Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации на примере ООО «Лабиринт».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совокупное влияние факторов (Пр) можно рассчитать следующим образом (формула 1):

(1)

где Пп(к) – влияние фактора количество проданной продукции, тысячи
рублей;

Пп(ц) – влияние фактора цены на реализованную продукцию, в тысячах рублей;

Пп(с) – влияние фактора себестоимости, в тысячах рублей;

Пп (кр) влияние фактора «Коммерческие расходы», в тысячах рублей;

Пп (ур) – влияние фактора «Управленческие расходы», в тысячах рублей.

Рассмотрим порядок расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности, который включает следующие шаги [17, с.40].

1.Расчет влияния фактора выручки от продаж.

Выручка от продаж – это произведение количества товара и цены реализуемой продукции:

- рассчитываем влияние на прибыль от продаж цены, по которой реализовалась продукция;

- рассчитываем влияние на прибыль изменение количества продукции.

При проведении факторного анализа надо учитывать влияние инфляции (рост цен примем равным 13%).

Тогда индекс цены составит:

Jц = (100+13):100 =1,13

Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна (В1) (формула 2):

В1 = В0 * 1,13 (2)

где В0 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде, тыс. руб.;

В1 – выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

В1= 204500 * 1,13 = 231085 тыс. руб.

Выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим годом увеличилась за счет роста цены на 26585 тысячи рублей
(формула 3):

Вц = В1 - В0 (3)

где Вц –выручка от цены;

В0 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде, тыс. руб.;

В1 - выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Вц = 231085 - 204500 = 26585 тысяч рублей.

2. Расчет влияние фактора цены.

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли о продажи производится следующий расчет (формула 4):

Пп (ц) = (Вц * Р0):100 (4)

где Пп(ц) – влияние фактора цены на реализованную продукцию, в тысячах рублей;

Вц – выручка от цены;

Р0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

Пп(ц) =26585 *7,49 /100 = 1991 тысяч рублей.

Рентабельность продаж (формула 5):

Рп0 = Пп0 / В0 *100 (5)

где Рп0 - рентабельность продаж;

Пп0 - прибыль от продаж;

В0 - выручка.

Рп0= 15320/204500*100= 7,49 %

Таким образом, влияние получилось положительное, прирост цен на продукцию в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом дал рост суммы прибыли от продаж на 1991 тысяч рублей, так как на выручку помимо цены влияет и количество проданной продукции.


3.Расчет фактора количество проданной продукции.

Влияние на сумму прибыли от продажи (Ппр) изменения количества проданной продукции (формула 6):

Пп (к) = [ (( В10) – Вц) * Р0] / 100 = Вц * Р0 / 100 (6)

где Ппк - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора количество проданной продукции;

В1 - выручка от продажи товаров в отчетном периоде;

В0 - выручка от продажи товаров в базисном периоде;

Вц - показатель изменения выручки от продажи под влиянием цены.

Ппк = ((204500-192590) - 26585) * 7,7/100 = -1129

Влияние получилось отрицательным, так как в результате увеличения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 1129 тысяч рублей.

4.Расчет влияния фактора себестоимости продукции (формула 7):

Ппс = В1 * (УС1 – УС0) / 100 (7)

где Пп(с) - влияние фактора себестоимости, в тысячах рублей;

УС1 - уровень себестоимости в отчетном периоде;

УС0 - уровень себестоимости в базисном периоде.

Ппс = 204500 * 0,35/100 = 715,75 тысяч рублей.

Расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.

Себестоимость в отчетном периоде увеличилась на 9700 тысяч рублей, а уровень ее по отношению к выручке от продажи увеличился на 0,35%, поэтому это привело к снижению суммы прибыли от продажи на -715,75 тысяч рублей.

5.Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы» (формула 8):

Ппкр = В1 * (Укр1 – Укр 0) (8)

где Пп (кр) - влияние фактора «Коммерческие расходы», в тысячах рублей;

В1 - выручка от продажи товаров в отчетном периоде;

УКР1 - уровень коммерческих расходов в отчетном периоде;

УКР0 - уровни коммерческих расходов в базисном периоде.

Ппкр = 204500 *(-0,19):100 = -388,55 тысяч рублей.

Перерасход по коммерческим расходам на сумму 1300 тысяча рублей. В отчетном периоде и соответственно уменьшение их уровня на 0,19% привели к уменьшению прибыли от продажи на 388,55 тысяч рублей.

Остальные, факторы от прочей деятельности, не оказывают столь существенного влияния как факторы хозяйственной деятельности [17].

Абсолютное отклонение прибыли от продаж 510 тысяч руб.

Расчет совокупного влияния факторов:

Пр = -1129 +300,35-715,75-388,55 = -1933 тыс. руб.

Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж показана в таблице 12.

Таблица 12

Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж

В тысячах рублей


Наименование показателей

Сумма,

тыс. руб.

Количество проданной продукции

-1129

Изменение цен на реализованную продукцию

300,35

Себестоимость проданной продукции

-715,75

Коммерческие расходы

-388,55

Совокупное влияние факторов

-1933

Проведем факторный анализ рентабельности продаж.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

(9)

где П - прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции;

S - полная себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

ΔRВ = (В1 – S0) / В1 – (В0 – S0) / В0. (10)

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

ΔRS = (В1 – S1) / В1 – (В1 – S0) / В1. (11)

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

ΔR = ΔRВ + ΔRS. (12)

Используя данные таблиц и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия.

Таблица 13 

Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции предприятия ООО «Лабиринт»

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

в базисном году

в отчетном году в ценах базисного года

в отчетном году

базисного года

фактическая в ценах базисного периода

отчетного периода

Продукция

В0

В'

В1

S0

S'

S1

14 756

16 674

15 610

145 280

164 166

154 980

Рентабельность продукции = [(прибыль от реализации продукции / полная себестоимость) * 100 %] (13)

Таблица 14

Факторный анализ рентабельности продукции

Рентабельность продукции, %

Изменение рентабельности, %

Изменение рентабельности за счет факторов, %

2015

2016

изменение цены

изменение себестоимости

R0

R1

∆RВ

∆RS

Продукция

10,16

10,07

-0,08

-0,64

0,55


Рентабельность продукции, %

2015 год: 14 756/145 280*100 = 10,16%

2016 год: 15 610/154 980*100 = 10,07%

Отклонение ΔR: 10,07- 10,16= -0,08 %

Изменение рентабельности за счет факторов, %:

∆RВ = 14 756/154 980 - 14 756/145 280 *100 = 9,52-10,16 =-0,636 %

∆RS = 15 610 /154 980 - 14 756/154 980 * 100 = 10,07-9,52= 0,551%

ΔR = -0,636+0,551 = - 0,08 %

Согласно таблице 25 рентабельность продаж 2016 года уменьшилась по сравнению с рентабельностью 2015 года на 0,61 %. Данное снижение произошло под влиянием снижения цен на выпускаемую продукцию (8,3 %).

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

R = 12488/(154980+28500+5700) *100 = 6,6%

Таким образом, закономерности роста показателей рентабельности: - рост рентабельности продаж при условии роста объема реализации свидетельствует о росте конкурентоспособности продукции, причем за счет таких факторов, как качество, сервис в обслуживании покупателей, а не ценового фактора.

Факторная модель рентабельности от продаж представлена следующим образом:

(3.13)

где: Rп - рентабельность продаж; V - объем продаж; С - себестоимость продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы; Пп - прибыль от продаж.

Таблица 15

Исходные данные для анализа, 2016 г.

Показатель

01.01.2016

31.01.2016

V - объем продаж

192590

204500

С - себестоимость продукции

145280

154980

КР - коммерческие расходы

27200

28500

УР - управленческие расходы

5300

5700

Пп - прибыль от продаж

14810

15320

Rп - рентабельность продаж

7,69

7,49

Факторный анализ рентабельности продаж проведем методом цепных подстановок, расчеты данного анализа приведены в таблице 16.

Таблица 16

Факторный анализ рентабельности продаж в 2016 г.

Показатель

Условие расчета

Пп

Rп

Откл.

V

С

КР

УР

На начало 2016 г.

192590

145280

27200

5300

14810

7,69

-

Усл.1

204500

145280

27200

5300

26720

13,07

5,38

Усл.2

204500

154980

27200

5300

17020

8,32

-4,74

Усл.3

204500

154980

28500

5300

15720

7,69

-0,64

На конец 2016 г.

204500

154980

28500

5700

15320

7,49

-0,20


 Объектом анализа является снижение анализируемого показателя на 0,2 % по сравнению с предыдущим годом.

Данные таблицы 16 показывают, что все факторы оказали отрицательное влияние. В 2016 году анализируемый показатель составил 7,49 %. Наибольшее снижение рентабельности в размере 4,74 % вызвано ростом себестоимости продукции и увеличением коммерческих расходов, данное отрицательное влияние составило 0,64 %. Снижение выручки и увеличение управленческих расходов оказало приблизительно одинаковое отрицательное влияние. Отрицательное влияние факторов вызвано тем, что наряду со снижением выручки наблюдается рост себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов. Рекомендуется в дальнейшем отслеживать их динамику и соотношение темпа роста выручки с темпами роста вышеперечисленных статей расходов.

Подводя итог, следует отметить, что наличие множества методик оценки обеспечивает формирование комплексного подхода к оценке рентабельности продаж и факторов, воздействующих на данный показатель. Современные тенденции всё больше подчеркивают нестабильность и риск ведения бизнеса, а сравнение и изучение показателей рентабельности является важным средством в оценке результатов деятельности организации и перспектив её развития.

Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия ООО «Лабиринт»

3.1. Основные мероприятия по улучшению финансовых результатов организации

Для повышения эффективности работы ООО «Лабиринт» имеет большое значение поиск резервов увеличения его доходов.

Основными условиями, влияющими на повышение доходности предприятия, связанной с реализацией продукции являются:

- расширение объемов продаж;

- оптимизация запасов на складе;

- внедрение прогрессивных видов расчетов за услуги.

Так, на повышение доходности ООО «Лабиринт» значительное влияние оказывает ассортимент (структура) оказываемых услуг, для каждого перечня услуг следует определять уровень рентабельности и величину маржинального дохода.