Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики
1.2. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Государственного финансового регулирования экономики в современной России
Политика правительства в отношении валютного курса определяет динамику относительных цен на ресурсы, что приводит к изменению условий производства, обусловливает переход от одних технологий к другим и соответствующее распределение труда и капитала между отраслями в целях восстановления нарушенной эффективности их распределения. Миграция трудоспособного населения страны является процессом, требующим серьезного изучения. Однако разумно предположить, что приток рабочей силы из-за рубежа повышает уровень потенциального объема производства вследствие увеличения экономически активного населения, но тем самым нарушает оптимальность соотношения между трудом и капиталом при существующих технологиях, а также определяет политику в области оплаты труда.
Следовательно, регулируя такие процессы, как миграция населения; инвестиционная активность зарубежных фирм; разработка новых месторождений природных ресурсов; инновационные проекты; международное движение капитала; динамика валютного курса, правительство воздействует на величину совокупного предложения и потенциального объема выпуска страны в условиях глобализации и, как следствие, динамику экономического роста в долгосрочной перспективе. [13]
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
К середине 2013 года отечественная экономика перестала расти, демонстрируя неутешительную динамику основных индикаторов социально-экономического развития. Так, по сравнению с 2012 годом промышленное производство имеет нулевой рост, валовой внутренний продукт растет с темпом 1,7% (вместо даже пессимистического прогноза в 2,5%), инвестиционная активность отрицательный рост, наблюдается спад чистого экспорта. Единственный показатель, который находится на приемлемом уровне - это рост доходов населения, однако, его повышение в основном обусловлено ростом доходов в бюджетном секторе.
Следует отметить и негативную для отечественной экономики тенденцию «разворачивания» трендов развития рынков и темпов роста крупнейших экономик. Так, китайская экономика сталкивается со снижением темпов экономического роста, что обусловит падение спроса на нефть и, следовательно, неблагоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках. Кроме того, значительно снижаются объемы мировой торговли - основного двигателя развития национального и региональных потребительских рынков. Растет доля издержек как в корпоративном секторе, так и у естественных монополий, что обусловливает ухудшение прибыли и, следовательно, снижение потенциала реинвестиций в реальном секторе экономики. Росту издержек корпоративного сектора сопутствуют неэффективные производственные и обслуживающие процессы, неэффективный менеджмент и отсутствие безработицы (что обусловливает кадровый дефицит и высокую зарплатоемкость бизнеса). При этом у казалось бы положительного момента - отсутствие безработицы существуют негативные структурные причины. Безработица снижается не по причине эффективного роста экономики, а по причине крайне низкой производительности труда в реальном секторе, что, обусловливает экстенсивную потребность в трудовых ресурсах.
В этой ситуации государственная власть как экономический регулятивный институт должна разработать и реализовать комплекс мер, направленных на «разгон» отечественной экономики. Основные надежды при этом возлагаются на исправление ситуации с привлечением инвестиций в реальный и финансовый секторы экономики. Если рассматривать региональный уровень отечественной экономики, то в инвестициях, безусловно, в большей мере будут нуждаться предприятия реального сектора. Финансовый сектор не демонстрирует фиксируемого спроса на инвестиции в регионах в силу крайней неразвитости финансовых институтов регионального масштаба.[12]
В связи с эти необходимо поставить и решить ряд задач, стоящих перед региональными органами власти:
- через институциональное и инфраструктурное совершенствование деловой среды региона улучшить региональный инвестиционный климат;
- обеспечить эффективные инструменты инновационного развития региональной экономики;
- повысить спрос со стороны корпоративного сектора на инновационные технологические решения, прежде всего за счет развития конкуренции в регионе;
- содействовать росту эффективности и производительности труда за счет развития государственного бренд-менеджмента;
- развивать малый и средний бизнес в сервисных секторах региональной экономики;
- проводить проблемную диагностику развития традиционных региональных отраслей, содействовать интеграционным процессам и процессам инноватизации.
Рассмотрим основные направления государственного регулятивного воздействия на региональную социально-экономическую систему для обеспечения эффективного решения вышеописанных задач.
Повышение качества институциональной среды региона - актуальная современная проблема, решение которой приносит региону масссу эффектов, которые в основном программируют экономический рост. Предвестником этого экономического роста и социального развития региона становится благоприятный инвестиционный климат и улучшение деловой среды. Примером реализации сценария совершенствования институционального развития региона и улучшения инвестиционного климата является Калужская и Ленинградская области, которые стратегируют и администрируют на государственном уровне меры государственного регулирования безбарьерного ведения бизнеса. Результатом этого государственного регулирования делового климата является ускоренное региональное развитие и промышленный рост.
Отдельным направлением повышения инвестиционной привлекательности региона является улучшение деловой инфраструктуры. В этом отношении государству необходимо инициировать и привлекать к соивестированию частным бизнесом региональных инфраструктурных проектов. Следует заметить, что объективных стимулов для участия в инфраструктурных проектов у корпоративного сектора нет. Во-первых, инфраструктурные проекты, как правило, инвестиционноемкие и в качестве инвестора может выступать только крупный бизнес, имеющий значительный финансово-инвестиционный потенциал. Во-вторых, инфраструктурные проекты имеют гораздо большие сроки окупаемости, чем проекты в линии рынка. В-третьих, не всегда понятен механизм возврата и окупаемости инвестиций, вложенных в инфраструктурный проект. Поэтому государство должно определенным образом стимулировать инвестиционную активность частных инвесторов при реализации инфраструктурных проектов. Как правило, такие стимулы генерируются в рамках преференциальной политики региона или в ходе генерации и использования мер государственно-частного партнерства. Особое место в инфраструктурном совершенствовании занимают программы и инициативы, основанные на активном участии федеральной власти и федерального бюджета, а также механизмы финансирования развития региональной инфраструктуры федеральными финансовыми институтами развития (ВЭБ, ФПИ, ФНБ и т.д.). Безусловно, реализация таких проектов может и должна улучшать деловую среду региона и способствовать повышению инвестиционной привлекательности, но на практике это не всегда реализуется с заявленной эффективностью. Пожалуй, самой неэффективной программой развития инфраструктурного сектора современной отечественной экономики является создание и развитие особых экономических зон. Так, например, в Краснодарском крае из четырех особых экономических зон туристско-рекреационного типа ни одна не получила сколь-нибудь вменяемого развития. Слабая институциональная проработка, отсутствие законодательной базы, нерешенные вопросы структурирования государственных инвестиций между бюджетными уровнями свели на нет идею, которая привносила значительные стимулы развития зарубежной экономике. Спорной является эффективность государственных инвестиций в мегапроекты (саммит АТЭС, универсиада, олимпиада в Сочи и т.п.) - при их очевидной необходимости и социально-экономической значимости для развития современной России возникает очень много вопросов и претензий к эффективности инвестирования государственных денег в инфраструктурные объекты. Следовательно, при реализации инфраструктурных проектов необходимо осуществлять параллельное инвестирование - государственных денег и частного капитала. Если частный капитал, несмотря на преференциальную политику, созданную для поддержки таких проектов, и государственно-частное партнерство не идет на инвестиционное финансирование инфраструктурных проектов, то эти проекты имеют малую значимость для развития социально-экономических систем и не способны генерировать мультипликативные социально-экономические эффекты. Бизнес всегда голосует деньгами.
Другим базовым направлением совершенствования государственного регулирования социально-экономического развития является инноватизация региональной экономики. Об инноватизации много говорится, создаются инновационная инфраструктура на федеральном (Сколково) и региональных уровнях (практически каждый регион имеет несколько инновационных институтов развития - техно-парки, инкубаторы и т.п.), при этом существенных сдвигов в инноватизации практически не наблюдается. На наш взгляд, причина очень простая - это отсутствие спроса на инновационные продукты со стороны корпоративного сектора и институциональный вакуум в финансировании инновационных инициатив.
Если корпоративный сектор не имеет потребности во внедрении инновационных технологий, а требования потребительского рынка к качеству и инновационности конечного продукта недостаточно сильные, то создается ситуация, при которой инновационного развития не происходит. Следовательно, формирование инновационной инфраструктуры - это необходимое, но недостаточное направление «расшивки» проблем с инновациями в регионах. Наилучшим средством оживления потребности бизнеса в инновациях является конкуренция. Если же региональная власть инициирует меры регионального сепаратизма и сегрегации, запуская в регионах скрытые программы протекционизма местных предприятий (под общим лозунгом «Покупай наше - местное»), то это автоматически уменьшает конкуренцию и потребность в инновациях. Устранение барьеров для входа на рынок, создание понятных и прозрачных процедур лицензирования, упразднение ГУПов и МУПов, приватизация государственного производительного сектора - вот те шаги, которые должно делать государство, развивая конкуренцию как средство генерации спроса на инновации.
Отдельным направлением развитии региональной экономики является создание и эффективное продвижение бренда региона - того информационного посыла, который призван донести до определенных стейкхолдеров (потребителей, бизнес-сообщества и населения региона) позитивно-эмоциональную составляющую региональной экономики, базовых отраслей специализации, конкурентоспособных региональных товаров и территории региона как ореола проживания.
Реализация этих мер позволит существенным образом прирастить темпы развития региональных экономик и всего национального гео- экономического пространства.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан.
Государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно.
БИБЛИОГРАФИЯ
Экономическая учебная и специальная литература
- Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие Г72 для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.;Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. - 255 с. ISBN 5-238-00267-Х
- Капканщиков С.Г.Государственное регулирование экономики : учебное пособие / С.Г. Капканщиков.— 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013. — 520 с. — (Бакалавриат). ISBN 978-5-406-02776-9
- Клейман А. А. Государственное регулирование экономики: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения / под ред. Ю.А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2012. — 16 с.
- Скворцова В. А., Медушевская И. Е. – Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 449–456.
Материалы периодических изданий
- Бурмистрова Л.А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы. // Вестник, 2012. № 3. – С. 73-78.
- Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом, 2012. № 4. – С. 15-19
- Камышова А.Б. СОЧЕТАНИЕ ПЛАНОВЫХ И РЫНОЧНЫХ НАЧАЛ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2013. - № 1. – С. 14-17.
- Камышова А.Б. Определение приоритетов государственного регулирования в условиях глобализации // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2011. № 3. – С. 29-30.
- Камышова А.Б. Приоритеты государственного регулирования национальной экономики в современных условиях // Экономика и управление, 2009. № 10. – С. 140-141.
- Колобова Г.А. Система политико-государственных механизмов регулирования экономики в современной России: проблемы функционирования и перспективы совершенствования // Власть, 2013. - № 10. – С. 42-46.
- Мендрул А.Г. Формы и приоритеты инновационного процесса в контексте государственного регулирования // Инновации, 2011. № 7. – С. 57-59.
- Пригода Л.В. Современный аспект финансового регулирования Российской экономики // Вестник,2009. № 1. С. 60-63.
- Скворцова В.А. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия, 2011. № 24. – С 449-456.
- Скобара В.В. Государственный финансовый контроль как основной инструмент государственного регулирования экономики региона // Инновационное развитие экономики, 2013. № 3(15). – С. 28-33.
- Цицинский А.П. Вопросы эффективности государственного регулирования экономики России // Вестник академии, 2010. - № 4. – С. 34-36.
- Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторый уроки глобального финансово-экономического кризиса // Бизнес, менеджмент и право, 2009. № 2(19). – С. 050-053.