Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Диагностика уровня влияния мультфильма на детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста до просмотра мультфильмов

Для выявления уровня влияния мультфильма на развитие личности детей дошкольного возраста мы использовали методику «Несуществующее животное», методику «Дом-Дерево-Человек».

Методика «Несуществующее животное» направлена на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Дошкольникам предлагали на листах бумаги нарисовать несуществующее животное.

Критерии оценки:

1 Агрессивность (острые импульсивные линии, сильный нажим; общий характер агрессивный, нападающий; наличие агрессивных приспособлений (когти, рога, шипы, иглы, пластины и т.д.); вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает пламя).

2 Тревожность и страх (рисунок зачерченного рта округлой формы; затемнение, “запачкивание” контурной линии; наличие штриховки; маленький рисунок в верхнем левом углу; интерпретация направленности головы - влево: нерешительность, страх, боязнь активного действия4 неоднократное исправление рисунка (исправление контурной линии, деталей); глаза подчеркиваются резкой прорисовкой радужки; жирные линии с нажимом.

3 Замкнутость: положение рисунка в нижней части листа; маленький рисунок.

Таким образом, в результате проведенной методики мы выявили уровень развития личности дошкольников. Все получившиеся результаты мы записали в таблицу для последующего анализа (таблица 2).

Таблица 2. Результаты методики «Несуществующее животное» до просмотра мультфильмов

Первая группа воспитанников

Вторая группа воспитанников

Третья группа воспитанников

Агрессивность

25 %

35 %

20 %

Тревожность и страх

25 %

35 %

25 %

Замкнутость

10 %

20 %

15 %

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты методики «Несуществующее животное» до просмотра мультфильмов

Методика «Дом-дерево-человек» предназначена для исследования личности дошкольника. Мы предлагали дошкольникам нарисовать дом, дерево и человека, и сказали им, что они могут стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить об этом нам, чтобы мы могли записать количество затраченного времени.


Пока дошкольники были заняты рисованием, мы не привлекая внимания ходили, наблюдали за ними, и записывали случаи эмоциональных проявлений, необычной последовательности деталей и т. д. всякий раз, когда замечали что- нибудь подобное. С помощью этой методики диагностируются такие характеристики как агрессивность, страх, тревожность, ригидность, самооценка, тенденция к изоляции от действительности, мнительность, акцентуации характера, импульсивность, наличие или отсутствие фантазии.

Критерии оценки:

1 Детали (количество деталей ): замкнутость – маленькое количество деталей; незащищенность – много второстепенных деталей.

2 Дом: чувство незащищенности – дом, дерево – с самого края листа, наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка, поезд); отсутствия линии основания;

- конфликтность – отсутствие трубы;

-агрессивность – отсутствие окон, дверь - замочная скважина;

-депрессивность – вид дома сверху;

-замкнутость - отсутствие двери, слишком маленькая дверь, окна без рам, занавески;

-незащищенность – замок на двери.

3 Дерево:

-агрессивность – крупное, очень большое дерево, дерево расположено с краю;

-конфликтность - дерево как два дерева;

-незащищенность - дерево, дом или человек на горе; подчеркнутые корни.

-депрессивность - заходящее солнце.

4 Человек:

- беспомощность-автопортрет без рук и ступней;

-замкнутость - руки скрещены на груди, отсутствие носа, ушей и рта;

-незащищенность - непропорционально длинные руки, широко расставленные ноги;

-депрессивность - очень маленький рисунок человека.

5 Другие особенности рисунка: деревья (кусты) возле человека или дерева - «члены семьи», а расстояние между ними – близость или отдаленность в их взаимоотношениях. Линия земли - признак незащищенности. Окно расчеркивается на множество клеток и похоже на сетку- смутная тревожность. При выполнении рисунка дома: крыша, стена, дверь, окно (или окно потом дверь). Неуверенные в себе дети рисуют детали объекта без учета какой – либо связи между ними. При выполнении рисунка дерева: ствол, ветви и крона, основание дерева. Ветви дерева - контактность ребенка с другими окружающими. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи – адаптивность. При выполнении рисунка человека: голова, лицо, шея, туловище, руки. Все три рисунка должны быть выполнены с одной силой нажима. Штриховка - признак тревожности. Перерисование объекта, отказ рисовать какой – либо объект- конфликтность.


Пропорции рисунка. Рисунок очень большой, занимает все пространство – чувство агрессии. Если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа- чувство незащищенности. Очень маленькое дерево – замкнутость, очень большое - агрессия.

Расположение (перспектива). Рисунок строго в центре листа - незащищенность. Стремление расположить рисунок в верхнем левом углу - тревожность. Нижний край листа играет роль основания рисунка – депрессивность. Перспектива снизу (взгляд червя)- конфликтность. В норме рисунок должен располагаться посередине.

Таким образом, в результате проведенной методики мы выявили уровень конфликтности, агрессивности, депрессивности, замкнутости, незащищенности у старших дошкольников. Все получившиеся результаты мы записали в таблицу для последующего анализа (таблица 3).

Таблица 3. Результаты методики «Дом-дерево-человек» до просмотра мультфильма

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Конфликтность

45 %

56%

55%

агрессивность

23%

28%

20%

депрессивность

9%

17%

15%

замкнутость

10%

18%

17%

незащищенность

12%

21%

23%

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты методики «Дом-дерево-человек» до просмотра мультфильма

Затем нами была реализована практическая работа по выявлению влияния мультфильмов на детей дошкольного возраста. Две группы детей на протяжений 8 дней просматривали мультфильмы отечественного и зарубежного производства.

Также на начальном этапе исследования проводился опрос родителей на тему «Любимый мультфильм ребенка». Родителям выдавались анкеты с просьбой написать любимый мультфильм ребенка. По данным опроса семьдесят пять процентов всех детей смотрят мультфильмы отечественного производства: «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики» и т.д. Двадцать пять процентов смотрят мультфильмы зарубежного производства киностудии Дисней и Пиксер: «Черепашки Ниндзя», «Алладин» и т.д.

После просмотра мультфильмов мы снова проводили наблюдение за игрой детей, получились следующие результаты: (Таблица 4)

Таблица 4. Результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста после просмотра мультфильмов


Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Агрессивные

15 %

28 %

20 %

Спокойные

52 %

51%

75%

Общительные

69 %

54 %

63 %

Активные

64 %

72 %

42%

Жизнерадостные

62 %

62 %

68 %

Замкнутые

10 %

20 %

10 %

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста после просмотра мультфильмов

Сравнительные результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста до и после просмотра мультфильмов представлены на рис. 5 (Приложение 1)

Таким образом, по наблюдению мы выявили, что после просмотра отечественных мультфильмов количество агрессивных детей в первой группе уменьшилось на пять процентов, количество общительных детей увеличилось на четыре процента, количество замкнутых детей уменьшилось на два процента. Это обусловлено тем, что после просмотра русских мультфильмов дети стали более веселыми и активно общались между собой, кто-то изображал героев мультфильмов ,агрессивность наблюдалась только в бурных обсуждениях (на тему любимый герой). Во второй группе количество агрессивных детей увеличилось на три процента, количество спокойных детей уменьшилось на шесть процентов, количество общительных детей увеличилось на один процент, количество активных детей увеличилось на четыре процента, количество замкнутых уменьшилось на пять процентов. Это обусловлено тем, что после просмотра иностранных мультфильмов дети стали более веселыми и активными, они бегали, играли, изображали себя героями мультфильмов, в некоторых случаях «герои» вели себя агрессивно по отношению к друг другу (отнимали игрушки, пытались подраться).

Результаты наблюдения после просмотра в третьей группе почти не изменились, только количество замкнутых детей уменьшилось на пять процентов. Это обусловлено тем, что, даже, несмотря на то, что дети данной группы не смотрели мультфильмы, спустя некоторое время они адаптировались и стали вести себя более активно (больше разговаривали, смеялись).


Проведя анализ полученных в ходе исследования данных по методикам «Несуществующее животное» (Таблица 5) и ДДЧ (Таблица 6), было выявлено, что агрессивность после просмотра иностранных мультфильмов увеличилась на двадцать процентов, конфликтность увеличилась на двадцать пять процентов, но уменьшилась замкнутость и тревожность на десять процентов. Это обусловлено тем, что герои данной категории мультипликации очень активны, независимы и целеустремленные, но в некоторых ситуациях слишком грубые и жестокие. В первой группе после просмотра русских мультфильмов замкнутость уменьшилась на пять процентов, депрессивность уменьшилась на три процента. Это обусловлено тем, что герои наших мультфильмов позитивные, добрые и храбрые. В третьей группе дети ничего не смотрели и результаты после просмотра почти не изменились, только уменьшилась конфликтность на десять процентов , это связано с тем, что спустя некоторое время дети стали общительнее, стали что - то бурно обсуждать, пропало межличностное «напряжение» (Таблица 5).

Таблица 5. Результаты методики «Несуществующее животное» после просмотра мультфильмов

Первая группа воспитанников

Вторая группа воспитанников

Третья группа воспитанников

Агрессивность

20 %

40 %

20 %

Тревожность и страх

19 %

25 %

25 %

Замкнутость

5 %

10 %

15 %

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Результаты методики «Несуществующее животное» после просмотра мультфильмов

Сравнительные результаты методики "Несуществующее животное" до и после просмотра мультфильмов представлены на рис. 7 (Приложение 2)

Таблица 6. Результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Конфликтность

37 %

81%

45%

агрессивность

20%

33%

20%

депрессивность

6%

17%

15%

замкнутость

5%

8%

17%

незащищенность

12%

21%

23%

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 7.