Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики

Современное развитие экономики невозможно представить без регулирующей функции государства. Государство постоянно вмешивается в экономическую составляющую регулируемой сферы общественного развития страны. В свете этого возникает вопрос о методах, используемых в государственном регулировании экономики.

Государственное регулирование экономики с использованием финансовых и денежно-кредитных методов осуществляется по следующим направлениям:

  • регулирование отраслевой структуры экономики, макроэкономических стоимостных пропорций, инновационного обновления;
  • регулирование социальной сферы, демографического состояния страны;
  • регулирование территориальных диспропорций.

Все эти направления рассматриваются в теории финансовой и кредитно-денежной науки как основные направления распределительной и перераспределительной функций финансов и кредита.

Именно по трем основополагающим направлениям осуществляется перераспределение средств из бюджета государства, а именно, финансирование национального хозяйства страны, образования и здравоохранения, выравнивание межтерриториальных диспропорций развития.

Соответственно, все финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики можно направить по этим трем векторам. Целью должно служить стимулирование поступательного и прогрессивного развития общества.

Сами методы финансового и денежно-кредитного регулирования экономики можно подразделять на некоторые группы.

К финансовым и денежно-кредитным методам регулирования экономики можно отнести следующие:

  • прямые (административные) методы и косвенные (экономические) методы регулирования денежно-кредитного рынка Центральным банком Российской Федерации через следующие инструменты: регулирование структуры денежных агрегатов и денежной массы, валютное регулирование, управление внутренним и внешним долгом, управление учетной ставкой и ставкой рефинансирования, установление норм и нормативов, ограничивающих банковскую деятельность, банковское резервирование, разработка и установление норм и нормативов регулирования деятельности коммерческих банков;
  • ценовые методы;
  • стабилизационно-инвестиционные методы;
  • налоговые методы;
  • бюджетные методы.

Все эти методы используются в своем конкретном многообразии при управлении экономикой страны по вышеперечисленным трем направлениям.


Конкретное проявление метода зависит от направления регулирования. Если анализировать управление первым направлением, т.е. регулирование отраслевой и инновационной структуры экономики, то здесь предпочтение будет уделяться денежно-кредитным, ценовым и стабилизационно-инвестиционным методам. Управление вторым направление государственного регулирования, а именно, регулирование социальной сферы, будет опираться в первую очередь на бюджетные методы, в частности на льготирование и субсидирование, а также на налоговые методы. Если рассматривать третье направление государственного регулирования экономики (территориальное выравнивание), то здесь будут преобладать бюджетные методы.[2]

Регулирование отраслевой структуры экономики и макроэкономических пропорций может использовать такие ценовые методы, как установление предельных значений роста или понижения цен, нормирование затрат, установление цен на социально значимые товары и антимонопольное ограничение цен на товары, косвенное налогообложение товаров, как правило на углеводороды и их производные и спиртосодержащие товары.

Стабилизационо-инвестиционные методы в большой степени используются при антикризисном регулировании экономики и ее реструктуризации. Здесь можно выделить политику формирования золотовалютных резервов Центрального банка России, формирование различных стабилизационных фондов, таких как Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, который заменил Фон будущих поколений, инвестиционных фондов, венчурных фондов и т.п.

Налоговые методы также используются при государственном регулировании цикличности экономики. При их участии регулируется изменение спроса на рынке, накопление и потребление.

Большое значение в антикризисном регулировании имеют бюджетные методы, так как именно посредством межбюджетного перераспределения снимается острота неравномерного развития отдельных территорий страны. Межбюджетное перераспределение средств осуществляется в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов.

Огромное значение среди методов финансового регулирования экономики отводится налоговым методам. Среди налоговых методов можно выделить следующие направления:

  • изменение состава и структуры налоговых платежей;
  • изменение структуры налогового бремени по отраслям экономики, категориям налогоплательщиков и т.п.;
  • изменение состава элементов налогов (изменение объектов налогообложения, порядка исчисления налоговых баз);
  • изменение величины налоговых ставок и их дифференциации;
  • введение специальных налоговых режимов и предоставления добровольного или принудительного права перехода на них;
  • введение и манипулирование системой налоговых льгот.[4]

Применение налоговых льгот является формой косвенного бюджетного финансирования. Однако, в отличие от предоставления прямых целевых инвестиций из государственного бюджета, предоставление льгот не гарантирует направление использования высвободившегося капитала в желательном для государства направлении. Такие средства могут инвестироваться как на дальнейшее развитие и укрупнение производства, так и направляться на непроизводительное использование. Таким образом, применение методов льготирования деятельности организаций не относится к наиболее желательным методам регулирования экономики. Использование данного метода нарушает принцип всеобщего равенства налогоплательщиков и, как правило, используется, в крайнем случае, или в периоды становления экономической системы, как было в России в 90-х годах прошлого века.

Государство активно использует налоговые методы для целенаправленного воздействия на спрос и предложение инвестиционных ресурсов. Здесь применяется и прямое, и косвенное налогообложение.

В России, в настоящее время, потенциал налоговых методов регулирования экономики используется не полно. Нет должного механизма дифференциации налогового бремени, что ведет к перекосу в распределении и перераспределении доходов между населением страны и, как следствие этого, к социальной нестабильности. Необходима научно и социально обоснованная шкала обложения доходов, как отдельных физических лиц, так и корпораций. Однако такая шкала должна строиться исходя из обоснованных расчетов. Огромное значение в регулировании развития отраслевой составляющей экономики имеют бюджетные методы. Государство не может не поддерживать часть, необходимых экономическому развитию страны отраслей. К отрасли датируемой бюджетами всех государств относится сельское хозяйство. Без дотаций или иных форм бюджетного финансирования (например, государственный заказ) не могут обойтись такие отрасли, как судостроение, авиационная промышленность, космический и оборонный комплекс, развитие нано технологий, инновации в области коммуникаций и некоторые другие отрасли.

Финансирование таких отраслей и отдельных проектов осуществляется на основе делового партнерства органов власти с частным бизнесом в виде холдингов, ассоциаций, через Венчурные фонды, «инкубаторы», в значительной степени, финансируемые из государственного бюджета.[5]

Важнейшее направление государственного регулирования экономики - это развитие социальной сферы.


К методам государственного регулирования социальных процессов можно отнести:

  • разработку и организацию социальных денежных выплат физическим лицам в виде разнообразных форм денежных пособий в виде пенсий, стипендий, пособий, субсидий, компенсаций, материальной помощи и др. аналогичных выплат;
  • предоставление социальных налоговых льгот физическим лицам в виде дифференциации налоговых ставок на доходы и имущество физических лиц, освобождение физических лиц от налогов;
  • предоставление социальных налоговых льгот организациям, имеющим социальную направленность (например, освобождение от налогов части доходов организаций, оказывающих социальную помощь, пониженные ставки косвенных налогов на товары первой необходимости, снижение косвенных налогов на социально значимые товары);
  • финансирование социальных натуральных льгот (например, для отдельных категорий граждан бесплатные лекарства, проезд в транспорте, оплата коммунальных услуг и т.п.);
  • законодательное ограничение оплаты труда (например, установление минимального размера оплаты труда);
  • финансовая поддержка направления по формированию среднего класса в форме упрощенного режима налогообложения, страхования вкладов населения в банках и т.п.;
  • финансирование организаций, оказывающих бесплатные услуги населению, таких как больничные учреждения, школы и другие учебные заведения, дошкольные учреждения, социально­культурные учреждения; данный метод регулирования экономики в последнее время в России переживает тяжелые времена; некоторое время назад знания были объявлены не благом, а товаром; следовательно, как и всякий продукт, предназначенный для продажи, знания должны иметь цену, и, следовательно, должны быть платными, а не финансироваться из бюджета; такой подход возможен только в очень ограниченном виде; платность образования ведет к вытеснению из данной сферы слабо обеспеченных слоев населения, еще больше усиливает дифференциацию общества и отбрасывает его назад в поступательном движении к высокоразвитой экономике;
  • финансирование новых рабочих мест, занятости населения;
  • бюджетная поддержка жилищно-коммунальной сферы, финансовая поддержка доступного рынка жилья;
  • финансирование целевых программ социальной направленности.

Денежные выплаты населению получили названия трансферты. Они предназначены для выравнивания минимального среднедушевого дохода физических лиц, проживающих в различных регионах России.


Через социальные льготы государство осуществляет косвенное финансирование социально незащищенных слоев общества, так как все льготы в той или иной степени покрываются расходами из государственного бюджета или государственных внебюджетных социальных фондов.

Поддержка малого бизнеса осуществляется разными методами, среди которых можно выделить: бюджетные дотации на компенсацию разницы в ценах и покрытие убытков, бюджетные кредиты и целевые субсидии, государственные схемы рефинансирования, государственные заказы и закупки, поддержку банков, осуществляющих льготное кредитование малого бизнеса.

Начиная с 2010 года в России появилось так называемое микрофинансирование. Это направление содействует также развитию малого бизнеса, через быстрое оформление кредитов в размере до 1 млн. руб. Микрофинансовые организации не попадают под разряд кредитных организаций, и, следовательно, их деятельность не контролируется и не регламентируется ЦБР.

Снижение уровня безработицы - одна из основных задач финансового регулирования экономики. Среди финансовых методов регулирования занятости можно выделить:

  • выплаты пособий по безработице и выплаты малоимущим слоям населения после окончания срока выплаты пособий;
  • формирование и стимулирование к формированию новых рабочих мест.

Поддержка жилищно-коммунального хозяйства и приобретения жилья также является функцией государственного регулирования экономики. В России данное направление развито недостаточно.

Среди способов осуществления финансового регулирования рынка жилья можно выделить: строительство жилья за счет бюджетных средств, бюджетное субсидирование приобретения жилья, финансовая поддержка ипотечного кредитования, секьюритизация ипотечного кредитования, налоговое льготирование организаций и физических лиц при осуществлении ими вложений в жилье.

Третье крупное направление регулирования экономики - это государственное регулирование территорий посредством финансовых методов.

Территориальное регулирование не совсем самостоятельная сфера. С одной стороны при территориальном регулировании нельзя обойтись без регулирования экономики, с другой стороны без регулирования социальной сферы. Таким образом, территориальное регулирование включает регулирование отраслевой и социальной структуры экономики в условиях территориальных особенностей.

Финансовые методы регулирования территорий основаны на межбюджетных отношениях.