Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Противопоставление плановых и рыноч­ных начал проявляется и в том, какие из инст­рументов государственного регулирования оцениваются как более эффективные. Выбор инструментов государственного регулирова­ния, в свою очередь, зависит от того, какой объект является приоритетным для воздейст­вия государства. Выбор таких объектов госу­дарственного регулирования на уровне на­циональной экономики невелик, поскольку состоит из двух элементов: совокупного спро­са и совокупного предложения. Согласно та­кой альтернативе сопоставляются бюджетно­налоговые и денежно-кредитные инструмен­ты государственного регулирования с точки зрения их эффективности, предсказуемости и скорости воздействия на поведение экономи­ческих субъектов.

Современные национальные экономики развиваются в условиях глобализации, кото­рая становится важным фактором, оказываю­щим воздействие как на внутринациональные, так и наднациональные отношения. Под влиянием глобализации видоизменяются об­щепринятые и предсказуемые последствия денежно-кредитного и бюджетно-налогового регулирования, меняется соотношение плано­вых и' рыночных форм регулирования и само их содержание.

Процесс глобализации приводит к укреп­лению и расширению степени открытости на­циональной экономики как тенденции обще­мирового развития. В условиях глобализации происходит трансформация плановых и ры­ночных начал в государственном регулирова­нии национальной экономики. Наблюдается снижение эффективности государственного регулирования посредством таможенных барьеров в рамках мероприятий, направлен­ных на повышение конкурентоспособности товаров отечественных производителей.

Повышение степени мобильности капи­тала создает условия увеличения потерь в до­ходной части государственного бюджета за счет «бегства» капитала в оффшорные зоны.

Создание условий для повышения междуна­родной мобильности капитала при переходе к плавающему режиму валютного курса порож­дает конфликт целей и невозможность их триединства. Это свидетельствует о снижении эффективности монетарной политики как са­мостоятельного инструмента государственно­го регулирования. Положение центральных банков как регулирующих субъектов изменя­ется1. Повышение мобильности капитала в сочетании с режимом «плавающего» валют­ного курса оказывает трансформирующее влияние на трансмиссионный канал денежно- кредитной политики, предполагающий регу­лирование процентной ставки. В результате могут возникать непредсказуемые последст­вия и скорее всего противоположные плани­руемым. Дестимулирование экономического роста и сокращение занятости как результат денежно-кредитного регулирования неизбеж­но приведут к необходимости ограничения этого направления государственного регули­рования. Трансмиссионный канал валютного курса в этих условиях демонстрирует свои растущие возможности, что свидетельствует об укреплении позиции курса национальной валюты как самостоятельного инструмента государственного регулирования.


Вышеперечисленные процессы носят объективный характер. Результатом этих про­цессов в условиях глобализации становится значительное снижение степени предсказуе­мости последствий государственного регули­рования. Внешние, экзогенные для нацио­нальной экономики факторы, связанные с из­менением конъюнктуры мировых рынков, увеличивают рыночные риски. Более того, в условиях глобализации сужаются возможно­сти осуществления объемно-номенклатурных отношений, что ограничивает регулирующие возможности национального государства.

В области бюджетно-налогового регули­рования происходит перераспределение при­оритетов между источниками доходов бюд­жета за счет усиления роли налоговых посту­плений. «Налоговое бремя» перекладывается на население. Происходит снижение роли го­сударственных закупок как инструмента, ре­гулирующего активность частного сектора. Государство снижает свою активность и в процессе развития и использования целевых комплексных программ как инструмента Про­мышленной политики. Одновременно возрас­тает значимость мер, направленных на при­влечение средств частного бизнеса, на финан­сирование инновационных проектов. Снижа­ется роль государственных трансфертов, как в социальной, так и в производственной облас­ти, а значит, ослабевает регулирование нерав­номерности распределения доходов, как до­мохозяйств, так и бизнеса. Происходит уси­ление роли эмиссии государственных ценных бумаг как источника финансирования госу­дарственных расходов.

Изменяется роль и денежно-кредитных инструментов государственного регулирова­ния. С одной стороны, снижается активность в области регулирования денежной массы по­средством контроля со стороны центрального банка над денежной базой. С другой стороны, усиливается роль учетной и валютной поли­тики в результате роста эффективности трансмиссионных каналов процентной ставки и валютного курса. Популярность политики таргетирования инфляции, согласно рекомен­дациям представителей монетаристского на­правления, повышает приоритетность «пла­вающего» валютного курса. Наблюдается пе­рераспределение между приоритетами денеж­но-кредитной политики и инструментами, обеспечивающими поддержание этих приори­тетов. Таможенная политика становится пас­сивной, ее роль снижается, результативность экспортно-импортных пошлин падает. И, на­конец, государство значительно сокращает регулирующее воздействие на процесс цено­образования на всех национальных рынках.


Следование России общемировым тен­денциям в условиях глобализации способно спровоцировать усугубление существующих проблем, что требует пересмотра теории и практики государственного регулирования в условиях перехода от экспортно-сырьевой к инновационной экономике .

Более того, использование рыночных на­чал в государственном управлении современ­ной России наталкивается на существенные препятствия, связанные с особенностями ча­стного сектора российской экономики. Стан­дартная для стран с развитой рыночной эко­номикой реакция субъектов частного сектора на монетарные и фискальные импульсы, инициируемые регулятором, в национальной эко­номике России отличается своеобразием и неустойчивостью по вполне объективным причинам. Ответная реакция частного сектора на инициируемые государством импульсы далека от необходимой степени предсказуе­мости. Временные лаги между монетарными и фискальными импульсами надежно не про­считаны. Такое положение связано с недоста­точностью информационной базы вследствие незначительной исторической протяженно­стью периода, в течение которого она форми­ровалась.

Вместе с тем, Россия обладает значитель­ным опытом использования плановых начал, который может и должен быть использован в современном социально-историческом и эко­номическом контексте. Позитивная оценка мер, предлагаемых российскими властными структурами на период до 2018 г., заставляет надеяться, что произойдет активизация поис­ка эффективных форм сочетания плановых и

рыночных начал как в теории, так и в практи­ке государственного регулирования.[11]

Определение приоритетов государственного регулирования экономики

В рамках позитивной теории макроэконо­мической политики государства различают по­литику, направленную на стимулирование со­вокупного предложения, и политику, направ­ленную на регулирование совокупного спроса.

Как известно, стимулирование совокупного спроса приводит к увеличению реального ВВП лишь в коротком периоде. Однако в долгосроч­ном периоде издержки производства увеличат­ся, поскольку рабочие потребуют повышения заработной платы в соответствии с ростом цен, что приведет к сокращению совокупного пред­ложения и возврату экономики к потенциаль­ному уровню ВВП при более высоком уровне цен. Представители направления «экономика предложения» полагают, что правительство должно проводить политику, направленную на стимулирование производства и способствую­щую увеличению потенциального объема вы­пуска страны, которому соответствует уровень совокупного предложения в долгосрочном пе­риоде.


Принципы политики основываются на двух основных идеях. Во-первых, государствен­ное вмешательство должно ограничиваться рамками устранения выявленных недостатков в работе рыночного механизма. Во-вторых, госу­дарственное вмешательство должно быть на­правлено непосредственно на устранение выяв­ленных препятствий в работе рыночного меха­низма. В ином случае вмешательство государ­ства приведет к появлению новых препятствий в работе рыночного механизма.

Развитие экономики постиндустриальных стран сопровождается серьезным изменением структуры и связей общественного производст­ва. Наблюдается тенденция увеличения занято­сти в нематериальном секторе при снижении занятости в реальном секторе (в промышленности и сельском хозяйстве). Доминирующее влияние сектора услуг на промышленность и сельское хозяйство, определяющее цель эконо­мического развития, обусловливает необходи­мость изменения взгляда на оценку богатства страны.

Традиционно богатство страны рассматри­валось с позиций обладания земельными и лес­ными угодьями, полезными ископаемыми, при­родно-климатическими условиями, основным капиталом, количеством трудоспособного насе­ления. Поскольку большая часть добавленной стоимости создается в сфере нематериального производства, возникает необходимость пере­смотра критериев оценки национального богат­ства. В этой связи на первый план выдвигаются уровень развития технологий и техники, инно­вационность производства, квалификация пер­сонала, уровень управленческих технологий, рыночная инфраструктура, деловая культура.

В условиях глобализации динамика эконо­мического роста определяется объективно­субъективными регуляторами , к которым следует отнести:

  • новую архитектуру финансовых институ­тов как в мировом масштабе, так и в рамках на­циональной экономики, формирующих пропор­ции развития реального и денежного секторов;
  • правовое обеспечение регулирования и планирования финансовых рынков в целях под­держки развития реальной экономики и дости­жения ее преимуществ по сравнению с вирту­альной экономикой;
  • смещение ценностей общественного спроса от безудержного потребления матери­альных благ в сторону повышения общего каче­ства жизни, насыщения постматериальными благами.

При выборе инструментов государственно­го регулирования национальной экономики в современных условиях необходимо учитывать тот факт, что глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферами деятельности. В процессе взаимодействия национальной эконо­мики с мировой хозяйственной системой фор­мируется тип внешнеэкономических связей, учитывающих особенности воздействия про­цессов глобализации на экономику страны. Глобализация формирует единство, целостность мировой экономической системы, что обеспе­чивает доступ к дешевым ресурсам или рабочей силе и, в большинстве случаев, лишает нацио­нальную экономику конкурентных преиму­ществ. Глобализация обеспечивает доступ стран к таким факторам, независимо от их месторас­положения, и возможность получить сравни­тельное преимущество. Однако конкурентное преимущество национальной экономики обес­печивается не доступом к дешевым ресурсам, а наличием технологий, позволяющих достичь наивысшей их производительности.


С учетом особенностей факторов, опреде­ляющих темпы и качество экономического рос­та в условиях глобализации, принятый в эконо­мической теории набор факторов, определяю­щих уровень потенциального объема выпуска в экономике, требует некоторой корректировки. Согласно производственной функции Кобба- Дугласа, отражающей зависимость максималь­ного объема выпуска от количества используе­мых агрегированных факторов производства, к факторам, определяющим уровень потенциаль­ного объема выпуска, относят: труд, капитал и научно-технический прогресс.

Под трудом понимают количество эконо­мически активного населения страны, в состав которого входят занятые и безработные. При достижении экономикой потенциального объе­ма выпуска безработица находится на своем естественном уровне, следовательно, в стране существует только фрикционная и структурная безработица. Причиной существования струк­турной безработицы является несоответствие структуры свободных рабочих мест профессио­нально-квалификационному уровню людей, ищущих работу. Возникновение фрикционной безработицы обусловлено увольнением, пере­водом на новую работу, переездом в другие ре­гионы страны. В любом случае, существование структурной и фрикционной безработицы со­провождается наличием свободных рабочих мест, для занятости на которых требуется время на переезд или переобучение.

Под капиталом понимают совокупность всех средств производства, используемых при создании реального ВВП. Количество естест­венных природных ресурсов, которыми располагает страна, также определяет уровень потен­циального ВВП страны. К ним относятся зе­мельные и лесные угодья, полезные ископае­мые, природно-климатические условия. Откры­тие новых месторождений увеличивает произ­водственный потенциал страны, что, безуслов­но, является следствием политики государства, в рамках которой определяется размер и на­правление финансирования.

Научно-технический прогресс находит свое материальное воплощение не только в бо­лее совершенных технологиях, но и в уровне производительности труда и капитала, выступа­ет как материальная основа формирования эф­фективной отраслевой структуры производства. Выбор технологий зависит не только от их тех­нической эффективности, но и от цен на ис­пользуемые ресурсы, а именно, от относитель­ных цен.

В условиях глобализации фактором, опре­деляющим уровень потенциального ВВП стра­ны, становится возможность перелива капитала из-за рубежа, миграция трудоспособного насе­ления, импорт технологий.