Файл: Особенности социального развития дошкольников (Меры по улучшению социального развития дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, влияние взрослых на развитие социального развития осуществляется двумя способами:

  • непосредственно, через организацию индивидуального опыта дошкольника (в том числе активизацию наблюдения, а также анализ действий, а также поступков других дошкольников, а также своих собственных);
  • опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения, а также функционированию.

Полученные результаты позволяют заключить, что развитие социального развития можно стимулировать в течение целенаправленного, а также интенсивного развивающего взаимодействия дошкольника, а также взрослого, что соответствует положению о взаимном влиянии биологических, а также средовых факторов на развитие развития. [31]

Изучив анализа, мы отметили, что старший дошкольный возраст представляет собой благоприятным периодом для развития социального развития, а также этот течение осуществляется постепенно. Работа по развитию социального развития должна вестись планомерно, а также систематически.

Глава 8. Социальные факторы в развитии дошкольников

На развитие дошкольников в социуме влияют некоторые аспекты, играющие значительную роль в развитии полноценной индивида. Социальные факторы развития дошкольника делятся на несколько видов:

  • микрофакторы - это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. То, что наиболее часто окружает дошкольника в повседневной существования, где он развивается, а также общается. Такую среду еще называют микросоциумом;
  • мезофакторы - это место, а также условия проживания дошкольника, регион, тип поселения, способы общения окружающих дошкольников;
  • макрофакторы - это влияние страны, государства, общества, политических, экономических, демографических, а также экологических процессов в целом на дошкольника. [43]

Развитие социальных навыков у дошкольников позитивно влияет на их деятельность в существования. Общая воспитанность, выражающаяся в изящных манерах, лёгкое общение с дошкольниками, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, соболезновать, помогать - важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё представляет собой, а также умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели, а также добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:


  • Покажите ребёнку социальные умение. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу - он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
  • Беседуйте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем, а также вскоре научите его говорить.
  • Учите дошкольника быть участливым. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других дошкольников тоже есть свои нужды, желания, заботы.
  • Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
  • Научите дошкольника почтению. Поясните, что предметы имеют свою ценность, а также к ним нужно относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
  • Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
  • Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
  • Хвалите за хорошее манера себя держать. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он зафиксирует понимание того, как лучше себя вести, а также приобретёт нужные социальные умение.
  • Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться волнениями, подвергать анализу поступки.
  • Поощряйте взаимопомощь, внимание к дошкольникам. Обсуждайте чаще ситуации из существования дошкольника: так он научится азам нравственности. [5]

Социальная адаптация дошкольников - это обязательное условие, а также итог благополучной социализации дошкольника. осуществляется он в трёх сферах: деятельность, сознание, а также общение.

Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения дошкольника, увеличением качества его содержания, владение общеустановленными нормами, а также правилами поведения, умением использовать разные его формы, а также виды, подходящие для социального окружения дошкольника, а также социума. [19]

При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение установленными правилами, а также нормами поведения), выказывает желание выделиться, выразить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника осуществляется в гармонично существующих направлениях: социализация, а также индивидуализация.

В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией, а также индивидуализацией, осуществляется интегрированный процесс, обращенный на удачное вхождение дошкольника в социум. Это, а также есть социальная адаптация. [29]


Бывает так, что социализация дошкольника осложняется либо тормозится по причинам физического или психического характера, а также в результате отрицательного влияния окружения, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных дошкольников, когда дошкольник не вписывается в социальные отношения. Такие дошкольники нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество. [7]

Особенности развития дошкольников дошкольного возраста заключаются в том, что это период осуществляется развитие успешной, а также зрелой индивида. Дошкольное развитие дошкольников длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители, а также грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний, а также умений.

Развитие дошкольников в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать отличительные черты психологии дошкольника, а также методы знакомства с окружающей обстановкой. [38]

В развитии дошкольников дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно, а также гармонично развивать на всем пути подготовки дошкольника к занятиям в школе, да, а также всей последующей существования.

Развитие социальной компетентности - важный, а также необходимый этап социализации дошкольника в общем течение усвоения им опыта общественной существования, а также общественных отношений. Дошкольник по природе своей представляет собой существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких дошкольников показывают, что такие дошкольники никогда не становятся полноценными дошкольниками: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения, а также рано погибают. [44]

Само слово "общество" произошло от латинского слова, означающего "товарищ", "друг", "приятель". Уже с первых дней существования дошкольник представляет собой существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи, а также участия другого дошкольника.

Всех взрослых, которые общаются с дошкольником, а также влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов: частотой контактов с дошкольником; чувствительной насыщенностью контактов; информативностью. На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.


Второй уровень занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, чувствительная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с дошкольником ситуативные контакты, или те, которых дошкольники могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте, а также т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых дошкольник может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран, а также т.д. [1]

Глава 9. Основные принципы социального развития дошкольников

К основным принципам организации процесса социального развития относятся:

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных, а также критических
  • ситуаций в социальном взаимодействии индивида, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • воспитание в дошкольнике способностей, а также потребностей открывать, а также творить самого себя в основных формах человеческой функционированию;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • развитие способности самоопределения на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
  • становление потребности, а также способности общения с миром на основе гуманистических ценностей, а также идеалов, прав свободного дошкольника. [18]

Современное состояние науки, а также практики дошкольного развития свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки, а также внедрения программ, а также технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных, а также региональных комплексных, а также парциальных программ. Эти программы позволяют раскрыть проблему дошкольного развития. [25]

Социальное развитие - это процесс, во время которого дошкольник усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре индивида неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

  • Культурные умение - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом дошкольнику в различных ситуациях как обязательные. В частности, навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу. Изучение азбуки перед школой.
  • Специфические знания - представления, полученные дошкольником в индивидуальном опыте освоения окружающего мира, а также несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность - тесная смысловая, а также чувствительная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
  • Ролевое манера себя держать - манера себя держать в конкретной ситуации, обусловленной природной, а также социокультурной средой. Отражает знакомство дошкольника с нормами, обычаями, правилами, регулирует его манера себя держать в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Недаром маленький дошкольник дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, а также различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый дошкольник свободно, а также осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий, а также осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
  • Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество, а также забота об окружающих, соперничество, а также инициативность, самостоятельность, а также независимость, социальная открытость, а также социальная гибкость. [3]

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Все отклонения в социальном развитии дошкольника дошкольного возраста - результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их манера себя держать создает в существования дошкольника ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его манера себя держать начинает носить асоциальный характер. [15]

Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с дошкольниками с целью формирования социально-приемлемых форм поведения, а также усвоения моральных норм общества:

  • чаще обсуждать последствия действий дошкольника или взрослого на чувства, а также эмоции другого дошкольника;
  • подчеркивать сходство между различными дошкольниками;
  • предлагать дошкольникам игры, а также ситуации в которых нужно сотрудничество, а также взаимопомощь;
  • вовлекать дошкольников в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
  • последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на дошкольника, который ведет себя хорошо;
  • не повторяйте без конца одни, а также те же требования, запреты, а также наказания;
  • ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

Социальный опыт, к которому приобщается дошкольник с первых лет своей существования, аккумулируется, а также проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, представляет собой одной из фундаментальных задач развития. [36]

Однако течение социального развития предполагает осуществление комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией дошкольника в дошкольном возрасте: видовой (ребенок - дошкольник), родовой (ребенок - член семейства), половой (ребенок - носитель половой сущности), национальной (ребенок - носитель национальных особенностей), этнической (ребенок - представитель народа), правовой (ребенок - представитель правового государства).

В силу специфики развития психических процессов, а также функций идентификация дошкольника возможна на уровне чувствительного переживания, возникающего в ходе сравнения себя с другими дошкольниками. Эффективность социального развития как итога социализации-индивидуализации обусловлена влиянием различных факторов.