животное (чему есть своё объяснение). Нечто, появляющееся из пещеры – та часть Клиентки, которая когда-то была спрятана ею в «Тень» (по К.Г. Юнгу), т.к. Клиентка посчитала эту свою часть «плохой» и убрала ее с глаз долой, в бессознательное – чтобы не видеть. Однако, как бы человек не пытался откреститься, убрать в Тень нечто с его точки зрения неприемлемое, оно не перестает существовать. Оно действует из Тени, оказывая влияние на жизнь Клиентки. Итак, у Клиентки из пещеры появился Дракон.

Теперь оставалось только задать ряд простых вопросов: Какой дракон – добрый? Злобный? Спокойный? Как он выглядит конкретно? Есть ли в нем что-то воинственное – когти, зубы, может ли пыхнуть огнём? Что Дракон делает в пещере? Сколько было Клиенте лет, когда он оказался в пещере? Что он сам хочет? Желает ли он выйти (возможно, на каких-то условиях)? И Дракон в этот момент прекрасно «сам» «отвечает».

В большинстве случаев, то, что в пещере, сидит там с детства или подросткового возраста клиента.

Однако, у Клиентки Дракон «ответил», что сидит в пещере только около трёх лет, до этого он был на свободе. Гулял и ел мясо. Его функция была защищать Клиентку от всяких неподходящих людей, мог и пыхнуть огнём.

Просим Дракона припомнить, при каких обстоятельствах он оказался помещённым в пещеру? Тут Клиентка вспоминает, что действительно, около трех лет назад она общалась с некоей женщиной – ярой христианкой, которая сильно подействовала на Клиентку и «вбила ей в голову», что злиться и негативно реагировать нехорошо, надо всех любить и т.д. В результате Дракон, который отвечал за личные границы в общении, отпугивал обнаглевших и тех, кто намеревался Клиентку обидеть, был отправлен в Тень. Он хотел бы выйти, но не хватает сил найти мясо и подкрепиться. То есть, (здесь Клиентка переводит из метафоры на язык физической реальности), она так вошла в роль «Добренькой Тёти», что не знает, сможет ли дать отпор, когда надо, т.к. Дракон давно не тренировался и ослаб.


Дальше произошел «ритуал» кормления Дракона – мы принесли мяса, он поел и поднабрался сил.

После чего Дракон объяснил, что намерен и дальше продолжать защищать свою хозяйку, от чего Клиентка была в восторге, потому что она неожиданно для самой себя вспомнила, что три года назад она была действительно не такой, какой является сейчас. Например, она реально могла дать физический отпор прежнему агрессивному супругу – запустить в него тарелкой, не позволяла себя никому обижать. На момент работы Клиентка была не в состоянии противостоять ситуации, принимать решение, имея сомнения по отношению к новому Мужчине, она не решалась на какие-либо действия… У нее как будто стоял блок – «Я добренькая и удобная». И этот блок возник еще до появления Нового мужчины. Она идет против своей натуры. Она с радостью пригласила Дракона (Дракон может быть рядом, может быть помещен в Себя и т.д.). Дракон в результате пошел вместе с Клиенткой.

Результаты не заставили себя долго ждать: Клиентка стала более смело говорить с партнером о том, что ей не нравится. Он был неприятно удивлен – его поразила такая перемена в Клиентке.

Однако, на этом она не остановилась с сама провела аналогичный тест с Мужчиной (не ставя его в известность о своих целях - с точки зрения этического кодекса психолога это неприемлемое действие, однако этот тест был проведен Клиенткой самовольно и она психологом не является).

У Мужчины из пещеры вышел Зайчик, который сидит в пещере давно (с детства), он боится и прячется, впрочем, иногда выходит. По характеру и намерениям Зайчика получалось, что Мужчина склонен скрывать свою нерешительность и пугливость, однако, в своих действиях в отношении Клиентки он руководствуется именно этими качествами (его обещания, не способность принимать решения, из-за боязни проявлять свою позицию открыто он предпочитал обманывать и искажать факты в свою пользу). Т.е, смотря ретроспективно, с самого начала отношений с Клиенткой он и вел себя, как Зайчик. Человеку, тем более мужчине, трудно признаться, что он боится. Вот он и прячет в «пещере» эту сторону личности. Чтобы работать с этим «Зайчиком» нужна психотерапия с самим Мужчиной Клиентки (он категорически отказался от такой возможности).

Если бы он пошел в терапию, то эта история могла бы завершиться более счастливым концом. Мы продолжили работать с Клиенткой.

Техника №2. «Дорога…и вдруг забор» Эта психодиагностическая техника не создавалась конкретно для работы с семейными парами. Но, учитывая, что в каждой семейной паре ОН и ОНА – личности, мы посчитали данную технику приемлемой для диагностики и последующего сопоставления результатов обоих партнеров.


Описание техники. Обоим партнерам было предложено написать короткий рассказ (на 1-1,5 страницы) с последовательным использованием в тексте следующих слов: «дорога», «..и вдруг забор», «сад.. дерево.. плод», «..и вдруг медведь», «конь», «кошка», «сосуд» (для жидкости), «водоем» (озеро). Эту технику мы взяли у Дмитрия Анатольевича Смыслова[2] в его лекциях по психодиагностике для студентов, выложенных в YouTube, где он объяснял эту технику и давал технологию её интерпретации. Это проективный тест, который он называет «Дорога…и вдруг забор».

Нами применяется эта техника в двух вариантах:

1 – человек пишет рассказ в текстовом документе на компьютере или ручкой на бумаге (это более предпочтительный вариант), потом начинается по нему работа;

2 – интерактивный: человек расслабляется, закрывает глаза, погружается в свой внутренний мир и рассказ составляется «вживую»: «Дорога» - человек видит (представляет) дорогу, себя на дороге или варианты; описывает свои действия, ощущения. Этот вариант хорош тем, что можно что-то сразу уточнить или подправить (например, вернуть человека на дорогу если он идет не по ней, а рядом; попросить идти по дороге пешком, если человек «ловит попутку» и т.д.) В рассказе важна каждая деталь - описание внешнего вида, действий по отношению к ключевым словам, от какого лица идет повествование.

Вернемся к нашей паре. В данном случае оба партнера выполняли технику письменно и независимо друг от друга. В таблице ниже представлены некоторые значимые символы из проективного теста «Дорога…и вдруг забор» с комментариями.

Таблица 4

Клиентка

Мужчина Клиентки

Комментарий

Её желания: стабильность, семья, свое, а не съемное жилье, уверенность в супруге и в будущем. Она на новом месте нашла работу. Собирается строить взаимоотношения и жить.
Ожидает выполнения обещаний, данных её Партнером.

Устроился на работу, однако не оформляет развод с предыдущей супругой, не ищет вариантов купить жильё, не знакомит Клиентку со своими родственниками (его дочь, зять и внук так же живут в этом населенном пункте). Будучи приглашенным на семейные праздники, предпочитает не прийти совсем, чем прийти вместе с Клиенткой – всячески избегает ситуаций её контакта с его родственниками. Конкретные планы на будущее не строит (либо не озвучивает), говорит, что «всё будет хорошо», реальных действий нет.

Когда Клиентка сама начала искать информацию, сопоставлять факты, связалась с родственниками Мужчины, оказалось, что он не был ответственным в отношениях и с другими женщинами. Незадолго до совместной жизни с Клиенткой он приехал с Севера, где у него было несколько связей, за которые он также не брал на себя ответственность. Вскрылись факты его обмана Клиентки (нет заявленной машины, денег, квартиры родственников, в которую он может выкупить и т.д.)

Символ дороги как метафоры жизненного пути

Дорога достаточно широкая, открытая, проселочная, немного пыльная. Повороты есть, но немного. Обзор довольно хороший. Хотелось бы более чистой и гладкой дороги (может быть асфальтированной)

Дорога извилистая, грязная, он шел только до определенного поворота, и видимость была только в пределах отрезка до поворота; ноги его все время увязали в грязи. Идти некомфортно.

Клиентка старается планировать свою жизнь, настроена на долгосрочные перспективы. Желание асфальтированной дороги при разборе связала с желанием улучшения жилищных и бытовых условий (в предыдущем браке она привыкла к высокому уровню комфорта).
Образ Его дороги говорит о том, что он совершенно не уверен, что у него будет завтра. Он способен сбежать, исчезнуть из жизни Клиентки.

До этого выяснилось, что под страхом быть разоблаченным в лживых обещаниях он уже однажды имел на руках билет для возвращения на Север, но в последний момент передумал. Символика его дороги говорит о том, что в данный момент у него также нет стабильных планов и видения жизненных перспектив (за любым поворотом дороги неизвестность). Ощущает дискомфорт.

Символ Коня, как метафоры мужского начала (анимус)

Клиентка описала белого, белогривого, с пушистой гривой и хвостом, как будто сказочного Коня. Она к нему подошла, погладила, расчесала гриву.

Он описал похожего Коня (белый, пышногривый, красивый…) Конь его пасся вдалеке. Мужчина не предпринял попытки погладить и оседлать коня – он не захотел к нему даже подойти, а просто «пошел дальше своей дорогой».

Для женщины символ коня в данной диагностике – видение Мужчины, его задачи и функции (реже – умение постоять за себя, доказать свою правоту, т.е. мужское начало в самой женщине). По сути Клиентка описала своего Мужчину, который по отношению к нему так себя и ведет: он мягкий, нежный, пушистый (он мягкий, нежный, делает ей массаж, моет посуду, стирает, готовит кушать).
Для мужчины образ коня – его мужественность, маскулинность. Конь, описанный Мужчиной, может свидетельствовать о сбитом гендере, склонности к андрогинности. А нежелание коммуницировать с Конем - о нежелании Мужчины проявлять мужские качества (твердость, упорство и т.д.) и даже знакомиться с ними в себе.

Символ Кошки, как метафоры женского начала (анимы)

Кошка Клиентки – обычная серая, сама встретила её на дороге, терлась об ноги. Клиентка очень тепло к ней отнеслась, погладила, напоила молоком, взяла с собой.

Кошка Мужчины сидела невдалеке возле дороги, он прошел мимо. При разборе теста он отказался от возможного взаимодействия с Кошкой (подойти, взять ее на руки и т.п.), мотивируя свое нежелание тем, что «эта кошка чужая».

Как и с Конем, символизм Кошки в данном тесте так же различен для мужчин и женщин. Для женщин она символизирует интуицию, женское начало. Для мужчин Кошка – эстетизм, чувство вкуса и образ женщины (и отношение к ней)
Отношение Мужчины к женщине красноречиво. По факту он все еще женат на другой женщине. Все это время он перебирал женщин. Такое его поведение может быть обусловлено ранними травмирующими отношениями с матерью (его мать злоупотребляла алкоголем, не занималась детьми должным образом).


Данная ситуация показательна. Когда два человека встречаются, они естественно показывают свои хорошие стороны. А потом оказывается, что это была всего лишь презентация, фасад, который партнеры долго держать не могут. В семейной жизни они все равно расслабятся и покажут свои истинные лица. В ситуации с Мужчиной его «фасад» очень сильно не соответствует действительному положению дел. В примере Мужчины мы видим, к сожалению, деформацию личности с детства. Мама-алкоголик и все «прелести» детства этого человека не позволяют не только исправить ситуацию со стороны его спутницы, но и делают практически недейственной помощь психолога. Здесь нужны не разговоры и объяснения, которые в другой ситуации личность, применив волю, анализ, приняв решение, принимает и выстраивает свое поведение. Здесь нужна конкретная психотерапевтическая помощь, на которую он категорически не соглашается.

В данный момент Клиентка проходит психотерапевтический модуль (в модальности Интегрального нейропрограммирования С.В. Ковалева). В процессе терапевтической работы она показывает хороший прогресс и становится всё более самостоятельной в своих взглядах, чувствах и действиях. Несмотря на то, что ей все еще страшно остаться одной на шестом десятке лет, нет уверенности, что она одна осилит плату за съемную квартиру, и она много лет скучала по нежности, хорошему сексу, живя с грубым первым мужем (а в этом аспекте ее Мужчина устраивал), она готовит условия для самостоятельной жизни без него и допускает возможность новых отношений.

Если бы она в период знакомства с Мужчиной обратилась за помощью (диагностикой) к (семейному) психологу, то, возможно, сложившейся ситуации удалось бы избежать. Этот пример подчеркивает, что служба психологической помощи семейных отношений должна работать на опережение. Обществу надо привить психологическую культуру, относиться к психологической службе и к помощи психотерапевтов, как к нормальному явлению. Ведь поняли российские женщины и мужчины необходимость раз в полгода проходить смотровые кабинеты с целью предотвращения венерических и онкологических заболеваний. А разве предотвращение изуродованной судьбы не повод обратиться к специалисту до того, как назрела или произошла трагедия? И речь идет не о том, чтобы отговорить людей начать совместную жизнь и строить семью. Вовсе нет! Просто предварительная помощь психотерапевта или психолога позволяет внести ясность, чтобы каждый из потенциальных супругов осознавал, понимал, что с кем имеет дело, и чтобы уже сразу не обманывался несбыточными ожиданиями, ожидания «супергеройских» подвигов от того, кто на них просто не способен. Проблемы в паре начинаются тогда, когда не совпадают ожидания и реальность, и партнеры не могут или не хотят это принять и договориться, тогда наступает разочарование, способное привести к разрыву. Просто тестируя людей, мы уже снижаем нереальность ожиданий. Посещение хорошего специалиста позволяет выявить, проанализировать, обсудить, и, при желании осуществлять необходимую психокоррекцию.