Файл: Особенности социального развития дошкольников (Меры по улучшению социального развития дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальный опыт, к которому присоединяется дошкольник с первых лет своей существования, аккумулируется, а также выражается в общественной культуре. Исследование культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, представляет собой одной из фундаментальных задач развития. [12]

Содержание социального развития дошкольников определяется разнообразными основаниями социальной идентификации, преобладающими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст - видовая, а также родовая идентификация; средний - видовая, родовая, половая идентификация; старший - видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая идентификация. [21]

По мере актуализации умственной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия осуществляется осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный значимостью смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте неоценимо.

  • Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, формировании, а также саморазвитии дошкольника. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, национальной, правовой культуры.
  • Культурологический подход позволяет принимать во внимание все обстоятельства места, а также времени, в которых родился, а также живет дошкольник, специфику его ближайшего окружения, а также исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы развития, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры. Родители с детства приучают дошкольников обычаям своей культуры, неосознанно прививая им культурное развитие, которое дошкольники в свою очередь передадут своим потомкам.
  • Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его индивидуальные потребности, а также интересы, признание его прав, а также свобод, ценности детства как основы психического развития, творческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, блага дошкольника приоритетными критериями в оценке функционированию социальных институтов.
  • Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать разные (возрастные, половые, национальные) отличительные черты личностного развития в течение духовного, полового, патриотического, правового развития.
  • Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дошкольники, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития дошкольников данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов функционированию (от восприятия - к воспроизведению по образцу - к самостоятельному воспроизведению - к творчеству).
  • Полусубъектный подход предполагает нужность учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, дошкольный сад, школа; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).
  • Системно-структурный подход предполагает организацию работы по общественному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных, а также взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм организации, условий, а также результатов взаимодействия педагогов с дошкольниками.
  • Комплексный подход рассчитывает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям, а также участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка дошкольника в явлениях общественной, а также собственной существования, в самом себе.
  • Деятельный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений дошкольника с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя персоной функционированию. Социальное развитие воплощать в жизнь в течение значимых, мотивированных видов функционированию, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь, а также теперь", достичь состояния чувствительного комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Ребенку просто нужно показать прежде чем научить на своем примере.
  • Средовой подход позволяет найти решение в задаче организации образовательного пространства как средства социального развития индивида. Среда представляет собой совокупность ниш, а также стихий, среди которых, а также во взаимодействии с которыми протекает жизнь дошкольников. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение дошкольников к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии дошкольников, а также взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач. [40]

Краткий обзор существенных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:

  • социальное развитие представляет собой последовательный, многогранный процесс, а также результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение дошкольника к "всеобщему социальному", а также постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
  • дошкольный возраст представляет собой определяющим периодом в социальном развитии дошкольника;
  • социальное развитие дошкольников дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной функционированию по освоению предметного мира, а также мира отношений между дошкольниками. [23]

Глава 10. Практические советы по социальному развитию дошкольников

В возрасте трех лет ваш дошкольник будет гораздо менее эгоистичным, чем в два года. Он также будет меньше зависеть от вас, признак того, что ее собственное чувство идентичности сильнее, а также безопаснее. Теперь он будет играть с другими дошкольниками, взаимодействуя, а не просто играть бок о бок. В течение он узнает, что не все думают точно так, как он делает, а также что каждый из ее товарищей по играм имеет много уникальных качеств, некоторые привлекательные, а некоторые нет. Вы также обнаружите, что он дрейфует к определенным дошкольникам, а также начинает развивать дружбу с ними. Когда он создает эти дружеские отношения, он узнает, что у него тоже есть особые качества, которые делают ее привлекательной-откровение, которое даст жизненно важный импульс ее самооценке. [34]

Есть еще несколько хороших новостей о развитии вашего дошкольника в этом возрасте: по мере того, как он становится более осведомленной, а также чувствительной к чувствам, а также действиям других, он постепенно перестанет конкурировать, а также научится сотрудничать, играя со своими друзьями. Он будет способна по очереди, а также делиться игрушками в маленьких группах, даже если он не всегда это делает. Вместо того, чтобы хвататься, ныть или кричать о чем-то, он на самом деле вежливо попросит много времени. В результате можно рассчитывать на менее агрессивную манеру себя держать, а также более спокойные игровые сеансы. Часто трехлетние дошкольники могут по очереди разрабатывать собственные решения споров или торговать игрушками. [13]


Тем не менее, особенно в начале, вам нужно поощрять этот тип сотрудничества. В частности, вы можете предложить ему использовать свои слова для решения проблем вместо насильственных действий. Кроме того, напомните ему, что, когда двое дошкольников делятся игрушкой, каждый получает одинаковый поворот. Предложите способы, чтобы достичь простого решения, когда он, а также другой дошкольник хотят ту же игрушку, возможно, рисунок для первого хода или найти другую игрушку или деятельность. Это не работает все время, но стоит попробовать. Кроме того, помочь ему с соответствующими словами, чтобы описать свои чувства, а также желания, так что он не чувствует разочарование. Прежде всего, покажите ему на собственном примере, как мирно урегулировать конфликты. Если у вас взрывной характер, попробуйте подавить свою реакцию в ее присутствии. В противном случае, он будет имитировать ваше манера себя держать, когда он находится под стрессом. [32]

Независимо от того, что вы делаете, однако, вероятно, будут времена, когда гнев или разочарование вашего дошкольника становится физическим. Когда это произойдет, удержите ее от причинения вреда другим, и, если он не успокоится быстро, отодвиньте ее от других дошкольников. Поговорите с ней о своих чувствах, а также попытайтесь определить, почему он так расстроена. Дайте ему знать, что вы понимаете, а также принимаете ее чувства, но дайте понять, что физическое нападение на другого дошкольника не представляет собой хорошим способом выразить эти эмоции. [41]

Помогите ему увидеть ситуацию с точки зрения другого дошкольника, напомнив ему о времени, когда кто-то ударил или кричал на нее, а затем предложить более мирные способы разрешения ее конфликтов. Наконец, как только он понимает, что он сделала неправильно, но не раньше, попросите ее извиниться перед другим дошкольником. Тем не менее, просто говоря "я сожалею" может не помочь вашему ребенку исправить ее манера себя держать; он также должна знать, почему он извиняется. Он может не сразу понять, но дать ему время; к четвертому возрасту эти объяснения начнут что-то значить для нее.

На самом деле, нормальные интересы трехлеток помогут свести бои к минимуму. Они проводят большую часть своего игрового времени в фантастическом функционировании, которое обычно более кооперативное, чем игра, которая ориентирована на игрушки или игры. Как вы, вероятно, уже видели, ваш дошкольник, а также ее товарищи по играм любят назначать разные роли друг другу, а затем запускают в сложную игру притворства, используя воображаемые или бытовые объекты. Этот тип игры помогает им развивать важные социальные умение, такие как по очереди, обращая внимание, общаясь (через действия, а также выражения, а также слова), а также реагируя на действия друг друга., а также есть еще одно преимущество: потому что притворная игра позволяет дошкольникам скользить в любую роль, которую они хотят - в том числе Чудо-женщину, Супермена или фею-Крестную-это также помогает им исследовать более сложные социальные идеи. [39]


Наблюдая за ролевой игрой, которая продолжается во время игр вашего дошкольника, вы также увидите, что он начинает идентифицировать себя с ее собственным сексом. Играя в дом, мальчики, естественно, будут брать на себя роль отца, а также девочек матери, отражая любые различия, которые они заметили в своих собственных семьях, а также в мире вокруг них. В этом возрасте ваш сын также может быть очарован своим отцом, старшими братьями или другими мальчиками по соседству, в то время как ваша дочь будет привлечена к своей матери, старшим сестрам, а также другим девочкам.

Исследования показывают, что некоторые различия в развитии, а также поведении, которые обычно отличают мальчиков от девочек, определяются биологически. В частности, средний дошкольник, как правило, более агрессивен, в то время как девочки обычно более разговорчивы. Однако большинство гендерных характеристик в этом возрасте скорее всего будут определяться влиянием культуры, а также семейства. Даже если оба родителя работают, а также разделяют семейные обязанности одинаково, ваш дошкольник все равно найдет обычные мужские, а также женские Ролевые модели в телевидении, журналах, книгах, рекламных щитах, а также семьях друзей, а также соседей. В частности, вашу дочь можно поощрять к игре с куклами с помощью рекламы, подарков от благонамеренных родственников, а также одобрительных комментариев взрослых, а также других дошкольников. Мальчики, между тем, как правило, ориентируются от кукол (хотя большинство из них пользуются ими в течение лет малыша) в пользу более грубых, а также падающих игр, а также спорта. Часто девушку, которая любит грубость, называют сорванцом, но мальчика, который играет таким образом, называют жестким или напористым. Неудивительно, что дошкольники чувствуют одобрение, а также неодобрение в этих этикетках, а также соответствующим образом корректируют свое манера себя держать. Таким образом, к тому времени, когда они поступают в дошкольный сад, гендерная идентичность дошкольников хорошо установлена. [28]

Дошкольники этого возраста часто принимают этот течение идентификации к крайности. Девочки могут настаивать на платье, маникюр, а также макияж в школу или на детскую площадку. Мальчики могут пошалить, быть чрезмерно напористыми, а также нести свой любимый мяч, биту или грузовик, куда бы они ни отправились. Такое манера себя держать усиливает их чувство быть мужчиной или женщиной.

Поскольку ваш дошкольник развивает свою собственную идентичность в течение этих ранних лет, он обязательно экспериментирует с отношениями, а также манера себя держаться обоих полов. Редко есть какие-либо причины препятствовать таким импульсам, за исключением случаев, когда дошкольник сопротивляется или отвергает строго установленные культурные стандарты. В частности, если ваш сын хотел носить платья каждый день или ваша дочь хочет носить только спортивные шорты, как ее старший брат, позвольте фазе пройти, если это не представляет собой неуместным для конкретного события. Если он упорствует, то однако, обсудите вопрос с вашим педиатром. Ваш дошкольник также может имитировать определенные типы поведения, которые взрослые считают сексуальными, в частности, флирт. В этом возрасте у него нет зрелых сексуальных намерений, а ее манеры-просто игривая мимика, так что не волнуйтесь. Если, однако, она, возможно, лично подвергалась сексуальным актам, вы должны обсудить это с вашим педиатром, поскольку это может быть признаком сексуального насилия. [30]


К четырем годам ваш дошкольник должен иметь активную общественную жизнь, наполненную друзьями, а также у него может даже быть лучший друг (обычно, но не всегда, своего пола). В идеале, у него будут друзья по соседству или в его дошкольном учреждении, которые он обычно видит.

Но что делать, если ваш дошкольник не зачислен в дошкольные учреждения, а также не живет рядом с другими семьями? А что, если соседские дошкольники слишком стары или слишком молоды для него? В этих случаях вы хотите организовать сеансы игры с другими дошкольниками. Парки, детские площадки, а также программы дошкольной функционированию-все это предоставляет отличные возможности для встречи с другими дошкольниками.

После того, как ваш дошкольник нашел друга он, кажется, нравится, вы должны взять на себя инициативу, чтобы поощрять свои отношения. Предложите ему пригласить этих друзей к себе домой. Для него важно показать свой дом, семью, а также имущество другим дошкольникам. Это поможет ему сформировать чувство гордости. Кстати, чтобы породить эту гордость, его дом не должен быть роскошным или наполненным дорогими игрушками; он должен быть только теплым, а также гостеприимным. [3]

Это также важно признать, что в этом возрасте его друзей не просто приятелей. Они также активно влияют на его мышление, а также манера себя держать. Он отчаянно захочет быть таким же, как они, даже в те времена, когда их действия нарушают правила, а также стандарты, которым вы его учили с рождения. Теперь он понимает, что есть другие ценности, а также мнения, кроме ваших, а также он может проверить это новое открытие, требуя вещей, которые вы никогда не позволяли ему-определенных игрушек, продуктов, одежды или разрешения смотреть определенные телевизионные программы. [17]

Не отчаивайтесь, если отношения вашего дошкольника с вами резко меняются в свете этих новых дружеских отношений. В частности, он может быть груб с тобой впервые в существования. Когда вы говорите ему сделать что-то, что он возражает, он может иногда говорить вам заткнуться или даже ругаться на вас.

Глава 11. Меры по улучшению социального развития дошкольников

Развитие сильных социально-темпераментных навыков в раннем детстве имеет решающее значение для школьной готовности, а также академического успеха. Используя штат Коннектикут в качестве примера, мы рассмотрели включение социально-чувствительного развития в различные виды дошкольного развития, а также программ по уходу, в том числе программы на уровне центров, а также дома, которые лицензированы, аккредитованы. В частности, рассматривается включение социально-чувствительного развития в педагогическое образование, а также обучение, программные стандарты, а также оценка социально-темпераментных навыков дошкольников. Анализ показывает, что включение социально-чувствительного развития в программы дошкольного развития зависит от условий (центр по сравнению с семейным домом по уходу за дошкольниками), но даже в условиях большой изменчивости.