Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы развития предпринимательства в России
1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике
1.2 История развития предпринимательства в России
2 Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в современной России в 2011-2019 гг.
2.1 Динамика развития предпринимательства в России
2.2 Инфраструктура поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса государством
2.3 Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в РФ в условиях экономических санкций
2.4 Государственная поддержка и пути преодоления проблем малого и среднего бизнеса в РФ
Общий оборот субъектов малого и среднего бизнеса за анализируемый период увеличился на 60%, что также является положительной динамикой и способствует развитию экономики страны.
На рисунке 2 представим структуру сектора малого и среднего бизнеса в России по федеральным округам в 2018 году.
Рисунок 2– Структура сектора малого и среднего бизнеса в России по федеральным округам в 2018 году
Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по России неравномерно. Наибольшее их количество представлено в Центральном федеральном округе – 35%, то есть треть всех субъектов малого и среднего бизнеса. 19% и 13% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса приходится на Приволжский и Северо-Западный федеральные округа соответственно.
Наименьшее количество субъектов малого предпринимательства приходится на Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральный округ – 2% и 4% соответственно. На Сибирский федеральный округ приходится 11% от общего количества предприятия малого и среднего бизнеса.
Далее на рисунке 3 представим структуру сектора малого и среднего бизнеса в России по видам экономической деятельности организаций в 2018 году.
Рисунок 3 – Структура сектора малого и среднего бизнеса России по видам экономической деятельности организаций в 2018 году [20]
Почти 40% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса России осуществляет свою деятельность в оптовой и розничной торговле. Около 20% приходится на отрасль операций с недвижимостью. Субъекты малого и среднего бизнеса из отрасли обрабатывающих производств и строительства занимают 10% и 12% соответственно.
Таким образом, в исследуемом периоде наблюдается стремительное развитие сектора малого и среднего бизнеса в России.
2.2 Инфраструктура поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса государством
Согласно статье 3 Федерального закона № 209-ФЗ, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса [1].
Государственная политика в области развития малого предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, субъектов, местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных законодательством.
Статья 6 Федерального закона №209-ФЗ определяет основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в России.
Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в РФ представлены в приложении [1].
Для реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ Федеральным законом №209-ФЗ устанавливаются следующие возможные формы (рисунок 4).
Рисунок 4 – Формы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации [26]
Основные виды поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России [26]:
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- информационная и консультационная поддержка;
- поддержка в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- поддержка в областях инноваций и промышленного производства;
- поддержка внешнеэкономической деятельности;
- поддержка сельского хозяйства.
Государственная поддержка не будет оказана тем субъектам, которые находятся в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства, с приостановленной деятельностью, а также субъектам, которые имеют налоговую или иную просроченную задолженность (в том числе по заработной плате) [15, с. 59].
Одной из наиболее эффективных форм государственных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса является финансовая поддержка. Оказание финансовой поддержки осуществляется за счет средств бюджетов, помощи организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.
Инфраструктуру поддержки СМП составляют коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность или привлеченные в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товара для государственных нужд при одновременной реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития и поддержки СМП [10, с. 71].
Финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства предоставляет Министерство экономического развития России. В рамках создания в 2015 году государственного института развития малого и среднего предпринимательства – АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» средства Минэкономразвития поступают в регионы в виде субсидий бюджетам субъектов РФ для:
- создания и развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки;
- поддержки предпринимателей, производящих товары для экспорта;
- развития механизма предоставления кредитов субъектам малого и среднего бизнеса;
- создания и развития инфраструктуры в целях поддержки малого и среднего бизнеса в научно-технической сфере;
- реализации прочих мероприятий в части поддержки и развития малого и среднего бизнеса [26].
Ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете предусматриваются расходы на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Основные цели такого финансирования заключаются в:
- увеличении сумм, выделяемых на поддержку малых предприятий, которые занимаются разработкой и внедрением инновационной продукции;
- увеличении средств для развития лизинга оборудования;
- увеличении сумм финансирования программ развития;
- поддержке монопрофильных программ развития малого и среднего бизнеса;
- сохранении поддержки экспорта малых организаций;
- создание бизнес-инкубаторов, технопарков, центров кластерного развития [23].
Таким образом, существуют различные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса предоставляется Министерством экономического развития России.
2.3 Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в РФ в условиях экономических санкций
С момента введения санкций 2014 года против Российской Федерации прошло четыре года. В самом начале стал вопрос о снижении зависимости экономики страны от западных производителей. Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2014 №1936-р была создана программа по импортозамещению.
Среди многих экономических рычагов влияния государства на корпоративную деятельность важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, особенно в период перехода к рыночному периоду, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как определенный регулятор влияния на негативные явления рынка. Налоги, как и все налоговые системы, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях. Правильно построенная налоговая система зависит от эффективного функционирования всей экономики [16, с. 103].
Регулирование процедур банкротства малых предприятий осуществляется посредством установки порядка осуществления процедур банкротства, ведения конкурсного производства, очереди погашения обязательств перед кредиторами.
Следует отметить, что достаточное жесткое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса РФ снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, негативно сказывается на прибыльности отдельных финансовых операций, однако позволяет снизить их риски. С другой стороны, недостаточное государственное регулирование их деятельности может привести к росту совокупного финансового рисков деятельности субъектов хозяйствования.
Импортозамещение следует рассматривать не только как реакцию на санкции со стороны развитых стран, но как действия государства, продиктованные необходимостью осуществления структурных перемен в экономике, формирования национальных отраслей экономики с высокой долей добавленной стоимости, способностью производить конкурентоспособную продукцию, отвечающую потребностям общества.
Тем не менее, в условиях экономического кризиса финансовое положение многих предприятий малого и среднего бизнеса ухудшилось.
Как было сказано выше, одной из форм поддержки финансов малого предпринимательства является существование льготных программ кредитования малого и среднего бизнеса в кредитных организация РФ.
В таблице 2 представлена динамика кредитования малого и среднего бизнеса и уровень просроченной задолженности.
Таблица 2 - Динамика кредитования малого и среднего бизнеса РФ и уровень просроченной задолженности в 2012-2018гг. (на конец года) [18; 21]
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темпы роста, % |
Сумма кредитов юрлиц, млрд. руб. |
17966 |
25436 |
27531 |
31583 |
33241 |
34521 |
33458 |
192,15 |
Сумма кредитов МСП, млрд. руб. |
4705 |
6006 |
6942 |
8065 |
7610 |
6351 |
4469 |
134,98 |
Доля кредитования МСП, в % |
26,2 |
23,8 |
25,2 |
25,5 |
22,9 |
18,4 |
13,3 |
70,23 |
Сумма просрочки по крежитам МСП, млрд. руб. |
284 |
315 |
377 |
365 |
394 |
876 |
636 |
308,45 |
Удельный вес просроченной задолженности, в % |
6,0 |
5,2 |
5,4 |
4,5 |
5,2 |
13,8 |
14,2 |
230,00 |
По данным таблицы видим, что динамика объема выданных кредитов малому бизнесу нестабильна на протяжении исследуемого периода. Сумма выданных кредитов увеличивается до 2017 года, далее наблюдается ее сокращение в связи с кризисными явлениями в банковской сфере, экономике страны и снижении платежеспособности многих предприятий малого и среднего бизнеса.
Доля кредитов малому бизнесу в общей сумме кредитов юридических лиц составляет в среднем 22-25%. Однако к 2017 году данный показатель снижается до 18,4%, а в 2018 году – 13,3%, что свидетельствует о сокращении кредитования малого и среднего бизнеса банками в период кризиса по причине высокой степени риска (по сравнению с субъектами крупного бизнеса).
Вместе с увеличением объемов кредитования малого и среднего бизнеса увеличивается и их просроченная задолженность – почти в 3 раза за исследуемый период и более чем в 2 раза за 2017 год к уровню 2016 года. Это также связано с нестабильностью в экономике страны, которая повлекла неплатежеспособность клиентов кредитных организаций.
При этом доля просроченной задолженности на протяжении 2012-2016 гг. составляла в среднем 4-5%, а к 2017-2018 гг. возросла до 13,8-14,2%. Данные обстоятельства были обусловлены влиянием мирового финансового кризиса на все сферы экономической деятельности, который снизил платежеспособность субъектов экономики.
В условиях кризиса многие организации вынуждены были прекратить свою деятельность в условиях неплатежей и давления конкуренции, не расплатившись с кредитными обязательствами. Следовательно, подобный рост просроченных долгов по кредитам показывает негативную динамику убыточных организаций при снижении их платежеспособности и деловой активности.
Кроме того, при всем разнообразии форм и видов государственной поддержки имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки малого и среднего предпринимательства, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, все еще не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении поддержки малого и среднего бизнеса.
Несмотря на положительные темпы развития малого и среднего бизнеса, и достаточно высокой эффективности мероприятий его поддержки, осуществляемой государством, в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в России остается масса проблем.