Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Определение потребностей в определенном виде продукции

- Размещение заказов на тот или иной вид продукции

- Получение продукции

- Хранение продукции

- Реализация продукции

- Упаковка продукции

- Доставка продукции

Потребности в том или ином виде товаров зависят от разного рода факторов, таких как сезонность, отнесенность к роду товаров первой необходимости, от географического положения торговой точки и инфраструктуры. Руководством Супермаркета по прошедшим периодам отслеживаются объемы реализации каждого наименования по номенклатуре, после чего устанавливаются нормативы о том, сколько того или иного товара должно быть в наличии.

ООО «Семья» применяет в основном складскую форму товароснабжения, это обусловлено тем, что товары, завозятся сначала на склады сети, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров. Транзитная форма товароснабжения в магазин ООО «Семья», так же присутствует в основном при отгрузке хлебобулочных и молочных продуктов.

На исследуемом в данной работе предприятии проводится мониторинг деятельности своих поставщиков, так называемый рейтинг поставщиков. Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Таблица 11

Рейтинг поставщика ООО «Семья»

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку.

1. Надежность поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество товара

0,15

8

1,2

4. Условия платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое состояние поставщика

0,05

4

0,2

ИТОГО:

1

6,3

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика (например ООО «Контур»). Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.


ООО «Семья» применяет в основном складскую форму товароснабжения, это обусловлено тем, что товары, завозятся сначала на склады сети, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров. Транзитная форма товароснабжения в магазине, так же присутствует в основном при отгрузке хлебобулочных и молочных продуктов.

Сформулируем основные проблемы, стоящие перед организацией и оценим влияние факторов в ООО «Семья» с точки зрения сильных и слабых сторон организации, благоприятных возможностей и угроз с использованием матрицы SWOT, которую заполним на основе результатов анализа STEP- факторов, (табл. 12)

Таблица 12

SWOT таблица STEP факторов, воздействующих на организацию

O- благоприятные возможности

T- угрозы

1. Увеличение доли рынка

2. Разработка нового ассортиментного ряда

3. Сокращение издержек

1. Получение убытков

2. Снижение доли рынка

3.Рост налогов

4.Снижение спроса

S-сильные стороны

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

1.Налаженная система поставок

2.Широкий ассортимент продукции

3.Высокий контроль качества

3.Высокая квалификация персонала

4.Высокая известность брэнда

5. Репутация

6.Постоянный мониторинг рынка

- увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;

- достаточная известность будет способствовать расширению на рынке;

- квалификация персонала, Новые ИТ-технологии, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка;

- четкая стратегия позволит использовать все возможно

- усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;

- появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;

- известность добавит преимуществ в конкуренции;

- достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.

W- слабые стороны

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

1.Недостатки в рекламной политике

2.Высокий уровень цен

3.Неучастие персонала в принятии управленческих решений

- плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг.

- неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;

- снижение уровня цен, размеров налогов и пошлины при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверх доход.

- появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

- неблагоприятная политика государства может привести к снижению доходов;

- непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;

- неполная загруженность торговых мощностей при росте темпов инфляции валют может привести к убыткам компании.


Оценка рынка сбыта:

  • География рынка. Деятельность ООО «Семья» нацелена на центральную часть города, а именно на два квартала в длину по проспекту и два квартала, перпендикулярно ему;
  • Целевые рынки. Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.

Предварительный анализ деятельности магазина показал, что он работает в условиях довольно жесткой конкуренции - со стороны, как других розничных торговых предприятий, так и частных предпринимателей, продающих аналогичные товары.

3. Разработка путей совершенствования эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации

3.1 Оптимизация товарных запасов

Определение норматива товарного запаса было проведено на основе логистического подхода с учетом вышеприведенного АВС – анализа, который показал, что группа товаров А должна находиться под строгим контролем и учетом, т.е. товары этой группы – основные в товарообороте магазина «Продукты». По этой группе закупка должна осуществляться чаще всего и товар всегда должен быть в наличии в оптимальном размере. Товары группы В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Товары С нуждаются в выборочном контроле, например, периодической проверке уровня запасов.

Для создания оптимального размера запаса товаров предлагается использовать систему с фиксированным размером заказа.

Торговым отделом рассчитано, что в среднем затраты на поставку 1 единицы (товарного места – коробки, ящики и т.д.) составляют 98,1 руб., т.к. часть товаров доставляют сами производители, часть – закупается у пермских производителей и оптовиков, и стоимость доставки – минимальная и только 11 % товаров доставляется из регионов России.

Стоимость доставки можно рассчитать следующим образом (таблица 13)


Таблица 13

Формирование затрат на доставку продукции

Затраты

Общая сумма затрат,

руб.

Доля в общей сумме затрат, %

Затраты на 1 ед. заказа

Стоимость транспортировки заказа арендованным транспортом

72 944

12,23

12,0

Затраты на погрузку и разгрузку

67 179

11,82

11,6

Затраты на обслуживание собственного транспорта и на закупку топлива

73 694

75,95

74,5

ИТОГО

213 817

100,0

98,1

Затраты на хранение 1 единицы составляют 64,0 руб.

Они рассчитываются исходя из стоимости хранения всех товаров на складе и количества товаров за определенный период времени. Так, в декабре 2014 г. на складе и в торговом зале хранилось 14643 товарных мест. Общая стоимость хранения запасов составила 937423,8 руб., затраты на 1 ед. составили:

937423,8 руб. : 14643 ед. = 64,0 руб.

Потребность в товарах – 14643 товарных мест.

Рассчитаем оптимальный размер заказа:

ОРЗ = = 212 ед.

Формула представляет собой первый вариант формулы Уилсона. Он ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, то формула корректируется на коэффициент, учитывающий скорость этого пополнения (коэффициент замедления):

ОРЗ =

Так, если учитывать, что на предприятии часто случаются потери времени в использовании автотранспорта, что задерживает поставку, то коэффициент замедления составит k = 0,98. Коэффициент замедления учитывает процент потерь времени на простои, задержки в пути и т.д. Норматив рабочего времени, определенный на предприятии на 1 единицу автотранспорта, составляет 2304 ч. в год. Фактически отработано в среднем на 1 единицу автотранспорта - 2257,9 ч., т.е. потери времени составили 2 %:

(2304 ч. - 2257,9 ч.) : 2304 ч. * 100 % = 2,0 %

Соответственно, коэффициент замедления:

Кз = 2257,9 ч. : 2304 ч. = 0,98.

И поэтому оптимальный размер заказа должен быть больше:

ОРЗф = = 214 ед.,

Где k – коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса.

Расчет всех показателей, включая, норматив товарных запасов при внедрении системы управления запасами с фиксированным размером заказа приведен в таблице 14.

Таблица 14

Расчет нормативов запасов при внедрении системы управления запасами с фиксированным размером заказа


Показатель

Порядок расчета

Значение

Потребность в товарах на определенный период, шт.

Аналитические данные предприятия

14643

Оптимальный размер заказа (количество тарных мест), шт.

Расчетные данные ОРЗф

212

Время поставки, дни

Аналитические данные предприятия

3

Возможная задержка поставки, дни

Аналитические данные предприятия

1,5

Ожидаемое дневное потребление, шт. / день

п.1. : (количество рабочих дней)

14643 : 365 = 40,1

Срок расходования заказа, дни

п.2 : п.5

212 : 40,1 = 5,3

Максимальное потребление за время поставки, шт.

п.3 * п.5

3 * 40,1 = 120,3

Ожидаемое потребление за время поставки, шт.

(п.3 +п.4)*п.5

(3+1,5) * 40,1 = 180,5

Гарантийный запас, шт.

п.8 - п.7

60,2

Пороговый уровень запаса, шт.

п.9 + п.7

180,5

Максимальный желательный запас, шт.

п.9 + п.2

272,2

Срок расходования запаса до порогового уровня, дни

(п.11 – п.10) : п.5

2,3

Норматив товарного запаса в днях

Отклонение 20 -22=-2 дня

Планируемый- оставить на уровне отчетного периода

22 дня

22

Однодневный товарооборот, руб.

Товарооборот : на количество дней в периоде

120606 : 360= 335,02

335,02

Норматив товарного запаса в сумме, руб.

Однодневный товарооборот* на планируемый норматив товарного запаса в днях

335,02*22=7470,0 руб.

7470,0

По данным таблицы можно сделать следующий вывод:

1. Оптимальный размер заказа - количество тарных мест, которое необходимо получить от всех поставщиков за 1 доставку.

2. Время поставки - среднее время доставки товаров – колеблется от 2 часов – если поставщики находятся в г. Пермь – до 7 дней – если поставщики иногородние, измеряется в днях.

3. Ожидаемое дневное потребление - количество товаров, необходимых для того, чтобы товар всегда был в наличие в торговом зале, измеряется в коробках, ящиках (тарные места).