Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти проблемы существенно ограничивают возможности развития предпринимательства в современной России и требуют своего решения.

1.3 Становление и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. Эволюция нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности

Основным нормативно-правовым документом, регулировавшим систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на протяжении 13 лет: с 14 июне 1995 года по 1 января 2008 года,- является Федеральный Закон №88 “О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 12 мая 1995 года.

Нормативно-законодательная база фактически делится на несколько уровней:

Первый уровень. Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, кодекс РФ об административных нарушениях и др..

Второй уровень – Указы Президента РФ, например:

О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 29.07.2017 №267-ФЗ;

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 31.12.2017 № 481-ФЗ (дополнение ст. 50.1) и др. [12, с.100]

Третий уровень нормативно-правового регулирования отражается в федеральных законах и законодательных актах, например:

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 29.12.2017 № 475- ФЗ;

О бухгалтерском учете (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ) ФЗ от 06.12.2011 № 402- ФЗ в редакции от 31.12.2017 г.;

О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24.27.2007 № 209-ФЗ в редакции от 27.11.2017 г. № 356- ФЗ;

О науке и государственной научно-технической политике от 23.05.2016 № 149- ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2017 г.

О национальной платежной системе от 27.06.2011 № 161- ФЗ в редакции закона от 18.07.2017 г. № 179-ФЗ;

Об изменении очередности списания денежных средств со счета клиента от ГК РФ ч.2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ в редакции закона от 05.12.2017 № 379- ФЗ);


Об электронной подписи от 06.06.2011 № 63-ФЗ в редакции от 23.06.2016 г. №220-ФЗ;

Об административных правонарушениях и отдельных законодательных актов РФ от 14.10.2014 № 307-ФЗ в редакции от 03.07.2016 г. №305- ФЗ.

И другими федеральными законами и подзаконными актами.

Четвертый уровень – это указания, правила, методические рекомендации, например:

О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У в редакции от 19.06.2017 г.);

Методические рекомендации для субъектов малого бизнеса и предпринимателей по налогообложению на имущество ст. 18 «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» Федерального закона от 27.07.2007 № 209- ФЗ в редакции от 27.11.2017 г. и др.

Постановлением от 4.04.2016 г. №265 были изменены данные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП. Теперь, критерием вместо выручки будет объем дохода от предпринимательской деятельности. Согласно НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (статья 41).

С 1 августа 2016 г. предельными значениями дохода устанавливается: 120 млн. рублей для микро предприятий, 800 млн. рублей для малых предприятий и 2 млрд. рублей – для средних. Как видно, показатели увеличены вдвое, что позволит расширить круг субъектов МСП, и как следствие, круг субъектов, которые могут воспользоваться поддержкой государства [12, с.110].

А также данное решение автоматически позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получать статус субъекта МСП без дополнительных административных процедур.

Тождественную по смыслу норму можно найти и в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путем».

Необходимо обратиться к последнему принципу. Из буквального толкования нормы закона следует, что при отсутствии регистрации любая хозяйственная деятельность не будет являться предпринимательской. Данный вывод будет неверным, так как представляется, что в норме закреплен «формальный признак», то есть наделяющий предпринимательскую деятельность легальным характером.

В подтверждение стоит обратиться к статье 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Таким образом, можно сделать вывод, что категория «предпринимательской деятельности» является сферой взаимодействия частноправовых и публичных интересов и средств.


Поддержка малого и среднего предпринимательства, как на государственном, так и на муниципальном уровне призвана создать наиболее благоприятные условия для его функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики.

В Российской Федерации на сегодняшний день ведется активная работа по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса. На выступлении расширенного заседания Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что государство должно активно содействовать людям в начале собственного бизнеса, создавать условия для занятия малым бизнесом [22].

В России, начиная с середины 90-х годов ХХ века, малому бизнесу уделяется большое внимание. Результатом явился Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который был принят в 1995 году.

С принятием этого закона определение «субъект малого предпринимательства» закрепилось в научной, юридической, экономической российской литературе.

В целях совершенствования законодательства был принят новый закон, регулирующий общие положения в области госу­дарственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ – это Федеральный закон от 24.07.07 года № 209-ФЗ «О развитии ма­лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который действует и на сегодняшний день [1].

Как следует из названия, действие Зако­на № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого, но и среднего предпри­нимательства (при этом данное понятие введено в законода­тельство впервые).

В вышеназванном Законе также пред­ставлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательст­ва». В ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ, содер­жащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого пред­принимательства определены как хо­зяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприни­матели), отнесенные законом к малым предприятиям [1]. Определены также условия отне­сения к субъектам малого предпринимательства, указанные выше. При определении численности работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслево­му принципу, как было ранее.

Наличие развитого сектора малого и среднего бизнеса и степень его активности позволяют определить, насколько открыта экономика государства, а также характеризуют уровень его демократизации.

Малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики, наполняя рынок разнообразием товаров и услуг, создавая здоровую конкурентную среду и обеспечивая занятость населения. Рассматривая динамику малых предприятий в статистике по России, можно отметить прирост числа предприятий более чем на 30 % за последние 5 лет.


Соотношение активных предприятий с количеством «умерших » показывает, что примерно 10 % предприятий ежегодно прекращают свою деятельность официально.

Согласно ряду исследований, наибольшее значение в развитии малого предпринимательства играет не объем государственного финансирования, а обеспечение благоприятных условий для деятельности

Данные, например, социологического опроса представителей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга в 2019 году показывают недоступность: финансовых ресурсов из государственных программ; долгосрочных и краткосрочных кредитов в коммерческих банках; государственного заказа и возможности выкупа и получения в собственность производственных, складских, офисных, торговых помещений для предпринимателей.

Для оценки перспектив развития малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге авторами был проведен анализ внешней среды по четырем факторам (политический, экономический, социальный и технологический), которые способны оказать положительное или отрицательное влияние на развитие предпринимательства.

К положительным факторам среди прочих можно отнести усиление мер по борьбе с коррупцией, упрощение процедур регистрации, повышение доступности госзаказа для субъектов МСП, разработку специальных программ по кредитованию МБ со сниженной ставкой, развитие программ внутреннего туризма, повсеместное внедрение цифровых технологий (продажи, оплаты, отчеты).

К отрицательным факторам относятся нестабильность экономической ситуации, повышение налогов (акцизов) и неналоговых платежей, валютные колебания, сложные бюрократические процедуры, административное давление со стороны органов власти.

Политический фактор оказывает существенное влияние на развитие бизнеса, это говорит о том, что государство играет огромную роль в решении проблем и предоставлении помощи малому бизнесу. Положительную роль в развитии МБ играют социальный и технологический фактор. Экономический является основным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства.

В настоящий момент к точкам роста для малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге можно отнести туристический бизнес, сферу услуг, научные исследования и разработки, деятельность, связанную с информационными технологиями, здравоохранение, художественные и реставрационные работы, логистику.

Перспективы для развития малого и среднего бизнеса есть, а значит начинающим предпринимателям не стоит бояться реализовывать свои мечты и помогать городу достигать высоких экономических показателей.


2 Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в современной России в 2011-2019 гг.

2.1 Динамика развития предпринимательства в России

Проанализируем основные показатели развития малого и среднего бизнеса в России. Прежде всего, рассмотрим динамику количества предприятий данного сектора экономики за последние 7 лет, а также среднесписочную численность работников и оборот предприятий малого и среднего бизнеса (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика показателей развития субъектов малого и среднего бизнеса в России за 2011-2018 гг. [18; 19; 20]

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Темпы роста, %

Число предприятий, тыс.

1644,3

1836,4

2003,0

2063,1

2103,8

2594,3

2774,9

2737

166,45

Численность сотрудников, тыс.человек

9790

10421

10755

10775

10789

11452

11551

11743

119,95

Оборот предприятий,

млрд.руб.

18933,8

22610,2

23463,7

24781,6

26392,2

27561,5

28779,4

30445

160,80

На протяжении шести исследуемых лет динамика показателей развития малого и среднего бизнеса России является положительной. За весь период общее количество субъектов малого и среднего бизнеса возросло более чем в 1,6 раза – с 1644,3 тыс.ед. до 2737 тыс.ед. (рис. 3).

Также увеличивается численность работников, занятых в субъектах малого и среднего бизнеса с темпом роста 19% за весь исследуемый период. Однако, по данным Росстата, количество занятых в секторе малого и среднего бизнеса составляет 25% от общей занятости в экономике.