Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общий оборот субъектов малого и среднего бизнеса за анализируемый период увеличился на 60%, что также является положительной динамикой и способствует развитию экономики страны.

На рисунке 2 представим структуру сектора малого и среднего бизнеса в России по федеральным округам в 2018 году.

Рисунок 2– Структура сектора малого и среднего бизнеса в России по федеральным округам в 2018 году

Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по России неравномерно. Наибольшее их количество представлено в Центральном федеральном округе – 35%, то есть треть всех субъектов малого и среднего бизнеса. 19% и 13% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса приходится на Приволжский и Северо-Западный федеральные округа соответственно.

Наименьшее количество субъектов малого предпринимательства приходится на Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральный округ – 2% и 4% соответственно. На Сибирский федеральный округ приходится 11% от общего количества предприятия малого и среднего бизнеса.

Далее на рисунке 3 представим структуру сектора малого и среднего бизнеса в России по видам экономической деятельности организаций в 2018 году.

Рисунок 3 – Структура сектора малого и среднего бизнеса России по видам экономической деятельности организаций в 2018 году [20]

Почти 40% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса России осуществляет свою деятельность в оптовой и розничной торговле. Около 20% приходится на отрасль операций с недвижимостью. Субъекты малого и среднего бизнеса из отрасли обрабатывающих производств и строительства занимают 10% и 12% соответственно.

Таким образом, в исследуемом периоде наблюдается стремительное развитие сектора малого и среднего бизнеса в России.

2.2 Инфраструктура поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса государством

Согласно статье 3 Федерального закона № 209-ФЗ, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса [1].


Государственная политика в области развития малого предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, субъектов, местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных законодательством.

Статья 6 Федерального закона №209-ФЗ определяет основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в России.

Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в РФ представлены в приложении [1].

Для реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ Федеральным законом №209-ФЗ устанавливаются следующие возможные формы (рисунок 4).

Рисунок 4 – Формы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации [26]

Основные виды поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России [26]:

  • финансовая поддержка;
  • имущественная поддержка;
  • информационная и консультационная поддержка;
  • поддержка в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • поддержка в областях инноваций и промышленного производства;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности;
  • поддержка сельского хозяйства.

Государственная поддержка не будет оказана тем субъектам, которые находятся в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства, с приостановленной деятельностью, а также субъектам, которые имеют налоговую или иную просроченную задолженность (в том числе по заработной плате) [15, с. 59].

Одной из наиболее эффективных форм государственных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса является финансовая поддержка. Оказание финансовой поддержки осуществляется за счет средств бюджетов, помощи организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.

Инфраструктуру поддержки СМП составляют коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность или привлеченные в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товара для государственных нужд при одновременной реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития и поддержки СМП [10, с. 71].


Финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства предоставляет Министерство экономического развития России. В рамках создания в 2015 году государственного института развития малого и среднего предпринимательства – АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» средства Минэкономразвития поступают в регионы в виде субсидий бюджетам субъектов РФ для:

- создания и развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки;

- поддержки предпринимателей, производящих товары для экспорта;

- развития механизма предоставления кредитов субъектам малого и среднего бизнеса;

- создания и развития инфраструктуры в целях поддержки малого и среднего бизнеса в научно-технической сфере;

- реализации прочих мероприятий в части поддержки и развития малого и среднего бизнеса [26].

Ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете предусматриваются расходы на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Основные цели такого финансирования заключаются в:

- увеличении сумм, выделяемых на поддержку малых предприятий, которые занимаются разработкой и внедрением инновационной продукции;

- увеличении средств для развития лизинга оборудования;

- увеличении сумм финансирования программ развития;

- поддержке монопрофильных программ развития малого и среднего бизнеса;

- сохранении поддержки экспорта малых организаций;

- создание бизнес-инкубаторов, технопарков, центров кластерного развития [23].

Таким образом, существуют различные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса предоставляется Министерством экономического развития России.

2.3 Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в РФ в условиях экономических санкций

С момента введения санкций 2014 года против Российской Федерации прошло четыре года. В самом начале стал вопрос о снижении зависимости экономики страны от западных производителей. Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2014 №1936-р была создана программа по импортозамещению.

Среди многих экономических рычагов влияния государства на корпоративную деятельность важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, особенно в период перехода к рыночному периоду, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как определенный регулятор влияния на негативные явления рынка. Налоги, как и все налоговые системы, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях. Правильно построенная налоговая система зависит от эффективного функционирования всей экономики [16, с. 103].


Регулирование процедур банкротства малых предприятий осуществляется посредством установки порядка осуществления процедур банкротства, ведения конкурсного производства, очереди погашения обязательств перед кредиторами.

Следует отметить, что достаточное жесткое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса РФ снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, негативно сказывается на прибыльности отдельных финансовых операций, однако позволяет снизить их риски. С другой стороны, недостаточное государственное регулирование их деятельности может привести к росту совокупного финансового рисков деятельности субъектов хозяйствования.

Импортозамещение следует рассматривать не только как реакцию на санкции со стороны развитых стран, но как действия государства, продиктованные необходимостью осуществления структурных перемен в экономике, формирования национальных отраслей экономики с высокой долей добавленной стоимости, способностью производить конкурентоспособную продукцию, отвечающую потребностям общества.

Тем не менее, в условиях экономического кризиса финансовое положение многих предприятий малого и среднего бизнеса ухудшилось.

Как было сказано выше, одной из форм поддержки финансов малого предпринимательства является существование льготных программ кредитования малого и среднего бизнеса в кредитных организация РФ.

В таблице 2 представлена динамика кредитования малого и среднего бизнеса и уровень просроченной задолженности.

Таблица 2 - Динамика кредитования малого и среднего бизнеса РФ и уровень просроченной задолженности в 2012-2018гг. (на конец года) [18; 21]

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Темпы роста, %

Сумма кредитов юрлиц, млрд. руб.

17966

25436

27531

31583

33241

34521

33458

192,15

Сумма кредитов МСП, млрд. руб.

4705

6006

6942

8065

7610

6351

4469

134,98

Доля кредитования МСП, в %

26,2

23,8

25,2

25,5

22,9

18,4

13,3

70,23

Сумма просрочки по крежитам МСП, млрд. руб.

284

315

377

365

394

876

636

308,45

Удельный вес просроченной задолженности, в %

6,0

5,2

5,4

4,5

5,2

13,8

14,2

230,00


По данным таблицы видим, что динамика объема выданных кредитов малому бизнесу нестабильна на протяжении исследуемого периода. Сумма выданных кредитов увеличивается до 2017 года, далее наблюдается ее сокращение в связи с кризисными явлениями в банковской сфере, экономике страны и снижении платежеспособности многих предприятий малого и среднего бизнеса.

Доля кредитов малому бизнесу в общей сумме кредитов юридических лиц составляет в среднем 22-25%. Однако к 2017 году данный показатель снижается до 18,4%, а в 2018 году – 13,3%, что свидетельствует о сокращении кредитования малого и среднего бизнеса банками в период кризиса по причине высокой степени риска (по сравнению с субъектами крупного бизнеса).

Вместе с увеличением объемов кредитования малого и среднего бизнеса увеличивается и их просроченная задолженность – почти в 3 раза за исследуемый период и более чем в 2 раза за 2017 год к уровню 2016 года. Это также связано с нестабильностью в экономике страны, которая повлекла неплатежеспособность клиентов кредитных организаций.

При этом доля просроченной задолженности на протяжении 2012-2016 гг. составляла в среднем 4-5%, а к 2017-2018 гг. возросла до 13,8-14,2%. Данные обстоятельства были обусловлены влиянием мирового финансового кризиса на все сферы экономической деятельности, который снизил платежеспособность субъектов экономики.

В условиях кризиса многие организации вынуждены были прекратить свою деятельность в условиях неплатежей и давления конкуренции, не расплатившись с кредитными обязательствами. Следовательно, подобный рост просроченных долгов по кредитам показывает негативную динамику убыточных организаций при снижении их платежеспособности и деловой активности.

Кроме того, при всем разнообразии форм и видов государственной поддержки имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки малого и среднего предпринимательства, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, все еще не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении поддержки малого и среднего бизнеса.

Несмотря на положительные темпы развития малого и среднего бизнеса, и достаточно высокой эффективности мероприятий его поддержки, осуществляемой государством, в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в России остается масса проблем.