Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Диагностика уровня влияния мультфильма на детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 1

На первом этапе нашей работы нами была изучена роль мультфильма в воспитании детей дошкольного возраста, сделан сравнительный анализ отечественных и американских мультфильмов, а также определены критерии отбора мультфильмов для развития личности детей дошкольного возраста.

Роль мультфильма, на самом деле, очень велика. Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут, поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром. Если мультфильмы выбирать правильно, то просмотр мультфильмов позволяет обогащать представления детей о нравственных нормах, воздействовать на нравственные чувства, формировать и влиять на поведение детей с целью привить им моральные нормы.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Исследование последствий просмотра отечественных и зарубежных мультфильмов у детей дошкольного возраста

В своей работе мы исследовали последствия просмотра мультфильмов у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида номер 21 «Алёнушка».

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, посещающие один детский сад: 10 девочек и 10 мальчиков.

Свою работу мы начали с опроса родителей «Любимый мультфильм ребенка». Опрос проводился с целью выявления мультфильмов, которые ребенок смотрит чаще других. Родителям выдавались бланки с одним вопросом «любимый мультфильм ребенка», на следующий день анкеты собирались .


После опроса родителей, мы сформировали три группы детей. Первая группа детей – смотрели русские мультфильмы, соответствующие требованиям О.В.Куниченко, вторая - иностранные мультфильмы, третья- группа, в которой дети ничего не смотрели . Группы были разделены с целью определения степени влияния различных мультфильмов на личность дошкольника.

В начале исследования мы также провели методики: «Несуществующее животное», «Дом-Дерево-Человек».

Методика «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич, помогает диагностировать симптомокомплексы агрессивности, диагностика личностных особенностей, определение творческих возможностей, акцентуаций характера, выявление хронического соматического заболевания, тревожности [45;82].

Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ) Дж. Бука предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение [46;94].

После того, как дети просматривали мультфильм, мы наблюдали за ними. Наблюдение проводилось для того, чтобы сделать сравнительный анализ поведения детей до просмотра и после просмотра. Просмотр мультфильмов мы устраивали 8 дней.

Для просмотра были выбраны следующие мультфильмы: русские – «кот Леопольд», «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики», «Птичка Тари», «Самый маленький гном». Выбор данных мультфильмов был обусловлен тем, что они соответствовали следующим требованиям: требования к зрительному ряду, к звуковому ряду, к сюжетной линии, к образу персонажей, к нравственной проблематике фильма.

Выбор иностранных мультфильмов был сделан по результатам опроса родителей, в результате, были использованы мультфильмы, которые дети смотрят дома – «Том и джерри», «Шрек», «Алладин», «Черепашки-Ниндзя».

Согласно документу «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»» непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). На основе этого проводился показ мультфильмов. Экран телевизора был на уровне глаз сидящих детей. Каждая группа состояла из двадцати человек. Мультфильмы дети смотрели по очереди. Так как исследование проходило в старшей группе, продолжительность просмотра была тридцать минут.


1 день. Первая группа смотрела «Самый маленький гном» 30минут, потом вторая группа смотрела «Том и Джерри» (2 серии) 30 минут.

2 день. Первая группа смотрела «кот Леопольд»(2 серии)- 30 минут, после них вторая группа смотрела «Том и Джерри» (2 серии)30 минут.

3 день. Первая группа смотрела мультфильм «Кот Леопольд», «Птичка Тари» 30 минут, после них вторая группа смотрела «Шрек» (т.к мультфильм идет 90 мин. была показана первая третья часть мультфильма )30 минут.

4 день. Первая группа смотрела «Барбоскины»( 2 серии), вторая группа смотрела «Шрек»(вторые 30 минут).

5день. Первая группа смотрела «Фиксики» (2 серии) 30 минут, вторая группа смотрела «Шрек» (последние 30 минут).

6 день. Первая группа смотрела «Фиксики»( 2 серии)- 30 минут, вторая группа «Алладин» (1 серия )30 минут .

7 день. Первая группа смотрела «Смешарики» (2 серии)- 30 минут, вторая группа смотрела «Черепашки- Ниндзя» (2 серии ) 30 минут .

8 день. Первая группа детей смотрела «Смешарики»( 2 серии) 30 минут, вторая группа «Черепашки-Ниндзя»( 2 серии ) 30 минут.

В старых добрых советских мультфильмах «кот Леопольд», «Самый маленький гном», «Птичка Тари» идёт призыв к мирному существованию, к оказанию помощи тем, кто попал в беду, а также такие качества как бескорыстие, скромность, любовь к жизни - все это есть в данных мультфильмах. «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики» - это современные русские мультфильмы. Несмотря на то, что данные мультфильмы вышли совсем недавно демонстрация нравственных качеств и семейных ценностей осталась.

Все мультфильмы данной группы оказывают благоприятные воздействие на восприятие (спокойная и привлекательная цветовая гамма, отсутствие мрачных цветов) развивают внимание, память, мышление, а также показывают значимость рефлексии и чувства эмпатии.

Вторая группа иностранных мультфильмов «Том и Джерри», мультсериал про кота и мышь. Они обижают друг друга, стараются навредить.

«Шрек» мультфильм про зеленого гоблина и его жизнь. Он не соблюдает правила гигиены, по отношению с другими обитателями леса ведет себя нагло и хамовато. Его возлюбленная принцесса тоже превращается в зеленого гоблина. Они вместе рыгают, при звуке ее голоса птица разрывается на части. Соответственно о женственности и доброте речи не идет.

«Алладин». Мультсериал о юноше и его приключениях. В принципе хороший мультсериал, но вызывает сомнения откровенный наряд принцессы Жасмин.

«Черепашки-Ниндзя». Мультсериал про вымышленную команду из четырех черепах-мутантов, которые живут в канализации и спасают мир, но хороший герой может превратиться в плохого.


Таким образом, можно сделать вывод, отбор мультфильмов соответствующих требованиям для просмотра дошкольникам, позволит не только вынести из мультфильма полезную информацию, но и способствует развитию мышления вашего ребенка. При выборе мультфильма не нужно забывать, что дети «впитывают» и плохое, и хорошее, они строят своё поведение из наблюдений и приобретенного опыта.

2.2 Диагностика уровня влияния мультфильма на развитие личности детей дошкольного возраста

На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида номер 21 «Алёнушка» г. Бугуруслана нами была проведена диагностика уровня влияния мультфильма на развитие личности детей дошкольного возраста в возрасте 5 - 6 лет (старшая группа). Исследованием были охвачены 20 детей.

На начальном этапе исследования все испытуемые были разделены на 3 группы для определения влияния различных мультфильмов на личность дошкольников: в 1 группу вошли дети, которые смотрели в детском саду русские мультфильмы, во 2 группу - дети, которые смотрели иностранные мультфильмы и в 3 группу вошли дети, которые ничего в ДОУ не смотрели, но они смотрели мультфильмы дома, как и все остальные дети, поэтому тоже проходили диагностику.

В каждой группе с утра проводилось наблюдение за игрой детей до завтрака, отмечались дети, проявляющие тревожность и агрессивность.

Критерии наблюдения:

Признаки агрессии: обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях; причинение какого-либо физического ущерба другому через непосредственные физические действия; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (драка).

Признаки замкнутости – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует, отрицательно относится к групповым занятиям (например, когда все дети водят хоровод замкнутый ребенок неохотно встает в круг и берется за руки и т.д.).


Признаки общительности: ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки. Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим. Часто бывает болтливым.

Признаки активности: ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, много двигается. Ребенок не может сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным. На прогулке такой ребенок всегда нацелен на движение.

Признаки спокойных детей: все движения в игре плавные, немного медленные .Настроение почти всегда ровное, нейтральное. Им нравятся спокойные занятия (строительство домов из кубиков и лего, лепка и тд.). На внешнее раздражение реагирует адекватно (например, одного мальчика толкнул другой и пострадавший ребенок не дал сдачи).

Признаки жизнерадостных детей: улыбка, хорошее настроение. У жизнерадостных детей почти всегда хорошее настроение, они охотно делятся своими игрушками, не бывают инициатором конфликтов. Когда у них что - то получается, они прыгают, победно машут руками, даже кувыркаются от радости. Плечи расправлены, голова гордо приподнята, все это верные признаки того, что у него отличное настроение.

Результаты наблюдения до просмотра мультфильмов получились следующие:(Таблица 1)

Таблица 1. Результаты наблюдения воспитателей за детьми старшего дошкольного возраста до просмотра мультфильмов

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Агрессивные

20 %

25 %

20 %

Спокойные

50 %

45%

75%

Общительные

65 %

55 %

63 %

Активные

75 %

68 %

42 %

Жизнерадостные

58 %

64 %

68 %

Замкнутые

12 %

25 %

15 %

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 1.