Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики
1.2. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Государственного финансового регулирования экономики в современной России
Противопоставление плановых и рыночных начал проявляется и в том, какие из инструментов государственного регулирования оцениваются как более эффективные. Выбор инструментов государственного регулирования, в свою очередь, зависит от того, какой объект является приоритетным для воздействия государства. Выбор таких объектов государственного регулирования на уровне национальной экономики невелик, поскольку состоит из двух элементов: совокупного спроса и совокупного предложения. Согласно такой альтернативе сопоставляются бюджетноналоговые и денежно-кредитные инструменты государственного регулирования с точки зрения их эффективности, предсказуемости и скорости воздействия на поведение экономических субъектов.
Современные национальные экономики развиваются в условиях глобализации, которая становится важным фактором, оказывающим воздействие как на внутринациональные, так и наднациональные отношения. Под влиянием глобализации видоизменяются общепринятые и предсказуемые последствия денежно-кредитного и бюджетно-налогового регулирования, меняется соотношение плановых и' рыночных форм регулирования и само их содержание.
Процесс глобализации приводит к укреплению и расширению степени открытости национальной экономики как тенденции общемирового развития. В условиях глобализации происходит трансформация плановых и рыночных начал в государственном регулировании национальной экономики. Наблюдается снижение эффективности государственного регулирования посредством таможенных барьеров в рамках мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Повышение степени мобильности капитала создает условия увеличения потерь в доходной части государственного бюджета за счет «бегства» капитала в оффшорные зоны.
Создание условий для повышения международной мобильности капитала при переходе к плавающему режиму валютного курса порождает конфликт целей и невозможность их триединства. Это свидетельствует о снижении эффективности монетарной политики как самостоятельного инструмента государственного регулирования. Положение центральных банков как регулирующих субъектов изменяется1. Повышение мобильности капитала в сочетании с режимом «плавающего» валютного курса оказывает трансформирующее влияние на трансмиссионный канал денежно- кредитной политики, предполагающий регулирование процентной ставки. В результате могут возникать непредсказуемые последствия и скорее всего противоположные планируемым. Дестимулирование экономического роста и сокращение занятости как результат денежно-кредитного регулирования неизбежно приведут к необходимости ограничения этого направления государственного регулирования. Трансмиссионный канал валютного курса в этих условиях демонстрирует свои растущие возможности, что свидетельствует об укреплении позиции курса национальной валюты как самостоятельного инструмента государственного регулирования.
Вышеперечисленные процессы носят объективный характер. Результатом этих процессов в условиях глобализации становится значительное снижение степени предсказуемости последствий государственного регулирования. Внешние, экзогенные для национальной экономики факторы, связанные с изменением конъюнктуры мировых рынков, увеличивают рыночные риски. Более того, в условиях глобализации сужаются возможности осуществления объемно-номенклатурных отношений, что ограничивает регулирующие возможности национального государства.
В области бюджетно-налогового регулирования происходит перераспределение приоритетов между источниками доходов бюджета за счет усиления роли налоговых поступлений. «Налоговое бремя» перекладывается на население. Происходит снижение роли государственных закупок как инструмента, регулирующего активность частного сектора. Государство снижает свою активность и в процессе развития и использования целевых комплексных программ как инструмента Промышленной политики. Одновременно возрастает значимость мер, направленных на привлечение средств частного бизнеса, на финансирование инновационных проектов. Снижается роль государственных трансфертов, как в социальной, так и в производственной области, а значит, ослабевает регулирование неравномерности распределения доходов, как домохозяйств, так и бизнеса. Происходит усиление роли эмиссии государственных ценных бумаг как источника финансирования государственных расходов.
Изменяется роль и денежно-кредитных инструментов государственного регулирования. С одной стороны, снижается активность в области регулирования денежной массы посредством контроля со стороны центрального банка над денежной базой. С другой стороны, усиливается роль учетной и валютной политики в результате роста эффективности трансмиссионных каналов процентной ставки и валютного курса. Популярность политики таргетирования инфляции, согласно рекомендациям представителей монетаристского направления, повышает приоритетность «плавающего» валютного курса. Наблюдается перераспределение между приоритетами денежно-кредитной политики и инструментами, обеспечивающими поддержание этих приоритетов. Таможенная политика становится пассивной, ее роль снижается, результативность экспортно-импортных пошлин падает. И, наконец, государство значительно сокращает регулирующее воздействие на процесс ценообразования на всех национальных рынках.
Следование России общемировым тенденциям в условиях глобализации способно спровоцировать усугубление существующих проблем, что требует пересмотра теории и практики государственного регулирования в условиях перехода от экспортно-сырьевой к инновационной экономике .
Более того, использование рыночных начал в государственном управлении современной России наталкивается на существенные препятствия, связанные с особенностями частного сектора российской экономики. Стандартная для стран с развитой рыночной экономикой реакция субъектов частного сектора на монетарные и фискальные импульсы, инициируемые регулятором, в национальной экономике России отличается своеобразием и неустойчивостью по вполне объективным причинам. Ответная реакция частного сектора на инициируемые государством импульсы далека от необходимой степени предсказуемости. Временные лаги между монетарными и фискальными импульсами надежно не просчитаны. Такое положение связано с недостаточностью информационной базы вследствие незначительной исторической протяженностью периода, в течение которого она формировалась.
Вместе с тем, Россия обладает значительным опытом использования плановых начал, который может и должен быть использован в современном социально-историческом и экономическом контексте. Позитивная оценка мер, предлагаемых российскими властными структурами на период до 2018 г., заставляет надеяться, что произойдет активизация поиска эффективных форм сочетания плановых и
рыночных начал как в теории, так и в практике государственного регулирования.[11]
Определение приоритетов государственного регулирования экономики
В рамках позитивной теории макроэкономической политики государства различают политику, направленную на стимулирование совокупного предложения, и политику, направленную на регулирование совокупного спроса.
Как известно, стимулирование совокупного спроса приводит к увеличению реального ВВП лишь в коротком периоде. Однако в долгосрочном периоде издержки производства увеличатся, поскольку рабочие потребуют повышения заработной платы в соответствии с ростом цен, что приведет к сокращению совокупного предложения и возврату экономики к потенциальному уровню ВВП при более высоком уровне цен. Представители направления «экономика предложения» полагают, что правительство должно проводить политику, направленную на стимулирование производства и способствующую увеличению потенциального объема выпуска страны, которому соответствует уровень совокупного предложения в долгосрочном периоде.
Принципы политики основываются на двух основных идеях. Во-первых, государственное вмешательство должно ограничиваться рамками устранения выявленных недостатков в работе рыночного механизма. Во-вторых, государственное вмешательство должно быть направлено непосредственно на устранение выявленных препятствий в работе рыночного механизма. В ином случае вмешательство государства приведет к появлению новых препятствий в работе рыночного механизма.
Развитие экономики постиндустриальных стран сопровождается серьезным изменением структуры и связей общественного производства. Наблюдается тенденция увеличения занятости в нематериальном секторе при снижении занятости в реальном секторе (в промышленности и сельском хозяйстве). Доминирующее влияние сектора услуг на промышленность и сельское хозяйство, определяющее цель экономического развития, обусловливает необходимость изменения взгляда на оценку богатства страны.
Традиционно богатство страны рассматривалось с позиций обладания земельными и лесными угодьями, полезными ископаемыми, природно-климатическими условиями, основным капиталом, количеством трудоспособного населения. Поскольку большая часть добавленной стоимости создается в сфере нематериального производства, возникает необходимость пересмотра критериев оценки национального богатства. В этой связи на первый план выдвигаются уровень развития технологий и техники, инновационность производства, квалификация персонала, уровень управленческих технологий, рыночная инфраструктура, деловая культура.
В условиях глобализации динамика экономического роста определяется объективносубъективными регуляторами , к которым следует отнести:
- новую архитектуру финансовых институтов как в мировом масштабе, так и в рамках национальной экономики, формирующих пропорции развития реального и денежного секторов;
- правовое обеспечение регулирования и планирования финансовых рынков в целях поддержки развития реальной экономики и достижения ее преимуществ по сравнению с виртуальной экономикой;
- смещение ценностей общественного спроса от безудержного потребления материальных благ в сторону повышения общего качества жизни, насыщения постматериальными благами.
При выборе инструментов государственного регулирования национальной экономики в современных условиях необходимо учитывать тот факт, что глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферами деятельности. В процессе взаимодействия национальной экономики с мировой хозяйственной системой формируется тип внешнеэкономических связей, учитывающих особенности воздействия процессов глобализации на экономику страны. Глобализация формирует единство, целостность мировой экономической системы, что обеспечивает доступ к дешевым ресурсам или рабочей силе и, в большинстве случаев, лишает национальную экономику конкурентных преимуществ. Глобализация обеспечивает доступ стран к таким факторам, независимо от их месторасположения, и возможность получить сравнительное преимущество. Однако конкурентное преимущество национальной экономики обеспечивается не доступом к дешевым ресурсам, а наличием технологий, позволяющих достичь наивысшей их производительности.
С учетом особенностей факторов, определяющих темпы и качество экономического роста в условиях глобализации, принятый в экономической теории набор факторов, определяющих уровень потенциального объема выпуска в экономике, требует некоторой корректировки. Согласно производственной функции Кобба- Дугласа, отражающей зависимость максимального объема выпуска от количества используемых агрегированных факторов производства, к факторам, определяющим уровень потенциального объема выпуска, относят: труд, капитал и научно-технический прогресс.
Под трудом понимают количество экономически активного населения страны, в состав которого входят занятые и безработные. При достижении экономикой потенциального объема выпуска безработица находится на своем естественном уровне, следовательно, в стране существует только фрикционная и структурная безработица. Причиной существования структурной безработицы является несоответствие структуры свободных рабочих мест профессионально-квалификационному уровню людей, ищущих работу. Возникновение фрикционной безработицы обусловлено увольнением, переводом на новую работу, переездом в другие регионы страны. В любом случае, существование структурной и фрикционной безработицы сопровождается наличием свободных рабочих мест, для занятости на которых требуется время на переезд или переобучение.
Под капиталом понимают совокупность всех средств производства, используемых при создании реального ВВП. Количество естественных природных ресурсов, которыми располагает страна, также определяет уровень потенциального ВВП страны. К ним относятся земельные и лесные угодья, полезные ископаемые, природно-климатические условия. Открытие новых месторождений увеличивает производственный потенциал страны, что, безусловно, является следствием политики государства, в рамках которой определяется размер и направление финансирования.
Научно-технический прогресс находит свое материальное воплощение не только в более совершенных технологиях, но и в уровне производительности труда и капитала, выступает как материальная основа формирования эффективной отраслевой структуры производства. Выбор технологий зависит не только от их технической эффективности, но и от цен на используемые ресурсы, а именно, от относительных цен.
В условиях глобализации фактором, определяющим уровень потенциального ВВП страны, становится возможность перелива капитала из-за рубежа, миграция трудоспособного населения, импорт технологий.