Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Диагностика уровня влияния мультфильма на детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Американский же мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира [9; 234]. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов.

Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью [16;87].

А такие традиционные для российских женщин качества, как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, в американских мультфильмах высмеивается. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Сейчас все мы понимаем, что на нас рухнул мощный поток западной культуры. Юные зрители теперь предпочитают для просмотра жадного Дональд Дакка, смышленного Рататуя, красавицу Барби, зелёного великана Шрека, «Алладина», а не нашего доброго Чебурашку, Вини Пуха, крокодила Гену.

Американским героям дети посвящают свои школьные сочинения, просят родителей купить игрушки с их образами, носят футболки с их изображениями и даже говорят как эти мультяшки. Это говорит о том, что западная культура перебралась на телевидение России и заняла там прочное место [6;124].


Мы не станем спорить о том, что прекрасные анимационные фильмы киностудии Уолта Диснея, как «Белоснежка и семь гномов», «Красавица и чудовище», «король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению, и чаще всего детям приходится смотреть мультфильмы о монстрах, привидениях, вампирах. Почти во всех этих мультфильмах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения.

Если говорить об отечественных мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа, но, как правило, они легко перевоспитывается. И оказывается, что он был зол только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал [1;29].

Так, например, в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»). У крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.

Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.

Мультфильм «Том и Джерри», мы находим, что он схож с мультфильмом «Кот Леопольд». В них сходны персонажи: кот и мышь. В американском мультфильме, Том и Джерри обижают друг друга, делают все возможное, чтобы насолить друг другу, сделать какую-либо физическую боль. А в мультфильме «Кот Леопольд» мыши досаждают кота своим не хорошим поведением, проделками, но Кот Леопольд этого не замечает, не делает то же самое. Он все время призывает их к дружбе своей знаменитой фразой: «Давайте жить дружно!» и тем самым, учит детей, юных зрителей дружбе [23;45].

Современные мультфильмы, такие, как «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики» тоже воспитывают добрату в детях. Главные герои этих мультфильмов скромные и оптимистичные личности, стремящиеся к миру во всем мире, в конфликтных ситуациях не являются активной стороной, не агрессоры. Несмотря на то, что данные мультфильмы вышли совсем недавно демонстрация нравственных качеств и семейных ценностей осталась. Например мультсериал «Барбоскины» показывает жизнь и приключения большого семейства собачек (мама, папа ,дедушка и пять детей).Дети иногда ссорятся, но всегда помогают друг другу. Показана прелесть большой и дружной семьи, где есть смешные и лиричные моменты. «Смешарики» добрый и забавный мультсериал про жизнь круглых зверьков. После просмотра которого на душе становится светлее и улучшается настроение. В их жизни царит чувство взаимопомощи и любви. «Фиксики» познавательный мультсериал про семью людей и семью фиксиков (болт, гайка и тд). Каждая серия учит чему - то новому и интересному.


  В американских мультфильмах проявляются абсолютно другие взгляды на жизнь, нежели в отечественных. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, лежит во зле. И только маленькие крупицы добра в виде Черепашек-Ниндзя, Человека – Паука стараются сразиться со злом. В американских мультфильмах добро и зло очень легко меняются местами. Например, Черепашки-Ниндзя в следующей серии могут превратиться в представителей зла. А в наших мультфильмах, Иван-Царевич не может стать Змеем Горынычем, а Василиса Прекрасная – Бабой-Ягой. Нам кажется, что их превращение говорит о двуличности как плохом качестве человека [9;103].

Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл.

Так мультфильм «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм») воспитывает сердце. В нём рассказывается о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других.

Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.

Об американских мультфильмах мы не можем сказать, что они полезны, за исключением некоторых, например «Бэмби», «Белоснежка и семь гномов», «Болто», «Спирит» и другие.

И так, в последние годы мультфильмы становятся все более и более приближенным к настоящей жизни, те же проблемы, что и в реальности (деньги, преступления, экология, борьба за власть). Это также может быть примером для подражания. Дети впечатлительны, считают, что раз это им показывают, то значит, такое поведение разрешается и в реальной жизни.

В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представляется как «героическое развлечение». Например, - сериал «Алладин». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается даже кого-то убивают. Никогда в этих Западных мультиках не бывает коллектива. Все взаимоотношения между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное - дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебном социальном окружении [26;58].


Можно сделать вывод, что американские аниматоры для создания специальных эффектов используют яркие цвета, быстро меняющиеся картинки. Все персонажи в мультфильмах с необычной внешностью, некоторые даже с не красивой.   Если сравнить с отечественными мультфильмами, то в них мы видим спокойные тона цветов, кадры из мультфильмов не меняются так быстро. Дети же любят все яркое, быстро меняющиеся картинки, героев с необычной внешностью.

 Дети все больше покупают диски с любимыми мультфильмами. И здесь можно увидеть отрицательное влияние на детей. Мы уже выше говорили о том, что дети любят все яркое. Но не только мультфильмы у американцев яркие, но и сама упаковка привлекает внимание у детей. Иностранная продукция запечатана в сочно окрашенные упаковки, любимый мультгерой на переднем плане, крупно изображен. А ведь суть то не только в упаковке, но и в содержимом. И упаковка и содержимое, то есть сам мультфильм порой бывает, опасен для детей. Поэтому прежде чем купить мультфильмы нужно внимательно прочитать аннотацию к мультфильму.

1.3 Критерии отбора мультфильмов для развития личности детей дошкольного возраста

Сегодня телевидение является эффективным каналом для управления человеком. Современные мультфильмы наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети наиболее незащищенная группа, они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.  

Каким же образом мы можем предостеречь маленьких телезрителей от вредного воздействия? Нам, кажется, что в выборе мультфильмов надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится -для них полезно. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенку внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что - нет.


О.В. Куниченко в качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования как средства развития личности детей дошкольного возраста предположительно выделила следующие:

-требования к зрительному ряду (соответствие видеоряда возможностям детского восприятия: умеренная скорость предъявления видеоматериала; умеренная яркость красок, гармония цвета; умеренная «зрелищность» мультфильма).

- требования к звуковому ряду (понятная ребенку лексика, соответствующая его возрасту и словарному запасу; эмоционально окрашенная речь героев, усиливающая смысловую, чувственную нагрузку мультфильма).

- требования к сюжетной линии (четкость, простота, доступность сюжета; динамичное, экспрессивное развитие сюжета; наличие кульминационных моментов; отсутствие демонстрации опасных для жизни и сохранения здоровья форм поведения).

- требования к образу персонажей мультфильма (красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов; яркость проявления характерологических черт персонажей; убедительная демонстрация персонажем полезных привычек, необходимости выполнения правил и норм поведения; благородство, отвага, успешность и харизматичность положительных героев, как возможность пробуждения желания дошкольника подражать им).

- требования к нравственной проблематике фильма (развитие сюжета, ставящее ребенка перед нравственными проблемами, ситуациями выбора и принятия решения; утверждение абсолютной ценности любого существа, идеи дружбы, единения, взаимопомощи, добра и справедливости; формулировка в явной или скрытой форме нравственных выводов («морали» мультфильма); наглядное раскрытие содержания нравственных норм и правил; связь ситуаций, фрагментов мультфильма с жизненной ситуацией ребенка, его отношениями со сверстниками и взрослыми) [26;69].

Таким образом, мультипликационный фильм, соответствующий перечисленным выше требованиям может выступать в качестве средства развития личности детей дошкольного возраста и использоваться в воспитательном процессе ДОО. А также необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.