Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

История русской семьи досоветского периода рассматривается им в двух моделях:

1 – как модель русской семьи (XII – XIV вв.) в период двоеверия, называемый автором языческим»;

2 – семья времен «Домостроя» (XVI век) – победа православного типа патриархальной семьи.

3 – модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

В работе В.Н. Дружинина убедительно показано, как догматы господствующей религии накладывают отпечаток на ход социальных процессов. В частности, подобное влияние испытывают непосредственно социальные группы, общности и социальные институты. И семья – не исключение. Однако на Руси процесс христианизации семьи затянулся из-за двоеверия.

Модель российской семьи периода XII – XIV веков В.Н. Дружинин считает языческой моделью, хотя здесь уже не было чистого язычества, но явное двоеверие - тесное переплетение языческих обрядов и культов, поверий и суеверий с внешним выражением православия. Такой сложный языческо-православный сплав мировоззрения русичей отражался и на поведении и отношении к миру и к семье. Функциями русской семьи XII – XIV веков являлось единство брачного, сексуального и репродуктивного поведения. Однако, законодательно-правовые и экономические акты регулирования общественных отношений отсутствовали.

«По древнерусскому праву, дочери не получали наследства, и общество было заинтересовано в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей» - читаем в книге Я. Шапова [19]. Костромин дополняет, что древнерусскую женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до ХХ века. Но обычаи были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен, бывало, и «пропивали» их. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было редким исключением [7]. Однако, родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену. Вместе с тем женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, - злотворной, что заставляло мужчин бояться женщин, уважать не женщину, а ее «магические» способности. Иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом [2].


1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

В XVI веке происходит процесс усиления позиций православия, что отразилось и на семейных отношениях:

- подчеркивалось доминирование отца в системе «идеальной» семьи, что более соответствовало патриархальной традиции восточно-христианской цивилизации;

- иерархия и распределение власти в семье стали сопоставляться с устройством и распределением власти в государстве;

- структура православной семьи стала производной от общехристианской модели. Но так как таких моделей две – 1) модель «Божественной Семьи» и 2) модель «Святого семейства» (Иисус, Иосиф-Обручник, Мария), православие делает выбор в пользу первого варианта, где доминирует Бог-отец, который высится над сыном и Богородицей и не виден в своей небесной резиденции. Возникает ощущение его незримого присутствия в мире.

Однако, за дела семьи несёт ответственность Мать и Царица Небесная. Сын психологически ближе к Матери, чем к отцу, и Мать также ближе к Сыну, чем к отцу. В идеальном образе христианской женщины две ипостаси: Дева Мария, которая является супругой Отца-бога, и Богородица – мать Иисуса Христа. В русской семье женщина выступает в качестве жены и в качестве матери. Но материнское доминирует над супружеским любовным отношением – это явно отразилось на отношении полов в русской православной семье: в русской семейной культуре нет акцентуации эротических отношений между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными («нулевая» валентность). Эротика в российской культуре не освящена христианским светом и отдаётся на откуп российскому язычеству (как его наследие и следствие «двоеверия»), считается непристойной, относится к «низовой» культуре. Этот архетип вошел в коллективное бессознательное русского народа чрезвычайно глубоко. Вспомним гордое заявление одной из советских женщин во время первого телевизионного моста конца 1980-х годов между СССР и Америкой: «У нас в стране секса нет!»

Жесткая иерархизация структуры идеальной православной патриархальной семьи выразилась в положениях «Домостроя». Книга была написана священником Благовещенского собора в Кремле и наставником Ивана IV Сильвестром и стала кодексом русской семейной морали. По мнению одного из наиболее вдумчивых исследователей «Домостроя» В.Г.Иваницкого, Сильвестр, предполагая положить конец полуязыческому нравственному беспределу, боролся с язычеством – женским доминирующим началом в семье: «Новгородчина (родина Сильвестра) знала образы сильных женщин-богатырок языческого типа. То, что юноша Спиридон (мирское имя Сильвестра) был зафиксирован на образе матери, доказывает факт, что его внимание в «Домострое» приковано в проблеме распределения ролей в семье» [5]. В «Поучение отца к сыну» – послесловие Сильвестра к своему труду – он вложил много личного: как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.


«Домострой» – историческое свидетельство того, что христианство привело русскую семью к окончательному доминированию мужа над женой и детьми.

Положение женщины стало абсолютно бесправным и тяжелым. Ей было отказано во всяком удовольствии. Она не имела ни минуты свободной, «которая может породить в ней желание удовольствия неприличного». Жен били, но побои не преследовались, а поощрялись «обычаем» («бьёт – значит любит»). Изнасилование наказывалось лишь тогда, когда женщина принадлежала к знатному роду. Неугодных жен заточали в монастыри, включая цариц. Пример тому подал еще великий князь Василий III, а затем – царь Иван IV Грозный и император Петр I. Если жена Василия III еще сопротивлялась пострижению (она была бездетна и Василий очень тяжело решился на этот шаг), громко и публично выражала свое возмущение произволом мужа, то жена Петра I Наталья Лопухина безропотно удалилась в келью. Что до жен Ивана IV, то там вопрос решался еще проще: неугодную жену можно было быстро спровадить на тот свет.

Однако, при всей полноте власти отца семейства Дом может существовать только при наличии хозяйки, матери. И такое «внимание» к её нравственности приподносилось как то, что женщина поставлена на видное место вместе с её обширной деятельностью. В «Домострое» женщина – хозяйка дома, занимающая в иерархии семейных отношений своё особое место. Права и обязанности хозяина и хозяйки находятся как бы в дополнительном распределении, почти не пересекаясь, а это определяет и ранг хозяйки в частной жизни дома. Только совместно муж и жена составляют «Дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества, он оставался при другом (отцовском) «Доме».

«Домострой» (буквально – «Экономия») содержал и инструкции по ведению Дома, указывая, как жить и что делать. Сильвестр изображает образцовый дом и семью, стремясь унифицировать такой идеал домашней жизни, чтобы в доме было «как в рай войти»; учит «жить чисто, соблюдать порядок, быть гостеприимным, милосердным, блюсти взаимное уважение»; дает иерархию в отношениях между людьми и требует точного соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов – тоже важная черта средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением своего времени; пытается регламентировать то, что до того времени обладало известными степенями свободы: личные отношения человека с близкими ему людьми. Регламентация освещалась верховной властью Бога, шла сверху вниз, начиная с государя, постепенно изливаясь на сокровенные стороны человеческой жизни, подчиняя их себе.


Утверждая доминирование мужа над женой, Сильвестр не меньшее внимание уделяет проблеме отношений отца и детей. Причем (согласно стереотипам христианства), под ребенком подразумевался всегда сын. Проблему непослушания предлагалось решать единственно силовым методом: «Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и придает красоты душе твоей, и не жалея бей ребенка; если крутоти посечь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, направь и на них свою строгость, тем сохрани их от бед телесных...» [3].

Современная психологи утверждает: насилие физическое и жесткая регламентация поведения – лучшие методы, чтобы воспитать невротиков. Как бы предвидя это, Сильвестр даёт совет и сыновьям: «Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и помощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за это простятся грехи ваши, и Бог все помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя». А далее следуют угрозы: «Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянёт их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьёт отца и мать – пусть отлучат от церкви и всех святынь, и пусть умрёт он лютой смертью от гражданской казни, ибо написано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское искоренит» [3].

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала «большая семья», объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Причем в Центральной России семьи были более простого типа и строились на основе прямого кровного родства: они включали родителей, несколько женатых сыновей с их семьями. В барщинных районах южной России в семьи включались родственники как по прямой, так и по боковой линиям. Вместе жили двоюродные и троюродные братья, племянники и «приемыши». Среди семей различались «отцовские» и «братские». В первых во главе стоял «большак» – наиболее опытный, трудоспособный и зрелый мужчина. Семья включала деда, сыновей, внуков, правнуков. В «братские» семьи входили женатые братья со своими женами и детьми. Главой в такой семье был старший брат. Имущество считалось общей собственною. Но патриархальная власть «большака» распространялась на всех членов семьи. Советницей «большака» была «большуха», старшая женщина, которая вела домашнее хозяйство. Если в ХII-XIV веках «большуха» имела реальную власть над младшими мужчинами семьи, а зачастую и над мужем, то позже роль ее изменилась. Положение остальных женщин было незавидным. Овдовевшие женщины (кроме «большухи») не наследовали имущество мужа. Вдовы, солдатки, сироты были совершенно обездолены. Свои роли «большак» и «большуха» исполняли прижизненно.


В патриархальной семье действовал принцип общинности, каждый член семьи знал свои обязанности и должен был выполнять их. Домашнее хозяйство велось сообща, и человек чувствовал свою значимость в ходе этого процесса. Благодаря этому принципу на той стадии развития семьи не было столь выраженного отчуждения между членами семьи, которое появляется в более поздний период.

В своем личном «государстве» домохозяин, как носитель духовного чина, т.е. порядка, просто обязан был обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно. Изначально экономическая, репродуктивная функция и функция социализации имели преимущественное значение и подкреплялись творческой функцией, реализуемой посредством трудовой совместной деятельности членов семьи.

Ценности семьи определялись посредством моральных и нравственных норм, господствующих в обществе. Одной из этих ценностей являлся труд. Трудовая деятельность в семье носила обязательный характер, благодаря чему в этот период существования семьи влияние отчуждения было малозаметным. Его присутствие в семье можно отметить лишь во взаимоотношениях между супругами, причём оно не имело сколько-нибудь значимого проявления и воздействия на функционирование семьи в целом [18].

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

Позже в XVIII и к середине XIX века, в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии. Это привело к преодолению забитости младшего поколения сложной семьи – сыновья стали вмешиваться в хозяйственную деятельность отца и сами строить личную жизнь. Снижалась роль «большака». Женщина стала независимой, и жены, на первый взгляд, стали равноправны с мужьями. Однако, главой семьи остался отец. Именно отец представлял семью перед обществом, в сельских собраниях и т.д. В отсутствие отца интересы семьи в миру отстаивал старший сын, он же руководил делами внутри семьи и наследовал отцу. Женщина становилась главой семьи после смерти мужа лишь в том случае, когда в семье не было взрослого сына. Надо помнить, что до конца XIX века большая часть крестьянства и заводского люда была крепостными. И отмена крепостного права в 1861 году не означало освобождение. Так что, говоря о свободе членов семьи, надо учитывать их положение в социуме. Однако за Уралом дело обстояло иначе. Здесь крепостных практически не было. Однако была другая крайность – в раскольничьих скитах господствовал прежний семейный уклад. В отдельных старообрядцеческих поселениях он сохранялся вплоть до второй половины XX столетия.