Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат. Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.

Далее рассмотрим расчет основных показателей рентабельности.

1) Общая рентабельность - показывает, сколько прибыли предприятие получает с каждого рубля всех затрат (формула 1) [8, с.99]:

, (1)

где Пп – прибыль от продаж (валовая);

Zпол – полные затраты.

2) Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли содержится в каждом рубле выручки от реализации (формула 2) [11, с.215]:

(2)

где Ппр – рентабельность продаж;

ВР – выручка от реализации.

3) Рентабельность собственного капитала – показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля вложенного в собственный капитал (формула 3) [13, с.57]:

(3)

где РСК – рентабельность собственного капитала;

ЧП - -чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

4) Срок окупаемости собственного капитала – показывает, за сколько лет окупится вложенный в развитие предприятия капитал (формула 4):

(4)

где ТСК - срок окупаемости собственного капитала.

5) Рентабельность имущества – показывает, сколько прибыли дает каждый рубль вложенного капитала (формула 5) [20, с.63]:

(5)

где Рим – рентабельность имущества;

ВБ – валюта баланса.

6) Рентабельность инвестиций – показывает, на сколько эффективно используются средства инвестируемые в развитие (формула 6):

(6)

где Рин – рентабельность инвестиций;

ДЗК – долгосрочный заемный капитал.

7) Рентабельность текущих активов – показывает, сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в текущие активы (формула 7):

(7)

где РТА – рентабельность текущих активов;

ТА – текущие активы.

8) Рентабельность основных средств – показывает, сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в основные средства (формула 8) [11, с.215]:

(8)

где РОС – рентабельность основных средств;

ОС – основные средства.

9) Рентабельность основной деятельности (формула 9):

(9)

где РОД – рентабельность основной деятельности4

З – запасы.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.

Главным критерием оценки эффективности управления товарными запасами является оборачиваемость товарных запасов, определяется его по (формула 10) [12, с.114]:

, (10)

где КОТЗ – эффективность управления товарными запасами;


ТО – товарооборот предприятия, тыс. руб.

ОСТЗ – величина товарных запасов, тыс. руб.

Данный коэффициент отражает скорость реализации запасов. Чем он ниже – тем меньше средств вложено в наименее ликвидную часть текущих активов.

Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами, положение дел с товарной массой и товарными запасами.

Профессором Николаевой Т.И. была предложена методика системной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли, содержащая определенный перечень показателей, позволяющих судить об эффективности коммерческой деятельности торговой организации, таблица 1.

Таблица 1

Система показателей оценки коммерческой работы [23, с.96]

Направление коммерческой деятельности

Показатели эффективности коммерческой работы

Ассортимент товаров и его формирование

Широта ассортимента

Глубина ассортимента

Коэффициент обновления ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента

Планирование товарного предложения и обеспечение товарами

Индекс роста товарооборота

Прирост (сокращение) времени обращения товаров

Степень соответствия товарных запасов нормативу

Индекс выполнения плана закупок

Степень выполнения обязательств поставщиками

Ритмичность поступления товаров по ассортименту

Коэффициент допустимого уровня качества товаров

Индекс валового дохода

Формирование и стимулирование спроса

Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса

Степень обновления ассортимента

Коэффициент завершенности покупки

Объем и структура неудовлетворенного спроса

Рентабельность рекламных мероприятий

Экономическая эффективность коммерческой деятельности

Прирост валового дохода от коммерческих операций

Прирост прибыли от коммерческой деятельности

Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров

На практике более целесообразно сочетать использование системы показателей оценки эффективности деятельности с расчётом обобщающих параметров (табл. 2).


Организация коммерческой деятельности на современном этапе должна проводится на качественно новом профессиональном уровне на основе использования мирового опыта.

Таблица 2

Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения [33, с.169]

Группа показателей

Показатели

Эффективность использования основных фондов

Фондоотдача

Фондоемкость

Фондорентабельность

Фондовооруженность

Товарооборот на 1 кв. м общей (торговой) площади

Эффективность использования оборотных средств

Оборачиваемость оборотных средств

Эффективность использования трудовых ресурсов

Производительность труда

Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда

Прибыль на одного работника

Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда

Коэффициент трудоемкости (среднесписочная численность / розничной товарооборот)

Эффективность текущих затрат

Уровень издержек обращения

Затратоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат)

Рентабельность текущих затрат

Коэффициент эффективности капитальных вложений

Срок окупаемости капитальных вложений

Знание основ коммерческой деятельности должно обеспечить любого предпринимателя – кем бы он ни был по специальности и какое служебное место ни занимал – умением сопоставлять потребности рынка с результатами собственной работы и достигать при этом коммерческого успеха.

2. Организация коммерческой деятельности ООО «СемьЯ»

2.1 Общая характеристика предприятия

Объект исследования - розничное торговое предприятие ООО «СемьЯ» входит в холдинг «ЭКС», который успешно управляет рядом объектов недвижимости, включая 26 магазинов самообслуживания под брэндом «СемьЯ» в Перми и городах Пермского края.

Форма собственности - Общество с ограниченной ответственностью. Полное фирменное название: Общество с ограничительной ответственностью «Семья». Предприятие зарегистрировано Администрацией Мотовилихинского района г.Перми в журнале регистрации юридических лиц.


ООО «Семья» - это торговое предприятие с большим объемом реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с ГОСТом-Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» по действующей номенклатуре типов магазинов ООО «СемьЯ» относится к предприятиям с универсальным ассортиментом повседневного спроса, то есть тип торгового предприятия. Данные приведены таблицы.

Таблица 3

Характеристика основных показателей для отнесения предприятия (организации) к определенному типу

Размер торговой площади

Реализуемый ассортимент

Метод продажи товаров

Торг. зал - 450 кв.м.

Продовольственные товары и непродовольственные

товары.

Розничная торговля по принципу самообслуживания.

Адрес: Пермский край, г. Пермь, ул. Революции, 13.

Часы работы: Круглосуточно 24 часа.

Сфера хозяйственной деятельности и функциональное значение универсама определяют особенности организационной структуры предприятия.

Директор

Зам директора

Торговый отдел (ведущий товаровед)

Подсобные рабочие

Фасовщики

Товаровед по молоку, молочным товарам, рыбным товарам, консервации . свежие овощи и фрукты

Заведующая секциями

Товаровед по кондитерским изделиям, вкусовым товарам, зерномучным, мясопродуктам,

Грузчики

Приемщики

Уборщицы

Администратор торгового зала

Старший оператор

Укладчики - оформители

Продавцы - консультанты

Кассиры - контролеры

Операторы

Рис. 1. Организационная структура магазина

Преимущества данной структуры: оптимизация деятельности в каждой функциональной области; наиболее эффективна, когда ассортимент продукции относительно постоянный и организация решает преимущественно однотипные управленческие задачи.

Недостатки: ни одно из подразделений в целом не заинтересовано в достижении общеорганизационных целей, провоцирует конфликты между департаментами; трудности в подготовке кадрового резерва высшего звена из-за узкой специализации менеджеров среднего звена; медленное реагирование на изменения внешней среды.


2.2. Экономические показатели и их эффективность в коммерческой деятельности

Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 4

Анализ товарооборота торговой организации за год, (млн. руб.)

Вид товарооборота

2015 год

2016 год

Отклонение %

план

факт

от данных 2015 года

от прогноза на 2016 год

Розничный товарооборот

150,0

160,0

156,3

4,2

- 2,31

Как видно из таблицы 4, товарооборот в 2016 году увеличился на 0,9% в сравнении с 2015 годом, причиной чему послужил рост цен и увеличение объема продаж. Но в сравнении с планом, наблюдается отрицательное отклонение, план выполнен на 2,3%. При этом в 2016 году наблюдается рост себестоимости, преобладающее влияние на изменение себестоимости оказывают цены на продукцию. Сравнивая запланированные показатели товарооборота и показатели за отчетный год, можно сделать вывод, не выполнение плана может быть связано с ростом конкуренции или снижением доходов покупателей.

Таблица 5

Анализ товарного баланса торговой организации за год, (млн. руб.)

Показатель

2015 год

2016 год

Темп роста

Влияние фактора

Остаток на начало года

2,5

2,36

94,4

-0,14

Поступление

150,0

147,0

98

- 3,0

Всего приход с остатками

152,5

149,36

97,9

- 3,14

Реализация товара за год

150

146,3

97,5

- 3,7

Прочее выбытие товара

0,1

0,26

260,0

+ 0,16

Итого расход за год

150,3

146,56

97,5

- 3,74

Остаток на конец года

2,2

2,8

127,3

+ 0,6

Итого расход с остатком

152,5

149,36

97,9

- 3,14

Данные таблицы показывают, что заниженные остатки товарных запасов и снижение поступления товара, а так же увеличение прочего выбытия товара оказывает отрицательное влияние на выполнение плана.