Файл: Контроллинг предприятия (ООО «ТЕМРО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сквозной характер производственного контроллинга - обеспечивает достижение стратегических и оперативных целей предприятия, учитывая важнейшие стадии и этапы жизненного цикла изделий (НИОКР - производство -реализация - потребление - утилизация);

оперативность производственного контроллинга достигается постоянным учетом факторов, вызывающих отклонения от целевых ориентиров, немедленной корректировкой хода производства с целью устранения их влияния.

принцип комплексности обеспечивает решение задач производственного контроллинга путем учета всех важнейших факторов, влияющих на достижение стратегических и оперативных целей;

принцип обратной зависимости заключается в установлении причин отклонений в стратегии развития предприятия и в своевременной ее корректировке до возникновения отклонений в оперативном ходе производства;

принцип обоснованности мероприятий производственного контроллинга заключается в оценке и в обосновании принимаемых управленческих решений.

Практика показывает, что внедрение системы контроллинга в условиях резкого ухудшения показателей деятельности предприятия не дает должного эффекта. Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Конечно, анализу подлежит влияние как внутренней так и внешней среды.

Важным фактором является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Разработка и внедрение системы контроллинга стоит немалых денег, тем более если этот процесс реализуется с привлечением внешних консультантов. Значительные инвестиции требуются для найма и подготовки контроллеров.

2. Создание службы контроллинга.

Вхождение контроллинга в «двери» предприятия. После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. Создание службы контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом.

При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:

служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения.


служба контроллинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб.

служба контроллинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга.

служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.

служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово-экономической службы.

Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия.

Все разрабатываемые для конкретного предприятия инструменты контроллинга должны быть признаны пользователями.

Контроллеры должны уметь «продавать» собственную продукцию внутри предприятия конкретным пользователям, в противном случае применение разработанных контроллерами инструментов в текущей деятельности менеджеров практически исключается.

3. «Вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия.

На этой фазе контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.

Как правило, рассматриваемая фаза внедрения контроллинга длится 2-3 года. Величина этого срока зависит от степени понимания важности и желания со стороны высшего руководства предприятия иметь систему, позволяющую осуществлять “прозрачный” менеджмент.

4 Упрочение позиций.

5 Рост значимости и объема функций контроллинга. Для многих предприятий наступление этой фазы в развитии контроллинга — вероятная, но еще достаточно отдаленная перспектива. Тем не менее анализ практики контроллинга на ведущих предприятиях индустриально развитых стран Запада позволяет выделить некоторые признаки наступления фазы роста:

контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия на плановый период;


контроллеры осваивают новые сферы деятельности на предприятии, например контроллинг распространяется в функциональных подразделениях: возникает контроллинг маркетинга, контроллинг логистики, контроллинг НИР и ОКР и т.п.;

налаживается сотрудничество с высшими менеджерами при разработке долгосрочных целей предприятия;

в рамках службы контроллинга появляются подразделения стратегического контроллинга.

В заключении стоит отметить, что на большинстве отечественных предприятий, находящихся на начальных фазах разработки и внедрения контроллинга, задачи последнего сводятся к созданию и апробированию методик учета затрат и результатов в различных аспектах деятельности предприятия. Отдельные предприятия уже практически прошли этап создания системы управленческого учета и находятся в стадии разработки инструментария для планирования и бюджетирования. Однако еще рано говорить о том, что контроллеры на отечественных предприятиях стали равноправными партнерами менеджеров.

2.2 Психологические аспекты внедрения контроллинга

Контроллинг – новое явление в организации, поэтому его внедрение может вызвать сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем утвердить на предприятии стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие им противостоять. Феномен сопротивления новому - парадоксален, но общеизвестен.

Внедрению контроллинга мешают две группы факторов: несовершенство самой модели и социально-психологические факторы.

Рассмотрим влияние социально-психологических факторов. Сопротивление новым методам экономического анализа может быть индивидуальным и групповым.

К источникам группового сопротивления относится:

инерция структур (структура обладает «встроенной стабильностью»);

групповая инерция (неписанные правила, регулирующие поведение группы людей, противодействующие изменениям);

угроза статусу группы (например, может пострадать статус бухгалтерии или планового отдела);

угроза сложившимся отношениям власти внутри предприятия;


угроза сложившемуся порядку распределения ресурсов;

информационный фильтр в организации (предлагаемый подход к анализу и управлению затратами не согласуется со знаниями и представлениями работников бухгалтерии и планового отдела).

В свою очередь, источники индивидуального сопротивления это:

привычки и страх перед неизвестностью, т.е. когда люди привыкли к традиционным формам отчетности и не хотят учиться чему-то новому. Новые методы – это неизвестность, а неизвестность означает риск. В этом случае необходимо организовать обучение сотрудников, а затем вводить новые методы;

чувство безопасности. Опытные сотрудники будут выступать против новых, не знакомых им методов, если их внедрение станет угрозой для их статуса. Поэтому необходимо привлечь и заручиться поддержкой опытных сотрудников.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА В ООО «ТЕМРО»
 

3.1 Основные технико-экономические показатели

Общество с ограниченной ответственностью «ТЭМРО» зарегистрировано Постановлением Администрации города Благовещенска Амурской области № 652 от 21 марта 1994 года.

Местонахождения Общества с ограниченной ответственностью «ТЭМРО» Амурская область г. Благовещенск ул. Нагорная 20/2. Сокращенное название предприятия ООО «ТЭМРО».

Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Общество создано на неограниченный срок деятельности. Учредители Общества – физические лица, заключившие Учредительный договор ООО «ТЭМРО».

Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности общества.


Общество имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке с указанием местонахождения общества, а также штамп предприятия.

Общество, согласно Уставу, может заниматься следующими видами деятельности:

- производство строительных и ремонтно-строительных работ и услуг;

- осуществление оптовой, розничной торговли;

- общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.

3.2 Организация бухгалтерского учёта

В ООО «ТЕМРО» бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкций по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н.

Стоит отметить, что бухгалтерский и налоговый учёт в организации автоматизирован и осуществляется на базе специализированной бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8.0».

Также отметим, что в ООО «ТЭМРО» используют журнально-ордерную форму учета, которая основана на ежемесячной регистрации и начислений операций. Суммы фиксируются по дебету и кредиту по каждой произведенной операции, чем гарантируется реализация способа двойной записи. Журналы-ордера сформированы по кредитовому признаку в корреспонденции со счетами, которые записываются в дебет.

Обязательно ведется главная книга, для регистрации по каждому счету остатка на конец и начало отчетного месяца, оборота по дебету и общей суммой оборота по кредиту. Каждый месяц ведется отдельной строкой, а сама главная книга открывается на один год. Главная книга и другие регистры являются основанием для заполнения форм бухгалтерской отчетности.

Хозяйственные операции оформляются с использованием первичных учетных документов согласно альбомам унифицированных форм, утверждаемым Госкомстатом России.

Учетная политика ООО «ТЭМРО» утверждается приказом по организации сроком на один год.

Согласно приказу об учетной политике, ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель организации, через неукоснительное обеспечение выполнения всеми работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в частности порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Он же назначает и освобождает от должности главного бухгалтера.