Файл: Особенности социального развития дошкольников (Меры по улучшению социального развития дошкольников).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и структура социального развития дошкольников
Глава 2. Социально-личностное развитие дошкольников
Глава 3. Этапы формирования социального развития дошкольников
Глава 4. Методы социального развития дошкольников
Глава 5. Становление социального развития дошкольника при взрослении
Глава 6. Отличительные черты социального развития у дошкольников
Глава 7. Изучение особенностей социального развития дошкольников
Глава 8. Социальные факторы в развитии дошкольников
Глава 9. Основные принципы социального развития дошкольников
Глава 10. Практические советы по социальному развитию дошкольников
Глава 11. Меры по улучшению социального развития дошкольников
Следовательно, влияние взрослых на развитие социального развития осуществляется двумя способами:
- непосредственно, через организацию индивидуального опыта дошкольника (в том числе активизацию наблюдения, а также анализ действий, а также поступков других дошкольников, а также своих собственных);
- опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения, а также функционированию.
Полученные результаты позволяют заключить, что развитие социального развития можно стимулировать в течение целенаправленного, а также интенсивного развивающего взаимодействия дошкольника, а также взрослого, что соответствует положению о взаимном влиянии биологических, а также средовых факторов на развитие развития. [31]
Изучив анализа, мы отметили, что старший дошкольный возраст представляет собой благоприятным периодом для развития социального развития, а также этот течение осуществляется постепенно. Работа по развитию социального развития должна вестись планомерно, а также систематически.
Глава 8. Социальные факторы в развитии дошкольников
На развитие дошкольников в социуме влияют некоторые аспекты, играющие значительную роль в развитии полноценной индивида. Социальные факторы развития дошкольника делятся на несколько видов:
- микрофакторы - это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. То, что наиболее часто окружает дошкольника в повседневной существования, где он развивается, а также общается. Такую среду еще называют микросоциумом;
- мезофакторы - это место, а также условия проживания дошкольника, регион, тип поселения, способы общения окружающих дошкольников;
- макрофакторы - это влияние страны, государства, общества, политических, экономических, демографических, а также экологических процессов в целом на дошкольника. [43]
Развитие социальных навыков у дошкольников позитивно влияет на их деятельность в существования. Общая воспитанность, выражающаяся в изящных манерах, лёгкое общение с дошкольниками, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, соболезновать, помогать - важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё представляет собой, а также умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели, а также добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
- Покажите ребёнку социальные умение. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу - он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
- Беседуйте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем, а также вскоре научите его говорить.
- Учите дошкольника быть участливым. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других дошкольников тоже есть свои нужды, желания, заботы.
- Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
- Научите дошкольника почтению. Поясните, что предметы имеют свою ценность, а также к ним нужно относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
- Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
- Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
- Хвалите за хорошее манера себя держать. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он зафиксирует понимание того, как лучше себя вести, а также приобретёт нужные социальные умение.
- Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться волнениями, подвергать анализу поступки.
- Поощряйте взаимопомощь, внимание к дошкольникам. Обсуждайте чаще ситуации из существования дошкольника: так он научится азам нравственности. [5]
Социальная адаптация дошкольников - это обязательное условие, а также итог благополучной социализации дошкольника. осуществляется он в трёх сферах: деятельность, сознание, а также общение.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения дошкольника, увеличением качества его содержания, владение общеустановленными нормами, а также правилами поведения, умением использовать разные его формы, а также виды, подходящие для социального окружения дошкольника, а также социума. [19]
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение установленными правилами, а также нормами поведения), выказывает желание выделиться, выразить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника осуществляется в гармонично существующих направлениях: социализация, а также индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией, а также индивидуализацией, осуществляется интегрированный процесс, обращенный на удачное вхождение дошкольника в социум. Это, а также есть социальная адаптация. [29]
Бывает так, что социализация дошкольника осложняется либо тормозится по причинам физического или психического характера, а также в результате отрицательного влияния окружения, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных дошкольников, когда дошкольник не вписывается в социальные отношения. Такие дошкольники нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество. [7]
Особенности развития дошкольников дошкольного возраста заключаются в том, что это период осуществляется развитие успешной, а также зрелой индивида. Дошкольное развитие дошкольников длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители, а также грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний, а также умений.
Развитие дошкольников в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать отличительные черты психологии дошкольника, а также методы знакомства с окружающей обстановкой. [38]
В развитии дошкольников дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно, а также гармонично развивать на всем пути подготовки дошкольника к занятиям в школе, да, а также всей последующей существования.
Развитие социальной компетентности - важный, а также необходимый этап социализации дошкольника в общем течение усвоения им опыта общественной существования, а также общественных отношений. Дошкольник по природе своей представляет собой существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких дошкольников показывают, что такие дошкольники никогда не становятся полноценными дошкольниками: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения, а также рано погибают. [44]
Само слово "общество" произошло от латинского слова, означающего "товарищ", "друг", "приятель". Уже с первых дней существования дошкольник представляет собой существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи, а также участия другого дошкольника.
Всех взрослых, которые общаются с дошкольником, а также влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов: частотой контактов с дошкольником; чувствительной насыщенностью контактов; информативностью. На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, чувствительная насыщенность.
Третий уровень - взрослые, имеющие с дошкольником ситуативные контакты, или те, которых дошкольники могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте, а также т.д.
Четвертый уровень - люди, о существовании которых дошкольник может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран, а также т.д. [1]
Глава 9. Основные принципы социального развития дошкольников
К основным принципам организации процесса социального развития относятся:
- индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных, а также критических
- ситуаций в социальном взаимодействии индивида, ценностном становлении ее жизненных отношений;
- воспитание в дошкольнике способностей, а также потребностей открывать, а также творить самого себя в основных формах человеческой функционированию;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
- становление потребности, а также способности общения с миром на основе гуманистических ценностей, а также идеалов, прав свободного дошкольника. [18]
Современное состояние науки, а также практики дошкольного развития свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки, а также внедрения программ, а также технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных, а также региональных комплексных, а также парциальных программ. Эти программы позволяют раскрыть проблему дошкольного развития. [25]
Социальное развитие - это процесс, во время которого дошкольник усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре индивида неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:
- Культурные умение - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом дошкольнику в различных ситуациях как обязательные. В частности, навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу. Изучение азбуки перед школой.
- Специфические знания - представления, полученные дошкольником в индивидуальном опыте освоения окружающего мира, а также несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность - тесная смысловая, а также чувствительная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
- Ролевое манера себя держать - манера себя держать в конкретной ситуации, обусловленной природной, а также социокультурной средой. Отражает знакомство дошкольника с нормами, обычаями, правилами, регулирует его манера себя держать в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Недаром маленький дошкольник дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, а также различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый дошкольник свободно, а также осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий, а также осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
- Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество, а также забота об окружающих, соперничество, а также инициативность, самостоятельность, а также независимость, социальная открытость, а также социальная гибкость. [3]
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Все отклонения в социальном развитии дошкольника дошкольного возраста - результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их манера себя держать создает в существования дошкольника ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его манера себя держать начинает носить асоциальный характер. [15]
Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с дошкольниками с целью формирования социально-приемлемых форм поведения, а также усвоения моральных норм общества:
- чаще обсуждать последствия действий дошкольника или взрослого на чувства, а также эмоции другого дошкольника;
- подчеркивать сходство между различными дошкольниками;
- предлагать дошкольникам игры, а также ситуации в которых нужно сотрудничество, а также взаимопомощь;
- вовлекать дошкольников в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
- последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на дошкольника, который ведет себя хорошо;
- не повторяйте без конца одни, а также те же требования, запреты, а также наказания;
- ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.
Социальный опыт, к которому приобщается дошкольник с первых лет своей существования, аккумулируется, а также проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, представляет собой одной из фундаментальных задач развития. [36]
Однако течение социального развития предполагает осуществление комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией дошкольника в дошкольном возрасте: видовой (ребенок - дошкольник), родовой (ребенок - член семейства), половой (ребенок - носитель половой сущности), национальной (ребенок - носитель национальных особенностей), этнической (ребенок - представитель народа), правовой (ребенок - представитель правового государства).
В силу специфики развития психических процессов, а также функций идентификация дошкольника возможна на уровне чувствительного переживания, возникающего в ходе сравнения себя с другими дошкольниками. Эффективность социального развития как итога социализации-индивидуализации обусловлена влиянием различных факторов.