Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовыми методам распределения доходов между территориями могут являться:

  • распределение налогов на федеральные, региональные и местные;
  • разделение налогов и доходов на регулирующие и закрепленные;
  • осуществление межбюджетных безвозмездных финансовых перечислений в виде межбюджетных трансфертов;
  • создание зон свободной торговли.

Не всегда есть возможность точного, обоснованного распределения налогов между уровнями бюджетной системы. Иногда необходима их корректировка. Такая корректировка достигается перераспределением налогов между уровнями бюджетной системы. Таким образом, достигается сбалансированность бюджетов.

Фонды межбюджетного регулирования создаются специально для выравнивания социально­экономического развития регионов. На федеральном уровне к ним относятся:

  • Федеральный фонд финансовой поддержки регионов; создан для выравнивания бюджетной обеспеченности;
  • совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций;
  • Федеральный фонд софинансирования социальных расходов предназначен для выделения субсидий на долевое финансирование приоритетных социальных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;
  • Федеральный фонд регионального развития - для финансирования инфраструктуры региона;
  • Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Для ускорения развития отдельных территорий страны вводят режимы свободной торговли в отдельных регионах. В России к таким зонам относятся Приморский край, Калининградская область.

Все представленные выше методы должны использоваться в процессе регулирования экономики комплексно, только тогда будет достигнут необходимый эффект.[10]

1.2. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ

Проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, пределами, формами и методами государственного вмешательства в рыночные отношения, активно обсуждаются на страницах юридической и экономической печати.


В нашей стране именно построение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последних лет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новых экономических отношений на основе рынка, признание частной собственности и свободы предпринимательской деятельности - все это способствовало становлению и бурному развитию частного права в Российской Федерации.

К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ относятся:

- Гражданский Кодекс РФ,

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства.

- Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ, устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

- В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" - регулирует отношения, связанные с деятельностью естественных монополий.

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

- Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей".

- Закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", - закрепляют особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд.


- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. "О валютном регулировании и валютном контроле" - основополагающий акт, регулирующий операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации,

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги.

- Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".[17]

Необходимо признать, что как раз определение направлений государственного регулирования, конкретных форм и методов государственного вмешательства в экономику и является на сегодня главной задачей законодателя в части обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании экономических отношений.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР-2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Системное решение поставленных в Концепции задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;


поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.[2]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Государственного финансового регулирования экономики в современной России

Государственное регулирование эконо­мики современной России происходит в усло­виях либерализации научных представлений, формирующих его теорию и практику. Обоснование доктрины государственного ре­гулирования тесно связано с эволюцией науч­ных представлений о соотношении плановых и рыночных начал в экономических взаимо­действиях.


В современных условиях произошла дезактуализация проти­вопоставления плановых и рыночных начал. Противопоставление этих форм хозяйствова­ния имело исторические и логические основа­ния на определенном этапе развития теории и практики хозяйствования. Сопоставление плановых и рыночных начал позволяет обос­новать взаимопроникновение содержательных и функциональных проявлений этих форм экономических отношений.

Подход, согласно которому государст­венное регулирование рассматривается как инициирующая плановые начала сила, отли­чается крайней схематичностью. В современ­ных условиях появляются новые формы согласовании и координации экономических взаимодействий

. Взаимопроникновение пла­новых и рыночных начал проявляется в дея­тельности всех хозяйствующих субъектов и в отношениях между ними. На национальном и наднациональном уровне формируются новые формы межкорпоративных согласований, что обусловливает необходимость их научного осмысления и использования при формирова­нии доктрины государственного регулирова­ния.

Исследование и теоретическое осмысле­ние соотношения плановых и рыночных начал в государственном регулировании необходи­мо вести в контексте их взаимодействия на национальном, наднациональном и межна­циональном уровне .

В современных условиях изменяется со­держательная сторона плановых и рыночных отношений, а значит, должны изменяться и подходы к их идентификации. Возникают но­вые симбиотические формы, сочетающие плановые и рыночные начала на националь­ном и наднациональном уровне, во внутри­фирменных и межфирменных согласованиях. Информационные технологии и сетевые мо­дели экономических взаимодействий на фоне глобализации мирохозяйственных связей обу­словливают динамичность изменений, прида­вая им лавинообразный характер.

В процессе развития экономической тео­рии и альтернативных подходов к формиро­ванию эффективных форм государственного регулирования на протяжении длительного исторического периода наблюдалось смеще­ние предпочтений в пользу одной из них. По­сле каждого их очередных кризисных потря­сений доктрина государственного регулиро­вания смещалась в широком диапазоне от не­оконсервативных до неолиберальных своих проявлений. Классическая и кейнсианская версия и противопоставление автоматических и дискреционных регуляторов денежно-кре- дитной и бюджетно-налоговой политики го­сударства тесно связаны с проблемой соот­ношения плановых и рыночных начал. Трансформация плановых начал, а точнее различные способы их привнесения в эконо­мическую деятельность, проявляется в суще­ствовании таких форм, как директивность и индикативность, автоматическом следовании правилам или «игре по слуху».