Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24» г. КРАСНОЯРСК
2.1 Общая характеристика деятельности МОУ СОШ № 24

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (статья 2) [1, стр. 4]. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Муниципальное общеобразовательное учреждение № 24 является муниципальным, гражданским светским, общеобразовательным учреждением, учредитель – Администрация г. Красноярска, год ввода в эксплуатацию: 27 декабря 2000 года, открыта 10 сентября 1999 года. Адрес – г. Красноярск, Советский район, пер. Светлогорский, д. 7. В соответствии с установленным государственным статусом и на основании Закона Российской Федерации об образовании (статьи 8 – 12) [2] образовательное учреждение № 24 реализует образовательные программы начального и основного общего образования, имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца – аттестата об основном общем образовании [2].

Лицензия: А №180447 до 11.01.2012 г.

Аккредитация: АА 157015.

Устав ОУ № 24 представлен в Приложении 1.

Характеристика педагогического коллектива представлена в Приложении 2.

В школе имеются два спортзала, медиатека, столовая-доготовочная, 3 кабинета информатики, медицинский и стоматологические кабинеты, 23 телевизора, 11 ксероксов. 1 факс, 2 сервера, 113 компьютеров, 24 учебных кабинета оснащены рабочими местами учителя. В 2011г. получены еще 6 автоматизированных рабочих мест учителя, 2 интерактивные доски.

В школе – шестидневка, кроме начальной школы. Продолжительность уроков – 35, 40 и 45 минут. В школу принимаются дети с 6,5 – 7 лет из микрорайона и на оставшиеся места после собеседования. В 10 класс принимаются по результатам тестирования в зависимости от профиля класса: по математике или гуманитарным предметам.


В школе 21 класс, 6 классов – на I ступени, 8 классов на - II ступени и 7 классов – на III ступени. Классы для изучения иностранных языков делятся на три группы. Педагогов – 99 человек, обучающихся –1406 человек.

Согласно Программе развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» [7] и «Устава школы» [6] основной целью является формирование и развитие культуры во всех ее проявлениях. Жизнедеятельность школы осуществляется на основе принципов эвристической педагогики и предполагает совместную научно-исследовательскую деятельность педагогов школы и преподавателей КГПУ по разработке и апробации оптимальных вариантов реализации школьного образовательного процесса, освоению современных способов управления школой и эффективных программ совершенствования профессионального мастерства учителей. 

Основные направления исследовательской деятельности школы: 
⎯ психолого – педагогическое сопровождение ученика в образовательном процессе; 
⎯ социализация школьников через взаимодействие родителей и учителей; 
⎯информационные технологии в школе;
⎯ развитие экологической и здоровье - сохраняющей культуры учащихся и

учителей; 
⎯ совершенствование коммуникативной культуры; 
⎯ работа с одаренными детьми;
⎯ освоение современных педагогических технологий;
⎯ личностно – ориентированное обучение учащихся начальной школы [7].

Личность выпускника видится педагогическому коллективу современно образованной, социально активной, способной принимать самостоятельные решения, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Структура управления МОУ СОШ № 24 представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура управления ОУ №24

Школа № 24, имея линейно -функциональную организационную структуру, систему управления в соответствии со своим типом и видом представляет собой современное образовательное учреждение со свойственной ей определенной организационной культурой.

Педагогический коллектив стремится дать каждому учащемуся качественное образование, общее и профильное, удовлетворить его познавательные интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности.

Основными задачами образовательной деятельности являются:

1) достижение учащимися глубоких знаний в избранном профиле обучения, развитие умений интегрировать знания профилирующих предметов, конструировать и осуществлять проекты в единстве теоретических, практических и прикладных аспектов;


2) развитие общих и специальных способностей учащихся, позволяющих эффективно организовать работу с одаренными детьми;

3) подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, приобретение ими опыта самопознания, самоопределения, принятия решений в ситуациях выбора, ориентациях выбора, ориентация учащихся на экономические, юридические и гуманитарные специальности;

4) создание условий для овладения учащимися современными информационными технологиями;

5) развитие деловитости, предприимчивости, конкурентоспособности в сфере будущей профессиональной деятельности;

6) формирование у детей здорового образа жизни, стремления к занятиям физической культурой и спортом [6].

Основными принципами организации образовательного процесса являются:

  • учет современных тенденций развития мирового сообщества, потребностей личности, общества, государства в образовании;
  • гуманистическая ориентация образовательного процесса;
  • личностно-деятельный подход к процессу обучения и воспитания;
  • использование достижений педагогической и психологической науки, новых образовательных и информационных технологий в образовательном процессе;
  • оснащение учебного процесса современными средствами обучения.

Углубленное содержание учебных предметов осуществляется в следующих направлениях:

1) усиление теоретичности излагаемого материала, которое предполагает обогащение и уточнение понятийного аппарата, увеличение количества рассматриваемых законов и закономерностей, повышение системности излагаемого материала за счет показа состава, структуры, характера изучаемых научных теорий, взаимосвязей между их элементами;

2) раскрытие методологических, науковедческих знаний: рассмотрение научных методов, не разрешенных в науке проблем, влияния научной парадигмы на развитие науки, ценностных аспектов научного знания (необходимость включения такого материала определяется интересом учеников к истокам возникновения проблемы, способам ее решения, задачей формирования ценностного отношения к науке);

3) включение в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательской деятельности учащихся (постановки экспериментов, объяснения и прогнозирования явлений, выдвижения гипотез и их проверки, проведения целостных микроисследований, конструкторских работ и т.д.); заданий, направленных на развитие специальных способностей учащихся [7]. Это направление связано с задачей развития творческого мышления учеников профильных классов, их специальных способностей, формирования ценностного отношения к процессу познания.


Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, формирование общей культуры личности, обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе [1, 2].

Непосредственное руководство школой осуществляет директор, который назначается Учредителем и проходит соответствующую аттестацию. Должностные обязанности директора школы не могут исполняться по совместительству (кроме научного и научно-методического руководства). Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности школы, не входящие в компетенцию органов самоуправления школы и учредителя. Формами самоуправления являются: 1. Общее собрание работников Школы; 2. Управляющий Совет; 3. Педагогический совет; 4. Научно-методический совет; 5. Классные родительские собрания; 6. Родительские комитеты классов; 7. Родительская Ассамблея; 8. Ассоциация старшеклассников. Деятельность данных органов регулируется соответствующими положениями и Уставом [6, стр. 19].

Таким образом, управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия, имеет демократический, государственно-общественный характер.

2. 2. Исследование параметров и уровня организационной культуры в образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Красноярск

Теоретической основой исследования стали разработки К. М. Ушакова в области управления образовательной организацией и типология культур С. Ханди, адаптированная им к сфере образования [42]. Также была исследована организационная культура МОУ СОШ № 24 с применением типологии Г. Хофштеде и использовался метод, предложенный К. Камероном и Р. Куинном [34], в модифицированном варианте М. А. Макарченко. Для исследования уровней организационной культуры используется типология Э. Шейна [44].


По мнению К. М. Ушакова, организационную культуру школы определяют, во-первых, факторы внеорганизационные, такие как: национальные особенности, традиции, экономические реалии, господствующая культура в окружающей среде;

во-вторых, внутриорганизационные, такие как: личность руководителя, миссия, цели и задачи организации, квалификация, образование, общий уровень педагогов [42, стр. 27]. Понимание организационной культуры своей школы дает педагогам возможность увидеть, чем реально отличается одна школа от другой, на чем базируется уникальность организации. Из практики хорошо известно, что если даже формальная структура организации, правовые основания деятельности двух соседних школ одинаковы или весьма похожи, то, тем не менее, они сильно отличаются одна от другой.

Сложившуюся в организации культуру можно изучать разными способами [25, стр. 80], основными являются следующие: наблюдение, интервью, косвенные методы, анкетирование, изучение устного фольклора, изучение документов.

1. Интервью. Изучение организационной культуры начинается с опроса работников организации. Полный текст примерного интервью приведен в Приложении № 3.

2. Косвенные методы, полезную информацию можно получить, попросив работников организации охарактеризовать особенности сложившейся организационной культуры не прямо, а косвенно, предложив им подобрать несколько пословиц или поговорок, лучше всего характеризующих важнейшие векторы отношений, в которых проявляются преобладающие ценности и приоритеты. Использование косвенных методов позволяет работникам лучше понять сложившуюся организационную культуру и ее влияние на работу, и трудовые показатели персонала [28, стр.61].

3. Анкетный опрос. При изучении организационной культуры конкретной организации важно обеспечить достоверность получаемой информации. Этому способствует использование целого комплекса методов, где анкетирование работников организации может играть важнейшую роль. Примеры анкет приведены в Приложениях № 4, 5, 6.

4. Изучение устного фольклора. В любой организации есть свой фольклор, который нигде не записан и передается из уст в уста. Именно в нем находят отражение основные черты сложившейся организационной культуры. Героями историй выступают те члены организации, образцы поведения которых лучше всего пропагандируют ценности и приоритеты сложившейся организационной культуры. Не следует забывать, что в фольклоре организации могут храниться и передаваться истории и про «антигероев» – людей, особенно ловко обманывающих руководство, обходящих правила и нормы поведения, установленные для членов организации [26, стр.286]. В процессе межличностного общения преподаватели МОУ СОШ № 24 используют также такие языковые формы, как жаргон, сленг и жесты, выражающие характерные для их культуры значения.