Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Диагностика уровня влияния мультфильма на детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 7. Результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов

Сравнительные результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов представлены на рис. 8 (Приложение 3)

Таким образом, сравнив результаты диагностики можно сделать вывод, что количество детей среди, тех кто смотрел отечественные мультики, с агрессивным поведением стало меньше. А среди детей. которые смотрели американские мультики - увеличилось. Дети смотревшие американские мультфильмы они стали более активные, импульсивные. Дети, смотревшие отечественные мультики, стали спокойнее.

Выводе по главе 2

На основе полученных результатов исследования мы пришли к выводу о том, что большинство детей после проделанной нами работы изменили своё поведение. В группе, где смотрели мультфильмы американского производства, дошкольники стали агрессивнее, конфликтность увеличилась, но уменьшилась замкнутость и тревожность. В группе, где смотрели отечественные мультфильмы, замкнутость и депрессивность уменьшилась.

В своей работе мы использовали такие методы, как просмотр мультфильмов, беседы по содержанию мультфильмов, мы наблюдали и диагностировали родителей и воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у дошкольников первичные представления о добре и зле, воздействуют на воображение, изменяют и деформируют психику. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы. К сожалению, американские мультфильмы не всегда безвредны, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). В советских мультфильмах отражается добрая картина. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически. А ведь именно в детстве формируются фундаментальные качества личности, которые затем ребенок использует по жизни.


Целью данного исследования было выявить влияние мультфильмов на личность дошкольников.

В ходе исследования были получены результаты, которые показали, что не все мультфильмы безвредны для развития личности дошкольников.

Практическая работа проводилась восемь дней, в несколько этапов: наблюдение за поведением детей до просмотра, проведение диагностики, показ мультфильмов, наблюдение за поведением детей после просмотра, повторное проведение методик.

Использованные методики: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек»

Использованные мультфильмы: для просмотра были выбраны следующие мультфильмы: русские – «кот Леопольд», «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики», «Птичка Тари», «Самый маленький гном». Иностранные мультфильмы– «Том и джерри», «Шрек», «Алладин», «Черепашки-Ниндзя».

Выбор данных мультфильмов был обусловлен тем, что в них отсутствуют сцены насилия, аморального поведения, а также формируют нравственные ценности.

Выбрать иностранные мультфильмы было сложнее, так как не все мультфильмы одобрили воспитатели и педагог-психолог. Выбор был обусловлен результатами опроса родителей.

Проведя анализ полученных в ходе исследования данных, было выявлено, что агрессивность после просмотра иностранных мультфильмов увеличилась на двадцать процентов, конфликтность увеличилась на двадцать пять процентов, но уменьшилась замкнутость и тревожность на десять процентов. Это обусловлено тем, что герои данной категории мультипликации очень активны, независимы и целеустремленные, но в некоторых ситуациях слишком грубые и жестокие. В первой группе после просмотра русских мультфильмов замкнутость уменьшилась на пять процентов, депрессивность уменьшилась на три процента. Это обусловлено тем, что герои наших мультфильмов позитивные, добрые и храбрые. В третьей группе дети ничего не смотрели и результаты после просмотра почти не изменились, только уменьшилась конфликтность на десять процентов , это связано с тем, что спустя некоторое время дети стали общительнее, стали что - то бурно обсуждать, пропало межличностное «напряжение»

Таким образом, в ходе исследования была дана психологическая характеристика дошкольника, изучено восприятие мультфильма детьми; проанализировано психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их воздействие на психику ребенка; организовано и проведено исследование с просмотром мультфильмов; проанализированы полученные результаты и сформулированы выводы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк. 2016. №6. С.89-101

2. Алешкин Н. И., Щукина И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста

/ Н. И. Алешкин, И. А. Щукина // Генетическая психология. – СПБ. – 2014 –

№16-17. – С. 56–61

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж, 2008. 558 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 340 с.

5. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф.

Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011 – 89 с.

6. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. 2017. №4. С.91-105.

7. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. 2007. №8. С.75-79.

8. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. 2018. №9. С.70-72.

9. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М.: Академия, 2009. 355 с.

10. Иткин, В. Что делает мультипликационный фильм интересным? / В. Иткин // Искусство в школе. 2016. №1. С. 50-55.

11. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие /Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. М.: Сфера, 2013. 128 с.

12. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Март, 2005. 176с.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ.

сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 2018. 416 с.

14. Куниченко, О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 201-203

15. Лалетина, А.Ф. Анализ мультипликационных фильмов / А.Ф. Лалетина // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 8. С. 82–87.

16. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2016 – 607 с.

17. Марков, Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марков. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 704 с.

18. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. М.: Христианская жизнь, 2016. 94 с.

19. Немирич, А.А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста /А.А. Немирич // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 10. С. 31–34


20. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И.Жуковская и др. М.: Просвещение, 2014. 272 с.

22. Шабалина Н.Б. : Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2007.152 с.

23. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. 325 с.

24. Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов. М.: ЮНИКИ, 2009. 325 с.

25. Эльконин Д.Б.: Детская психология. - М.: Академия, 2007.-с.325

26. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. М.: Академия, 2008. с.152

27. Харламов, И.Ф. Педагогика: уч. пособие / И.Ф. Харламов. – 4-еизд., перер. и доп. М.: Гардарики, 2013. 519 с.

28. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: уч.-метод. пособие / А.М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. 88 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сравнительные результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста до и после просмотра мультфильмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сравнительные результаты методики "Несуществующее животное" до и после просмотра мультфильмов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сравнительные результаты методики ДДЧ после просмотра мультфильмов