Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Диагностика уровня влияния мультфильма на детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль мультфильма в воспитании детей дошкольного возраста
1.2 Сравнительный анализ отечественных и американских мультфильмов
1.3 Критерии отбора мультфильмов для развития личности детей дошкольного возраста
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 Диагностика уровня влияния мультфильма на развитие личности детей дошкольного возраста
Рисунок 7. Результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов
Сравнительные результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов представлены на рис. 8 (Приложение 3)
Таким образом, сравнив результаты диагностики можно сделать вывод, что количество детей среди, тех кто смотрел отечественные мультики, с агрессивным поведением стало меньше. А среди детей. которые смотрели американские мультики - увеличилось. Дети смотревшие американские мультфильмы они стали более активные, импульсивные. Дети, смотревшие отечественные мультики, стали спокойнее.
Выводе по главе 2
На основе полученных результатов исследования мы пришли к выводу о том, что большинство детей после проделанной нами работы изменили своё поведение. В группе, где смотрели мультфильмы американского производства, дошкольники стали агрессивнее, конфликтность увеличилась, но уменьшилась замкнутость и тревожность. В группе, где смотрели отечественные мультфильмы, замкнутость и депрессивность уменьшилась.
В своей работе мы использовали такие методы, как просмотр мультфильмов, беседы по содержанию мультфильмов, мы наблюдали и диагностировали родителей и воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у дошкольников первичные представления о добре и зле, воздействуют на воображение, изменяют и деформируют психику. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы. К сожалению, американские мультфильмы не всегда безвредны, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). В советских мультфильмах отражается добрая картина. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически. А ведь именно в детстве формируются фундаментальные качества личности, которые затем ребенок использует по жизни.
Целью данного исследования было выявить влияние мультфильмов на личность дошкольников.
В ходе исследования были получены результаты, которые показали, что не все мультфильмы безвредны для развития личности дошкольников.
Практическая работа проводилась восемь дней, в несколько этапов: наблюдение за поведением детей до просмотра, проведение диагностики, показ мультфильмов, наблюдение за поведением детей после просмотра, повторное проведение методик.
Использованные методики: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек»
Использованные мультфильмы: для просмотра были выбраны следующие мультфильмы: русские – «кот Леопольд», «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики», «Птичка Тари», «Самый маленький гном». Иностранные мультфильмы– «Том и джерри», «Шрек», «Алладин», «Черепашки-Ниндзя».
Выбор данных мультфильмов был обусловлен тем, что в них отсутствуют сцены насилия, аморального поведения, а также формируют нравственные ценности.
Выбрать иностранные мультфильмы было сложнее, так как не все мультфильмы одобрили воспитатели и педагог-психолог. Выбор был обусловлен результатами опроса родителей.
Проведя анализ полученных в ходе исследования данных, было выявлено, что агрессивность после просмотра иностранных мультфильмов увеличилась на двадцать процентов, конфликтность увеличилась на двадцать пять процентов, но уменьшилась замкнутость и тревожность на десять процентов. Это обусловлено тем, что герои данной категории мультипликации очень активны, независимы и целеустремленные, но в некоторых ситуациях слишком грубые и жестокие. В первой группе после просмотра русских мультфильмов замкнутость уменьшилась на пять процентов, депрессивность уменьшилась на три процента. Это обусловлено тем, что герои наших мультфильмов позитивные, добрые и храбрые. В третьей группе дети ничего не смотрели и результаты после просмотра почти не изменились, только уменьшилась конфликтность на десять процентов , это связано с тем, что спустя некоторое время дети стали общительнее, стали что - то бурно обсуждать, пропало межличностное «напряжение»
Таким образом, в ходе исследования была дана психологическая характеристика дошкольника, изучено восприятие мультфильма детьми; проанализировано психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их воздействие на психику ребенка; организовано и проведено исследование с просмотром мультфильмов; проанализированы полученные результаты и сформулированы выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк. 2016. №6. С.89-101
2. Алешкин Н. И., Щукина И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста
/ Н. И. Алешкин, И. А. Щукина // Генетическая психология. – СПБ. – 2014 –
№16-17. – С. 56–61
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж, 2008. 558 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 340 с.
5. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф.
Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011 – 89 с.
6. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. 2017. №4. С.91-105.
7. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. 2007. №8. С.75-79.
8. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. 2018. №9. С.70-72.
9. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М.: Академия, 2009. 355 с.
10. Иткин, В. Что делает мультипликационный фильм интересным? / В. Иткин // Искусство в школе. 2016. №1. С. 50-55.
11. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие /Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. М.: Сфера, 2013. 128 с.
12. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Март, 2005. 176с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ.
сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 2018. 416 с.
14. Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 201-203
15. Лалетина, А.Ф. Анализ мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 8. С. 82–87.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2016 – 607 с.
17. Марков, Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марков. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 704 с.
18. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. М.: Христианская жизнь, 2016. 94 с.
19. Немирич, А.А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста /А.А. Немирич // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 10. С. 31–34
20. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И.Жуковская и др. М.: Просвещение, 2014. 272 с.
22. Шабалина Н.Б. : Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2007.152 с.
23. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. 325 с.
24. Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов. М.: ЮНИКИ, 2009. 325 с.
25. Эльконин Д.Б.: Детская психология. - М.: Академия, 2007.-с.325
26. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. М.: Академия, 2008. с.152
27. Харламов, И.Ф. Педагогика: уч. пособие / И.Ф. Харламов. – 4-еизд., перер. и доп. М.: Гардарики, 2013. 519 с.
28. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: уч.-метод. пособие / А.М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. 88 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сравнительные результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста до и после просмотра мультфильмов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнительные результаты методики "Несуществующее животное" до и после просмотра мультфильмов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сравнительные результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов