Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия торговли).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия торговли
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
1.2. Основные формы и методы коммерческой деятельности и ее организации
1.3. Основные показатели эффективности коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности ООО «СемьЯ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2. Экономические показатели и их эффективность в коммерческой деятельности
2.3. Организация коммерческих процессов компании
3.1 Оптимизация товарных запасов
Таблица 6
Анализ валового дохода ООО «СемьЯ», (млн. руб.)
Показатель |
2015 год |
Отчётный 2016 год |
Отклонение |
||
план |
факт |
от плана |
от прошл. года |
||
Товарооборот: |
150,0 |
160,0 |
156,3 |
- 2,31 |
+ 4,2 |
- розн. ценам |
150,0 |
160,0 |
156,3 |
- 2,31 |
+ 4,2 |
- опт. ценам |
- |
- |
- |
- |
- |
Валовой доход : |
28,56 |
30,0 |
29,15 |
- 2,83 |
+ 2,06 |
Уровень валового дохода, % |
19,7 |
20,0 |
19,93 |
- 0,07 |
+ 0,23 |
Уровень торговой надбавки, % |
19,7 |
20,0 |
19,93 |
- 0,07 |
+ 0,23 |
Из вышесказанного, и с учетом результатов таблицы, можно сделать вывод, что в управлении производственными издержками, в сравнении с 2015 годом, менеджмент компании преуспел, но не достиг плана.
Определим влияние изменения среднего уровня торговой наценки на величину валового дохода.
т/о факт. *(УрТнад.ф.- УрТнад.план.)
∆∑ВДт = 100% , (11)
где ∆∑ВДт – величина изменения суммы валового дохода торговли;
т/о факт. – товарооборот фактический;
УрТнад.ф. и УрТнад.план. – средние уровни торговой надбавки фактические и планируемые.
∆∑ВДт = 156,3 * (19,93 - 20)/ 100% = - 0,109%
На данном предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при снижении издержек обращения. Причём снижение издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (109%) опережают темпы роста товарооборота (100,9%), издержек обращения (98,8%). То есть вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли определённую отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу.
Таблица 7
Анализ издержек обращения в целом по торговой организации за отчётный год, (млн. руб.)
Показатель |
2015 год |
2016 год |
Отклонение |
|||
план |
факт |
% выпол. |
от плана |
от прошлого года |
||
Товарооборот |
150,0 |
160,0 |
156,3 |
97,68 |
- 3,7 |
+ 1,3 |
Издержки обращения: |
||||||
- сумма |
5,9 |
5,64 |
5,83 |
103,36 |
+ 0,19 |
- 0,07 |
- уровень (%) |
4,06 |
3,76 |
3,98 |
105,85 |
+ 0,22 |
- 0,08 |
Данные таблицы показывают, что процент издержек обращения на покрытие расходов из общего товарооборота в отчетном году уменьшился в сравнении с прошлым периодом, не смотря на то, что товарооборот возрос, но превысил план. Превышению издержек в данном случае, способствуют экономические факторы: уровень и темпы инфляции; виды и ставки налоговых платежей, входящих в издержки обращения; процентные ставки по кредитам банка; уровень тарифов по оплате услуг коммунальных служб, транспортных организаций и т.п.; размер минимальной заработной платы; платежная дисциплина; состояние кредитно-денежной системы.
По результатам товарооборота в 2016 году, руководством супермаркета было запланировано его увеличение до 160 млн.руб. Для этого был разработан план мероприятий по повышению качества обслуживания, проведения акций, по привлечению покупателей.
Таблица 8
Анализ плана прибыли в отчётном году, (млн. руб.)
Показатель |
2015 год |
Отчётный год |
Отклонение % |
||
план |
2016 год |
от плана |
от 2015 года |
||
Товарооборот |
150,0 |
160,0 |
156,3 |
- 2,31 |
+ 4,2 |
Валовой доход: |
|||||
- сумма |
28,56 |
30,0 |
29,15 |
- 2,83 |
+ 2,065 |
- уровень (%) |
19,7 |
20,0 |
19,93 |
- 0,07 |
+ 0,23 |
Издержки обращения: |
|||||
- сумма |
5,9 |
5,64 |
5,83 |
+ 3,36 |
- 1,18 |
- уровень ( %) |
4,06 |
3,76 |
3,98 |
+ 0,22 |
- 0,08 |
Прибыль от реализации |
|||||
- сумма |
22,66 |
24,36 |
23,32 |
- 4,26 |
+ 2,91 |
- рентабельность (%) |
0,15 |
0,16 |
0,159 |
- 0,001 |
+ 0,009 |
Финансовый результат за отчетный период показал, что предприятие увеличило товарооборот, но не достигло поставленных целей.
На основе результатов анализа, рассчитаем экономическую эффективность и экономический эффект коммерческой деятельности ООО «СемьЯ».
- эффективность системы продаж (экономическую - по количественному показателю прироста прибыли от реализации);
- эффективность использования рабочей силы. Рассчитать товарооборот на одного работника, прибыль на одного работника, валовая или чистая прибыль, полученная в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды:
Т = Т / ЧР, (12)
где Т – товарооборот на одного работника;
Т – товарооборот всего предприятия;
ЧР – численность работников на предприятии.
Т = 156,3 / 36 = 4,341
П = П / ЧР, (13)
где Т – товарооборот на одного работника;
П – прибыль всего предприятия;
ЧР – численность работников на предприятии.
П = 23,32 / 36 = 0,67
- эффективность текущих затрат. Рассчитать уровень издержек обращения и рентабельность текущих затрат.
Рассчитаем уровень издержек обращения по формуле:
Уиз. = ИО / Т * 100%, (14)
где У из. – уровень издержек обращения;
ИО – издержки обращения;
Т - товарооборот всего предприятия.
Уиз. = 5,83 / 156,3 * 100% = 3,73%
Рассчитаем рентабельность текущих затрат по формуле:
Рт.з. = П / ИО * 100%, (15)
где Рт.з. – рентабельность текущих затрат;
П - прибыль всего предприятия;
ИО – издержки обращения.
Рт.з. = 23,32 /5,83 * 100% = 400%
Вывод: Данные анализа свидетельствуют о том, что ООО «СемьЯ», на протяжении многих лет достигает положительного эффекта, его результаты превышают затраты.
Показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности за 2016 год вырос на 4,2 %, рентабельность торговой деятельности на 0,9%. Таким образом, можно утверждать, что ООО «СемьЯ» ведет эффективную коммерческую деятельность. Эффективность коммерческой деятельности немыслима без систематического анализа и контроля выполнения договорных обязательств. Это функция в магазине возложена на менеджеров.
Таблица 9
Анализ показателей использования основных фондов
Показатели |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
Отклонение (+;-) |
2016г. в % к 2015г. |
Товарооборот |
тыс.руб. |
150000 |
156000 |
6000 |
104 |
Прибыль от реализации |
тыс. руб. |
22660 |
23320 |
660 |
102,9 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
тыс.руб. |
4890 |
5280 |
+390 |
108 |
Фондоотдача |
руб./1руб. |
30,7 |
29,5 |
-1,2 |
96 |
Фондорентабельность |
руб. |
4,6 |
4,4 |
-0,2 |
95,6 |
Фондоемкость |
тыс.руб./ 1руб. |
0,03 |
0,03 |
- |
100 |
Расчет товарооборота на 1 м² общей площади.
Топ. = Т / S, (16)
где Топ. – товарооборот на 1 м общей (торговой) площади магазина;
Т- товарооборот всего предприятия;
S – общая (торговая) площадь магазина.
Топ. = 156,3 / 290 = 0,54
Расчет прибыли на 1 м² общей площади.
Поп. = П / S, (17)
где Поп. – прибыль на 1 м общей (торговой) площади магазина;
П – прибыль всего предприятия
S – общая (торговая) площадь магазина.
Поп. = 23,32 / 400 = 0,06
Таблица 10
Анализ показателей использования трудовых ресурсов
Показатели |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
Отклонение (+;-) |
2016г. в % к 2015г. |
Товарооборот |
тыс.руб. |
150000 |
156000 |
6000 |
104 |
Среднесписочная численность работников, всего: |
чел. |
42 |
40 |
-2 |
95 |
в т.ч. работников торгово-оперативного персонала |
чел. |
15 |
15 |
- |
100 |
Производительность труда одного работника |
тыс.руб./ чел. |
3571,4 |
3900 |
328,6 |
109,2 |
Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала |
тыс.руб./ чел. |
10000 |
10400 |
400 |
104 |
Фонд заработной платы - сумма |
тыс.руб. |
7560 |
7360 |
-200 |
97,4 |
Среднегодовая заработная плата одного работника |
тыс.руб. |
180 |
184 |
4 |
102,2 |
Производительность труда в отчётном году составила 3900 тыс.руб./чел, что по сравнению с прошлым годом больше на 328,6 тыс.руб./чел, это составляет 9,2%. Производительность труда торгово-оперативного персонала также увеличилась на 400 тыс.руб./чел, что составляет 104%.
Фонд заработной платы в отчётном году составил 7360 тыс.руб., по сравнению с прошлым годом снизился на 200 тыс.руб., снижение составляет 2,6%.
Среднегодовая заработная плата в отчётном году составила 184 тыс.руб., по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 4 тыс.руб., что составляет 2,2% и оценивается как положительный аспект.
2.3. Организация коммерческих процессов компании
Одним из видов коммерческой деятельности является товарообеспечение. Поэтому в целях обеспечения бесперебойной продажи товаров должны осуществлять своевременную закупку товаров на основе имеющейся у них информации об остатках запасов.
На сегодняшний день магазин ООО «Семья» обеспечивают товарами 120 поставщиков, основными из которых являются:
- Хлебокомбинат «Первый хлеб», поставляющий магазину хлеб со скидкой (размер скидки – 5%);
- Нытвенский молочный завод;
- Шоколадная фабрика Nestle;
- Кондитерская фабрика «Конфи»;
- Мясоперерабатывающее предприятие «Телец»
- Мясокомбинат «Кунгурский»
- «Кунгурский молочный комбинат»
- «Пермский молочный комбинат»
- ООО «Контур» - овощи-фрукты;
- ООО «Байф» - мороженое;
- ООО «Фрукт» - зелень;
При доставке товаров в магазин используется прямой канал.
Взаимоотношения с поставщиками происходят на основе договоров поставок и по заявкам.
Во вводной части договора содержатся:
Наименование сторон, заключивших договор, нормативные документы, на основании которых заключен договор.
Заявки на местные предприятия производятся по телефону, и по электронной почтой. Завоз продукции осуществляется согласно установленному графику 1,2,3 раза в день в определенное время поступление и тем самым поддерживать широкий и устойчивый ассортимент.
При заключении договоров особое внимание обращается на условие оплаты и сроки поставки, а также по отдельным группам товаров (кондитерские изделия, молочная продукция, мясопродукты и т.д.) на порядок возврата с истекшим сроком реализации.
Анализ выполнения этих договоров свидетельствует о том, что в двух случаях продукции было поставлено больше, чем по договору. В других случаях произошли недопоставки, которые и до этого случались достаточно часто. В этом случае обычно товаровед сообщает о факте недопоставки поставщику.
Работа по закупке ряд преимуществ и недостатков.
Так как, магазин ООО «Семья» применяется вариант закупочной политики, ориентируемый на поставки большого количества продукции по низким ценам, то отсюда зависят и последующие шаги:
- контроле качества и проверке текущих поставок продукции;
- выборе помещения, необходимого для хранения продукции;
- приобретение необходимых погрузочно-разгрузочных механизмов.
Закупочный процесс в магазине ООО «Семья» проходит в несколько этапов: