Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Государственная поддержка и пути преодоления проблем малого и среднего бизнеса в РФ

В документе «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», разработанный Министерством экономического развития РФ, определены основные перспективы развития малого и среднего бизнеса до 2030 года [25].

В долгосрочной перспективе планируется продолжить финансовую поддержку малых инновационно направленных предприятий, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных видов продукции: такие формы поддержки, как инновационный грант, субсидия инновационному предприятию, финансовая поддержка предприятий, которые выходят на биржу, участие в программах обучения. Кроме того, планируется расширить направления поддержки малых предприятий, а также расширить спектр программ и проектов в этой области. Также в перспективе планируется уделять особое внимание поддержке экспортно-ориентированных организаций, а также совершенствовать нормативное и правовое регулирование сферы малого и среднего бизнеса [24].

Главными направлениями государственной политики по части развития малого и среднего бизнеса на долгосрочную перспективу являются:

- снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса от избыточных административных барьеров;

- расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других);

- снижение финансовых расходов субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с ведением предпринимательской деятельности;

- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;

- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого и среднего бизнеса [24].

За счет реализации вышеуказанных приоритетных действий государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса предусматривается достижение к 2030 году следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:

- доля среднесписочной численности работников, занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, - 32,2 %;

- количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения РФ (без учета индивидуальных предпринимателей) - 15,7 ед., индивидуальных предпринимателей - 38,2 ед.


Кроме того, 2 июня 2016 г. Правительством РФ было издано Распоряжение №1083-р об утверждении «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [24].

Вообще, все формы взаимодействия предприятий разного масштаба предусматривают участие государства в качестве регулятора, обеспечивающего создание необходимых институциональных условий для эффективного развития организаций в целях экономического роста. Большое значение для развития взаимодействия имеет государственная поддержка субъектов малого предпринимательства (СМП).

МСП Банк

Корпорация

"МСП"

РФПИ

Рисунок 5 Субъекты, осуществляющие программы поддержки СМП

В настоящее время Правительство РФ направляет значительные усилия на поддержку СМП. На рисунке 5 отображены субъекты крупного бизнеса (коммерческие организации), через которые государство оказывает поддержку СМП.

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация «МСП») создано в 2015 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации . Осуществляет деятельность в качестве государственного института развития СМП. В рамках этой деятельности Корпорация «МСП» обеспечивает СМП финансовой, инфраструктурной, имущественной и иной поддержкой, а также совершенствует меры государственной поддержки СМП.

Три года назад в 2016 году Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), непубличное акционерное общество, единственным акционером которого является РФ, и АО «Корпорация «МСП» подписали соглашение о сотрудничестве в области гарантийного обеспечения реализуемых проектов.

РФПИ оказывает поддержку малому бизнесу на следующих условиях: − участие в акционерном капитале до 50%; объем инвестирования до 1 млрд. руб. в один проект.

При этом СМП, рассчитывающий на поддержку РФПИ, должен осуществлять деятельность в несырьевом секторе экономики, иметь экспортную выручку, а минимальный размер общей выручки должен достигать 0,5 млрд руб.

Кроме поддержки СМП через вышеперечисленные организации, государство благоприятствует развитию СМП путем утверждения списка крупнейших организаций, обязанных отдавать предпочтение СМП при выборе контрагентов для определенной доли своих сделок.


Так, в 2018 году суммарная величина закупок государственных компаний у малого и среднего бизнеса достигла 1,3 трлн. руб.. Этот показатель является рекордным в торговом обороте между крупными фирмами и представителями СМП. Согласно данным, прирост текущем году, в первую очередь связан с тем, что вступило в силу распоряжение Правительства РФ, расширяющее список заказчиков, обязанных осуществлять государственные закупки у СМП, с 200 до 419.

Однако, несмотря на стимулирование государством активного взаимодействия между СМП и крупным бизнесом, в России продолжает существовать ряд сдерживающих это взаимодействие факторов:

  • высокая процентная ставка по кредитам;
  • низкий спрос корпораций на инновации;
  • отсутствие достаточного технологического обеспечения и квалифицированных специалистов у СМП.

Таким образом, в целях более эффективного взаимодействия между субъектами, способствующими развитию СМП, и самим малым бизнесом, государству необходимо совершенствовать существующую нормативно-правовую базу инфраструктуры поддержки СМП и взаимодействия малого и крупного бизнеса, основываясь на возникающих в данной сфере проблемах.

Таким образом, развитие малого предпринимательства является одним из наиболее важных направлений развития экономики России на обозначенную перспективу до 2030 года. В перспективе ожидается рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, а также значительный рост числа занятости работников на предприятиях малого и среднего бизнеса.

В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» и «гостеприимство».

Гостеприимство – это более точное понятие, так как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще.

Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий.

Понятие «гостеприимство» во всех словарях толкуется как любезный прием гостей, радушие по отношению к гостям.

Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.


Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов

Для российского туризма характерна высокая степень институционализации и легитимации туристской деятельности в России. Сегодня на российском рынке работает около 8 тыс. туристских фирм.

Российский туризм переживает период динамичного развития, обусловленный проявлением в нем общемировых тенденций. Достижения менеджмента туризма оказывают мощное благоприятное влияние на все происходящие процессы, особенно, на процессы формирования организационных структур управления туризмом.

Гостиничный бизнес в России согласно статистике, сильно отстает от мирового уровня. И дело здесь не столько в сервисе, сколько умелом управлении предприятиями. 

Гостиничный бизнес в России остается привлекательным и для предпринимателя, и для инвесторов. Дополнительными катализаторами отрасли выступают поддержка государственных органов и взаимодействие со смежными видами бизнеса

Основными видами деятельности гостиницы являются услуги по проживанию и размещение, а также питанию.

Основное назначение гостиничного и туристского права – регулировать, защищать и поддерживать эти деятельности правовыми средствами.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время роль предприятий малого и среднего бизнеса в российской экономике крайне мала по сравнению с другими странами мира.

2. Государственная политика по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса должна быть ориентирована не только на отдельные, возможно, наиболее критичные на текущий момент аспекты, но также должна включать мероприятия по улучшению всех ключевых факторов для предприятий МСБ.

3. Одной из важнейших мер поддержки МСБ со стороны государства являются специальные программы льготного финансирования «старта» и развития малых предприятий. Как показало исследование, несмотря на то, что в России финансированию малого и среднего бизнеса уделяется в последние годы значительное внимание, есть немало «узких» мест, которые пока снижают доступность финансовых ресурсов для бизнеса. Проблемой является система налогообложения. Удобная для малого и среднего бизнеса упрощенная система налогообложения является неприемлемой для предприятий МСБ в промышленности, поставляющих комплектующие крупным предприятиям.


4. Традиционная для МСБ проблема административных барьеров в последние годы перестала быть «самой критической», но сохраняет свое значение. «Противоядием» от излишнего административного вмешательства может стать включение задач, направленных на снижение административных барьеров, в систему целей федеральных министерств и ведомств и региональных администраций.

  • данной статье рассматриваются рынок мини-отелей в России и его основные проблемы. Целью данного исследования выступает описание развитие рынка мини-отелей в России и его основные проблемы. Автором статьи раскрывается преимущества мини-гостиниц, аргументируется необходимость их развития в России, а так же излагаются основные проблемы тормозящие динамику их развития. Методика исследования включала в себя анализ и сравнение данных по развитию индустрии гостеприимства в целом, и рынка мини-отелей в частности, в России и в мире. Описанная в статье информация может быть использована путешественниками для удобства выбора средства размещения и специалистами данной области.

Список использованных источников

  1. О развитии ма­лого и среднего предпринимательст­ва в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.07 № 209-ФЗ (от 26.07.2017 N 207-ФЗ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2019).
  2. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2019).
  3. Об утверждении «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ №1083-р от 2 июня 2016 г. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2019).
  4. Богомолова, Л.Л. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Символ науки. – 2018. - № 3. – С. 83-88.
  5. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие // Вестник ЧГУ. – 2014. - № 2 (331). – С. 32-35.
  6. Вершинина, А.П. Развитие и совершенствование региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. - № 1 (26). – С. 1-18.
  7. Волкова, И.А. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России / И.А. Волкова, Попова А.Ю. // Концепт. – 2016. - № 4. – С. 1-10.
  8. Гасникова, С. Ю. Роль и значение малого предпринимательства в социально-экономическом развитии // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. - Нижневартовск, 2014. - С. 115-117.
  9. Глинова, Т. А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России / Т.А. Глинова // Концепт. -2015. - № 08.- C. 1-5.
  10. Зограбян, А.А. Направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России // Инновационная наука. – 2016. - № 1-1 (13). – 70-72.
  11. Курбакова, Ю.О. Малое предпринимательство в современной России: Теоретические аспекты и практика // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2015. - № 1 (21). - С. 57-64.
  12. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 243 с.
  13. Мамий, С.А. Развитие малого и среднего бизнеса в России как перспектива экономико-политической самостоятельности / Мамий С.А., Бондаренко Л.Л. // Политематический сетевой электронный научный журнал КГАУ. – 2015. - № 113. - С. 1-14.
  14. Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик: Учеб. пособие для вузов. – 4-е изд., Бизнес – пресса, 2015. – 607 с.
  15. Набатова, О. В. Финансовая поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства: мировой опыт и Российская практика // Известия ВГТУ. – 2015. – № 3 (158). – С. 59-64.
  16. Овчинникова, А.В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях // Вестник Удмуртского университета. – 2017. - № 4. – С. 61-68.
  17. Ольховская, Н.С. Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике / Н.С.Ольховская, В.В. Куимов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. - № 10. – С. 155-157.
  18. Россия в цифрах. 2016: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2016. - 543 с.
  19. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015». -  M.: Росстат, 2015. – 96 с.
  20. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html. – (Дата обращения 12.01.2018).
  21. Задолженность, в том числе просроченная, по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Банка России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/. – (Дата обращения 14.12.2019).
  22. Материалы заседания Госсовета по развитию малого и среднего бизнеса [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/state-council/. – (Дата обращения 14.12.2019).
  23. Министерство экономического развития Российской Федерации. Доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect. – (Дата обращения 14.12.2019).
  24. Официальный сайт Президента России. Заседание Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/pres ident/n ews/49214. – (Дата обращения 14.12.2019).
  25. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. - Режим доступа: http://economy.gov.m/minec/activity/sections/smallBusiness. – (Дата обращения 14.12.2019).
  26. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. - Режим доступа: http://economy.gov.m/minec/activity/sections/smallBusiness. – (Дата обращения 14.12.2019).