Файл: Особенности социального развития дошкольников (Меры по улучшению социального развития дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности: - насыщенная информационная среда, а также возможность практической функционированию в ней.

Основным "барьером", препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, представляет собой раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение дошкольника к "книжной культуре". Чаще всего любознательность рассматривается как составляющая познавательной активности индивида, способствующая активному познанию окружающей действительности. Поскольку, социальный развитие обеспечивает течение познания в субъектных отношениях, следовательно, можно констатировать, что любознательность может способствовать продуктивности познания, так как, для успешно восприятия, а также переработки информации требуется выраженная познавательная активность. [45]

Приведенная модель наглядно демонстрирует уровневое развитие социального развития, происходящее наряду с процессом социализации старшего дошкольника. В данном аспекте социализация рассматривается не только как процесс, но, а также как результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического, а также развитие, то есть преобразование (под влиянием обучения, а также развития) психологических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, мотивационно -ценностных ориентаций, норм, а также правил поведения.

И в этой связи отметим важность двух аспектной социализации:

  • с одной позиции, это усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду;
  • с другой позиции - это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной функционированию, активного включения в социальную среду. [6]

Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но, а также преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом представляет собой не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а, а также его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.

Установлено, что у старших дошкольников преобладающими являются низкий, а также средний уровни развития социального развития. У старших дошкольников меняется диалогическое общение (степень развернутости фразы, словесное формулирование игровой цели) не только на занятиях, но, а также в повседневной существования, что ведет к формированию открытости, а также доверительности. [20]

Анализируя результаты исследований возможностей позитивного изменения основных компонентов социального развития старших дошкольников, можно сделать следующие выводы. Положительная динамика изменений в развитии социального развития дошкольников 6-7 лет, полученная нами в формирующем эксперименте, свидетельствует о нужности, а также возможности осуществления целенаправленной развивающей работы с дошкольниками. Сущность формирующего анализа составили занятия с дошкольниками обучающего типа, в течение которых изменения, происходящие в поведении, а также функционированию дошкольников, оценивались по трем направлениям, характеризующим три структурных компонента социального развития дошкольников:


  • коммуникативно-личностному, где прослеживалось развитие коммуникативной контактности - умения вступить в контакт, поддерживать его, правильно воспринимать позицию партнера, владеть коммуникативными средствами;
  • особенностям самосознания дошкольников через изучение особенностей самооценки;
  • характеристикам проявлений социальной перцепции у дошкольников, среди которых рассматривались: отличительные черты понимания дошкольниками взаимоотношений дошкольников, анализ поступков своих, а также окружающих дошкольников, прогнозирование на основе анализа возможного поведения дошкольников в бытовых ситуациях.

Была отмечена позитивная динамика по важнейшему, но сложному для дошкольников 6-7 лет компоненту структуры социального развития - социальной перцепции. дошкольники продемонстрировали значительное повышение уровня адекватной социальной перцепции, что проявилось: в уходе от социальных шаблонов; в появлении тенденции анализа собственных поступков, поведения других дошкольников. [10]

В течение предметных занятий, насыщенных разнообразными коммуникативными приемами, старшие дошкольники смогли овладеть:

    • элементами ролевого поведения в течение анализа позиции партнеров по общению: делового, а также личностного общения;
    • приемами понимания особенностей отношений дошкольников в бытовых ситуациях, в условиях существования вне дома.

Особую роль при этом сыграли занятия на тему "Легко ли быть взрослым", "Как думают, а также поступают дошкольники". [26]

Старшим дошкольникам сложно было овладеть приемами социального прогнозирования поведения дошкольников, даже в знакомых ситуациях. По результатам контрольного этапа эксперимента видно, что несмотря на ограниченность во времени, мы имеем положительную динамику в исследовании. Умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре: сократилось количество дошкольников с уровнем развития социального развития ниже среднего, один дошкольник поднялся на высокий уровень.

Актуальность, а также возможность анализа развития социального развития в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психологической литературе, а также несомненной ее социальной значимостью. Наличие ярко выраженных социальных потрясений в современном обществе - малочисленные обособленные семейства, возрастающая общая агрессивность общества, в том числе его детскую часть; недостаточная психологическая образованность взрослых - все это рождает в обществе потребность в раннем развитии позитивной социальной гибкости, позволяющей ребенку чувствовать себя более уверенно в постоянно меняющихся условиях социальной среды. В содержании же программ дошкольных учреждений отсутствуют специальные разделы, позволяющие постоянно, на различном уровне сложности формировать у дошкольников гибкие умение социального поведения. Главное внимание, по-прежнему, уделяется развитию общего развития (память, мышление). [11]


Следовательно, анализ представленных исследований позволяет заключить следующее: социальный развитие - это развитие индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды; учете формально - динамических свойств индивида дошкольника при проведении занятий; создания разнообразной среды для проявления любознательности (новые игровые пособия) при проведении занятий.

Положительная динамика изменений в развитии социального развития дошкольников 6-7 лет, полученная нами в формирующем эксперименте, свидетельствует о нужности, а также возможности осуществления целенаправленной развивающей работы с дошкольниками; по данным нашего анализа являются старший дошкольный возраст. [4]

Рассмотрим уровни развития социального развития в старшем дошкольном возрасте.

Коммуникативно-личностный компонент: коммуникативная контактность, коммуникативная совместимость:

  • открытость по отношению к другим людям (взрослым, а также сверстникам), спокойное вступление в контакт, инициатива, отсутствие отрицательных установок, умения устанавливать отношения, выраженная потребность в общении;
  • ситуативная открытость по отношению к другим людям (позитив - только к близким взрослым); трудности вхождения в контакт со значимыми знакомыми взрослыми; ситуативное проявление потребности в общении (по инициативе взрослого); экзальтированная привязанность к близким;
  • амбивалентность по отношению к другим людям, особенно ко взрослым; трудности вхождения в контакт; неуверенность, робость, отсутствие коммуникативных навыков; конфликтная потребность в общении. [17]

Психологические характеристики самосознания: самоуважение, потребность в уважении:

  • обширный опыт общения; наличие значимых взрослых; ярко выраженная потребность в признании, а также уважении; дифференцированный я-образ; чувствительная устойчивость, адекватность; склонность к общению на личностные темы; адекватная самооценка;
  • неустойчивое осознание я-образа в общении со знакомым значимым взрослым (особенно у первоклассников); колебания самооценки в зависимости от ситуации; аффективная я-концепция; в знакомой ситуации наличие потребности в признании;
  • конфликтное состояние я-образа, чувствительная неустойчивость; малый социальный опыт; редкое проявление потребности в уважении; склон. к бессодержательному чувствительному взаимодействию со значимыми взрослыми; неустойчивая самооценка. [35]

Социальная перцепция: отличительные черты понимания взаимоотношений дошкольников, прогнозирование развития межличностных отношений:

  • наличие ролевого поведения, определяемого системой отношений со значимыми взрослыми; гибкость отношений в пределах, доступных взрослому; различение деловых, а также личных отношений; наличие возможности прогнозирования межличностных отношений;
  • ситуативное ролевое манера себя держать; преобладание чувствительно-личностных контактов; адекватное восприятие межличностных отношений дошкольников с помощью взрослого; наличие интереса к анализу особенностей межличностных отношений, а также отсутствие необходимых социальных перцептивных действий;
  • недифференцированное манера себя держать; явное преобладание темпераментных контактов; объяснение особенностей отношений дошкольников исключительно чувствительными привязанностями; узость социального опыта; трудности построения социального портрета отношений дошкольников. [42]

Сделаем следующие выводы:

  • социальный развитие представляет собой многоаспектным понятием, изучаемым на протяжении девяноста лет с позиций различных подходов;
  • определение сути понятия социального развития включает понимание его как целостной системы по накоплению, систематизации, анализу дошкольником собственного опыта, опыта других дошкольников, служащую качественной основой развития успешной индивида;
  • изучение социального развития с позиций возрастного подхода обладает большим потенциалом в области изучения, а также вероятностного проектирования эффективности его развития.

Глава 7. Изучение особенностей социального развития дошкольников

Диагностика была направлена на изучение особенностей социального развития дошкольников старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось по программе, включающей оценку уровня развития социального развития согласно показателям выполнения теста, разработанного исходя из понимания социального развития как системы развитие способностей, связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, включающей в себя:

    • способность предвидеть последствия поведения дошкольников в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем;
    • способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях дошкольника;
    • способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций дошкольника в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации;
    • способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения дошкольников в этих ситуациях. [37]

Тест удобен тем, что применим практически для лиц любого возраста. Он позволяет измерять как общий уровень развития социального развития, так, а также частные способности понимания поведения дошкольников, а именно:

    • способность предвидения последствий поведения;
    • адекватность отражения вербальной, а также невербальной экспрессии;
    • понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия;
    • понимание внутренних мотивов поведения дошкольников.

В последние годы он представляет собой одним из предпочитаемых, а также часто используемых тестов в психодиагностике поведенческих составляющих социального развития. Основываясь на анализе научных источников можно обозначить проблемную область, связанную с развитием социального развития у старших дошкольников:

  • выбор оптимальных средств, методов психолого-педагогического сопровождения для обеспечения достаточного уровня развитости социального развития в дошкольный период;
  • выявление механизмов, обуславливающих развитие социального развития в заданный возрастной период;
  • анализ того, каким образом осуществляется развитие конструктивного или деструктивного типа реагирования у дошкольников 6-7 лет;
  • определение значимости роли взрослых в развитии социального развития старших дошкольников. [9]

Что касается выявления механизмов, обуславливающих развитие социального развития, то в качестве основных выделены: течение становления самосознания, а также течение развития само регуляции.

Наиболее ярко течение становления самосознания дошкольника находит своё отражение в отношении дошкольника к себе, своим качествам (самооценке). Адекватная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности, а также положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. [16]

Активное становление самосознания в дошкольном возрасте тесно связано с процессом развития само регуляции. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые ребёнок получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации своего поведения информацию.

Роль взрослого в развитии социального развития в дошкольный период заключается в:

  • сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
  • оценке его функционированию, а также поведения;
  • формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых дошкольник впоследствии будет оценивать себя сам;
  • формировании умения, а также побуждение дошкольника к анализу своих действий, а также поступков, а также сравнению их с действиями, а также поступками других дошкольников. [22]