Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА
1.1 Сущность, цели и задачи контроллинга
1.2 Виды контроллинга: стратегический и оперативный
1.3 Служба контроллинга в организационной структуре управления предприятием
1.4 Функции и задачи службы контроллинга
1.5 Состав службы контроллинга и профессиональные качества контрóллера
2. ВНЕДРЕНИЯ КОНРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Организационные аспекты внедрения контроллинга
2.2 Психологические аспекты внедрения контроллинга
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА В ООО «ТЕМРО»
3.1 Основные технико-экономические показатели
3.2 Организация бухгалтерского учёта
3.3 Анализ системы контроллинга на предприятии и пути его совершенствования
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы предприятие имело возможность добиться крупных успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких инноваций относится практика внедрения контроллинга.
В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, то есть в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг уже получил широкое развитие за рубежом, а в ближайшее время и в России он должен занять достойное место в системе управления предприятием.
Это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.
Ведь до сих пор нет четкого и общепризнанного представления о том, что такое система контроллинга, каково должно быть ее содержание.
В связи с этим целью данной курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления на ООО «ТЕМРО».
Для достижения данной цели сформулируем основные задачи работы:
раскрыть значение, цели, задачи и сущность контроллинга;
рассмотреть возможность использования стратегического и оперативного контроллинга на предприятиях;
определить место, роль и организацию службы контроллинга на предприятии;
изучить состав службы контроллинга и профессиональные качества контрóлера;
рассмотреть особенности внедрения контроллинга на предприятии;
оценить состояние системы контроллинга на примере организации ООО «ТЕМРО».
Объектом исследования данной курсовой работы послужило общество с ограниченной ответственностью «ТЭМРО». Основным видом деятельности общества является производство строительно-монтажных работ и услуг, ремонт теплотрасс и энергетического оборудования.
Предметом исследования в работе является особенность применения контроллинга в процессе управления предприятием.
Теоретической и методологической основой данной работы являются публикации ведущих специалистов по данной теме, научная литература ведущих отечественных и зарубежных экономистов, информационные компьютерные программы «Консультант плюс» и «Гарант», интернет-ресурсы, данные бухгалтерского учёта и отчётности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА
1.1 Сущность, цели и задачи контроллинга
Современное состояние рынка предполагает постоянное усложнение ориентации предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. В этих жестких условиях перед руководителями все чаще встает задача недопущения банкротства и предотвращения кризисной ситуации. При этом контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах оперативного и стратегического управления.
При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.
Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого, можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением. В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.
В целом контроллинг это система постоянной оценки всех сторон деятельности предприятия, его подразделений, руководителей, сотрудников с точки зрения своевременного и качественного выполнения заданий стратегического плана, анализа состояния дел на фирме, выявления отклонений и принятия безотлагательных, энергичных действий, чтобы намеченные рубежи были достигнуты при любых изменениях хозяйственной ситуации [33, с. 86].
При этом, контроллинг нельзя отождествлять с функцией контроля, т.к. последняя выполняет лишь незначительную частную функцию контроллинга.
Контроллинг – это более емко, чем контроль.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
В некоторой степени, понятие контроллинга приближено к форме внутреннего контроля. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.
Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю. Контролем является управленческая деятельность, задача которой - количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
В свою очередь под контроллингом следует понимать такую концепцию управления организацией, которая опирается на комплексное соединение процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, координацию мер по достижению целей организации, формирование информационной системы, соответствующей поставленным целям.
Такое определение контроллинга имеет много общего с широким толкованием управленческого учета как явления. При сопоставлении сущности управленческого учета в широком смысле этого понятия и концепции контроллинга выявлены несомненные преимущества контроллинга перед управленческим учетом.
Главное преимущество контроллинга состоит в системной коммуникации управленческих функций, во взаимосвязи между ними, формировании единой информационной базы, координации мер по достижению целей, которые организация ставит перед собой. В то же время управленческий учет в его современном виде представляет собой именно конгломерат, то есть механическое соединение разрозненных, слабо связанных друг с другом управленческих функций. Многие авторы работ по управленческому учету даже не ставят перед собой такой цели — интегрировать в единое целое функции планирования (бюджетирования), учета, контроля, анализа, обоснования управленческих решений и др.
Контроллинг, в отличие от управленческого учета, отдает предпочтение предварительному, а не последующему анализу и контролю. При этом рассматриваются и оцениваются различные варианты достижения намеченной цели, разрабатываются прогнозные балансы и планы, ориентированные на стратегические цели организации, создается система информационного обеспечения всех управленческих служб организации.
Стоит отметить, что в системе контроллинга, как и в управленческом учете, значительная роль принадлежит учету затрат по местам их возникновения (структурным подразделениям или участкам), по центрам ответственности, носителям издержек, элементам и статьям затрат, а также в других необходимых для управления организацией разрезах. Однако в отличие от управленческого учета в системе контроллинга больше внимания уделяется оценке обоснованности затрат, поиску причинно-следственных связей между затратами и результатами, разграничению уровня ответственности за расходы и доходы.
Органическое соединение управленческих процессов в системе контроллинга, в отличие от управленческого учета, проявляется и в том, что в контроллинге участвует каждый сотрудник в рамках его компетенции и поставленных перед ним задач. При этом функции организации, координации и методического обеспечения такой работы возложены на службу контроллинга.
Из вышесказанного следует, что в системе контроллинга есть место и управленческому учету, и контролю, и аудиту и программно-целевому планированию, но это еще далеко не все базовые принципы, инструменты и методы контроллинга.
Цель контроллинга - производная от целей самого предприятия, т.е. целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия (высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия). Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
обеспечение рациональности управленческого процесса.
В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения для системы эффективного управления предприятием.
К основным задачам контроллинга можно отнести:
- Информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
- Регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
- Выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
- Планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
- Контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
- Управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).
1.2 Виды контроллинга: стратегический и оперативный
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. На сегодня современное планирование на предприятиях, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.
Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании, формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.
Контроллинг является системой управления достижением целей и неотъемлемой частью управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Следовательно, контроллинг должен управлять достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний напротив, "смотрит" в настоящее. Ниже перечислены их характерные отличия:
стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг - на конкретный результат;
контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга;
объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны;
в оперативной области доминирует контроль со стороны (чаще всего со стороны отдела контроллинга), а в стратегическом – самоконтроль.
Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки. Оба рассматриваемых направления контроллинга отличаются по охватываемому временному горизонту. Так, оперативный контроллинг реализует свои функции на краткосрочном отрезке времени: до года. Стратегический контроллинг в современном менеджменте не привязан жестко к временным рамкам, хотя чаще всего речь идет о средне- и долгосрочном периоде.