Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы развития предпринимательства в России
1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике
1.2 История развития предпринимательства в России
2 Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в современной России в 2011-2019 гг.
2.1 Динамика развития предпринимательства в России
2.2 Инфраструктура поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса государством
2.3 Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в РФ в условиях экономических санкций
2.4 Государственная поддержка и пути преодоления проблем малого и среднего бизнеса в РФ
Все эти проблемы существенно ограничивают возможности развития предпринимательства в современной России и требуют своего решения.
1.3 Становление и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. Эволюция нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности
Основным нормативно-правовым документом, регулировавшим систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на протяжении 13 лет: с 14 июне 1995 года по 1 января 2008 года,- является Федеральный Закон №88 “О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 12 мая 1995 года.
Нормативно-законодательная база фактически делится на несколько уровней:
Первый уровень. Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, кодекс РФ об административных нарушениях и др..
Второй уровень – Указы Президента РФ, например:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 29.07.2017 №267-ФЗ;
О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 31.12.2017 № 481-ФЗ (дополнение ст. 50.1) и др. [12, с.100]
Третий уровень нормативно-правового регулирования отражается в федеральных законах и законодательных актах, например:
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 29.12.2017 № 475- ФЗ;
О бухгалтерском учете (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ) ФЗ от 06.12.2011 № 402- ФЗ в редакции от 31.12.2017 г.;
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24.27.2007 № 209-ФЗ в редакции от 27.11.2017 г. № 356- ФЗ;
О науке и государственной научно-технической политике от 23.05.2016 № 149- ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2017 г.
О национальной платежной системе от 27.06.2011 № 161- ФЗ в редакции закона от 18.07.2017 г. № 179-ФЗ;
Об изменении очередности списания денежных средств со счета клиента от ГК РФ ч.2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ в редакции закона от 05.12.2017 № 379- ФЗ);
Об электронной подписи от 06.06.2011 № 63-ФЗ в редакции от 23.06.2016 г. №220-ФЗ;
Об административных правонарушениях и отдельных законодательных актов РФ от 14.10.2014 № 307-ФЗ в редакции от 03.07.2016 г. №305- ФЗ.
И другими федеральными законами и подзаконными актами.
Четвертый уровень – это указания, правила, методические рекомендации, например:
О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У в редакции от 19.06.2017 г.);
Методические рекомендации для субъектов малого бизнеса и предпринимателей по налогообложению на имущество ст. 18 «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» Федерального закона от 27.07.2007 № 209- ФЗ в редакции от 27.11.2017 г. и др.
Постановлением от 4.04.2016 г. №265 были изменены данные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП. Теперь, критерием вместо выручки будет объем дохода от предпринимательской деятельности. Согласно НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (статья 41).
С 1 августа 2016 г. предельными значениями дохода устанавливается: 120 млн. рублей для микро предприятий, 800 млн. рублей для малых предприятий и 2 млрд. рублей – для средних. Как видно, показатели увеличены вдвое, что позволит расширить круг субъектов МСП, и как следствие, круг субъектов, которые могут воспользоваться поддержкой государства [12, с.110].
А также данное решение автоматически позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получать статус субъекта МСП без дополнительных административных процедур.
Тождественную по смыслу норму можно найти и в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путем».
Необходимо обратиться к последнему принципу. Из буквального толкования нормы закона следует, что при отсутствии регистрации любая хозяйственная деятельность не будет являться предпринимательской. Данный вывод будет неверным, так как представляется, что в норме закреплен «формальный признак», то есть наделяющий предпринимательскую деятельность легальным характером.
В подтверждение стоит обратиться к статье 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Таким образом, можно сделать вывод, что категория «предпринимательской деятельности» является сферой взаимодействия частноправовых и публичных интересов и средств.
Поддержка малого и среднего предпринимательства, как на государственном, так и на муниципальном уровне призвана создать наиболее благоприятные условия для его функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики.
В Российской Федерации на сегодняшний день ведется активная работа по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса. На выступлении расширенного заседания Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что государство должно активно содействовать людям в начале собственного бизнеса, создавать условия для занятия малым бизнесом [22].
В России, начиная с середины 90-х годов ХХ века, малому бизнесу уделяется большое внимание. Результатом явился Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который был принят в 1995 году.
С принятием этого закона определение «субъект малого предпринимательства» закрепилось в научной, юридической, экономической российской литературе.
В целях совершенствования законодательства был принят новый закон, регулирующий общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ – это Федеральный закон от 24.07.07 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который действует и на сегодняшний день [1].
Как следует из названия, действие Закона № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого, но и среднего предпринимательства (при этом данное понятие введено в законодательство впервые).
В вышеназванном Законе также представлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательства». В ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого предпринимательства определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом к малым предприятиям [1]. Определены также условия отнесения к субъектам малого предпринимательства, указанные выше. При определении численности работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслевому принципу, как было ранее.
Наличие развитого сектора малого и среднего бизнеса и степень его активности позволяют определить, насколько открыта экономика государства, а также характеризуют уровень его демократизации.
Малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики, наполняя рынок разнообразием товаров и услуг, создавая здоровую конкурентную среду и обеспечивая занятость населения. Рассматривая динамику малых предприятий в статистике по России, можно отметить прирост числа предприятий более чем на 30 % за последние 5 лет.
Соотношение активных предприятий с количеством «умерших » показывает, что примерно 10 % предприятий ежегодно прекращают свою деятельность официально.
Согласно ряду исследований, наибольшее значение в развитии малого предпринимательства играет не объем государственного финансирования, а обеспечение благоприятных условий для деятельности
Данные, например, социологического опроса представителей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга в 2019 году показывают недоступность: финансовых ресурсов из государственных программ; долгосрочных и краткосрочных кредитов в коммерческих банках; государственного заказа и возможности выкупа и получения в собственность производственных, складских, офисных, торговых помещений для предпринимателей.
Для оценки перспектив развития малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге авторами был проведен анализ внешней среды по четырем факторам (политический, экономический, социальный и технологический), которые способны оказать положительное или отрицательное влияние на развитие предпринимательства.
К положительным факторам среди прочих можно отнести усиление мер по борьбе с коррупцией, упрощение процедур регистрации, повышение доступности госзаказа для субъектов МСП, разработку специальных программ по кредитованию МБ со сниженной ставкой, развитие программ внутреннего туризма, повсеместное внедрение цифровых технологий (продажи, оплаты, отчеты).
К отрицательным факторам относятся нестабильность экономической ситуации, повышение налогов (акцизов) и неналоговых платежей, валютные колебания, сложные бюрократические процедуры, административное давление со стороны органов власти.
Политический фактор оказывает существенное влияние на развитие бизнеса, это говорит о том, что государство играет огромную роль в решении проблем и предоставлении помощи малому бизнесу. Положительную роль в развитии МБ играют социальный и технологический фактор. Экономический является основным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства.
В настоящий момент к точкам роста для малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге можно отнести туристический бизнес, сферу услуг, научные исследования и разработки, деятельность, связанную с информационными технологиями, здравоохранение, художественные и реставрационные работы, логистику.
Перспективы для развития малого и среднего бизнеса есть, а значит начинающим предпринимателям не стоит бояться реализовывать свои мечты и помогать городу достигать высоких экономических показателей.
2 Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в современной России в 2011-2019 гг.
2.1 Динамика развития предпринимательства в России
Проанализируем основные показатели развития малого и среднего бизнеса в России. Прежде всего, рассмотрим динамику количества предприятий данного сектора экономики за последние 7 лет, а также среднесписочную численность работников и оборот предприятий малого и среднего бизнеса (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика показателей развития субъектов малого и среднего бизнеса в России за 2011-2018 гг. [18; 19; 20]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темпы роста, % |
Число предприятий, тыс. |
1644,3 |
1836,4 |
2003,0 |
2063,1 |
2103,8 |
2594,3 |
2774,9 |
2737 |
166,45 |
Численность сотрудников, тыс.человек |
9790 |
10421 |
10755 |
10775 |
10789 |
11452 |
11551 |
11743 |
119,95 |
Оборот предприятий, млрд.руб. |
18933,8 |
22610,2 |
23463,7 |
24781,6 |
26392,2 |
27561,5 |
28779,4 |
30445 |
160,80 |
На протяжении шести исследуемых лет динамика показателей развития малого и среднего бизнеса России является положительной. За весь период общее количество субъектов малого и среднего бизнеса возросло более чем в 1,6 раза – с 1644,3 тыс.ед. до 2737 тыс.ед. (рис. 3).
Также увеличивается численность работников, занятых в субъектах малого и среднего бизнеса с темпом роста 19% за весь исследуемый период. Однако, по данным Росстата, количество занятых в секторе малого и среднего бизнеса составляет 25% от общей занятости в экономике.