Файл: Система органов местного самоуправления (Полномочия и государственные гарантии органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы органов местного самоуправления в РФ
1.1. Понятие и система органов местного самоуправления
1.2. Структура и функции органов местного самоуправления
Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления
2.1. Конституционно – правовые основы органов местного самоуправления
2.2. Полномочия и государственные гарантии органов местного самоуправления
Глава 3. Анализ деятельности органов местного самоуправления города Брянска
3.1. Система органов местного самоуправления города Брянска
3.2 Направления совершенствования системы местного самоуправления
На самом деле, по мнению Туровского Р.Ф. «организационная обособленность не означает, что местным самоуправлением утрачивается его государственно-правовая природа. Такого рода принцип можно трактовать как специфический критерий, посредством которого происходит разделение власти «по вертикали» [31, с. 91]
Поэтому местное самоуправление невозможно рассматривать в отрыве от государства. Оно представляет собой низовой уровень публичной государственной власти. Органы местного самоуправления отличают от государственной власти другие цели и задачи.
Прежде всего, одна из основных задач органов местного самоуправления – обеспечить нормальную повседневную жизнь людей. Органы местного самоуправления реализуют на местном уровне политику государства.
Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы местного самоуправления. Так, часть 2 статьи 8 Конституции РФ закрепляет признание и равную защиту муниципальной собственности наряду с другими формами собственности. Статьи 130 и 132 Конституции РФ фиксируют гарантированность самостоятельного управления муниципальной собственностью местными органами. В части 1 статьи 132 Конституции РФ закрепляется самостоятельность формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, установление местных налогов и сборов. В части 2 статьи 130 Конституции РФ отражен принцип гарантии права населения на самостоятельное определение структуры и формирование местных органов. Статья 133 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении государства и его субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). На основании данного положения в 1995 году (23 августа) был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который долгое время являл собой правовой фундамент для организации местного самоуправления на всей территории России.
ФЗ №131 включает 12 глав, которые объединяют 86 статей. В данном законе закреплены принципы местного самоуправления, которые указаны в Конституции РФ. Они являются общими для всех субъектов РФ.
Правовые нормы закрепляют:
- определение большого числа категорий теоретических основ местного самоуправления;
- полномочия федеральных властных органов в сфере местного самоуправления и полномочия государственных органов власти субъектов РФ в этой же сфере;
- принципы территориальной организации местного самоуправления;
- вопросы местного значения относительно того или иного вида муниципальных образований, в том числе и полномочия органов местного самоуправления по их разрешению;
- порядок и условия, по которым местные органы наделяются отдельно взятыми полномочиями государственного характера;
- большое число форм непосредственного участия населения в реализации самоуправления на местах;
- система местных органов и общие принципы, в соответствии с которыми происходит формирование местных представительных органов;
- виды муниципальных правовых актов;
- финансово-экономическая основа местного самоуправления и компетенции местных органов в данной сфере;
- пределы ответственности местных органов и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;
- формы, в которых осуществляется надзор и контроль органами государственной власти функционирования местных органов.
ФЗ №131 – это отраслеобразующий закон, т.е. все нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования местного самоуправления, должны быть разработаны на основании и в соответствии с положениями ФЗ №131.
Сегодня регулирование организации и осуществления местного самоуправления осуществляется также рядом законодательных актов федерального характера.
Так, нельзя обойти вниманием федеральные законы, которые регламентируют порядок участия граждан в формировании местных представительных органов. Одним из таких законов является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 № 97-ФЗ осуществляет регулирование порядка регистрационных процедур устава муниципальных образований, в том числе и внесении поправок. Помимо этого, в нем закреплена норма о том, что необходимо вести государственный реестр уставов муниципальных образований.
Важен для развития местного самоуправления и федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, устанавливающий статус института муниципальной службы и муниципальных служащих. Также в нем определяются основы доступа граждан к муниципальной службе и основы ее прохождения, устанавливается система должностей и т.д. Данный федеральный закон принят в качестве дополняющего к ФЗ №131.
Достаточно большая часть правовой основы местного самоуправления приходится на нормативно-правовые акты, регламентирующие передачу органам местного самоуправления тех или иных полномочий государства. К примеру, федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 29.12.2017) передает государственную функцию записи актов гражданского состояния местным органам с выделением полагающегося финансирования.
Группа законодательных актов, осуществляющих регулирование местного самоуправления на федеральном уровне, включает также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (подзаконные акты).
Один из важнейших подзаконных актов в данной сфере является Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
Особое место среди источников, регулирующих организацию местного самоуправления, являются решения Конституционного Суда РФ, представленные в форме постановлений и определений.
Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал и продолжает рассматривать дела по вопросам организации местного самоуправления, вследствие чего им сформированы отдельные важные позиции, благодаря которым становится возможной трактовка неурегулированных и спорных вопросов законодательного функционирования института местного самоуправления в РФ.
Таким образом, конституционно-правовая основа местного самоуправления включает общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований, решения, которые приняты на местных референдумах и сходах граждан, а также иные муниципальные правовые акты.
2.2. Полномочия и государственные гарантии органов местного самоуправления
Становление системы и эффективность осуществления задач и функций местного самоуправления напрямую зависят от того, насколько полно обеспечены и защищены права местного самоуправления. Одним из основных элементов механизма обеспечения прав местного самоуправления является система гарантий этих прав.
Вопрос о понятии гарантий местного самоуправления был и остается весьма дискуссионным. Одни учёные понимают под ними гарантии государства по осуществлению местного самоуправления, другие же правовые гарантии местного самоуправления [21, с. 14].
В узком понимании проблема гарантий местного самоуправления представляет собой лишь проблему прав органов местного уровня власти на защиту в суде принципов, полномочий и свобод местного самоуправления, которые закреплены законодательством. Рассматривая данную проблему в широком смысле, трудным представляется определение грани между основами и началами местного самоуправления, между его гарантиями и принципами.
Зотова Б.В. под системой гарантий местного самоуправления понимает «совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту» [27, c. 96].
Сама система, по мнению учёного, включает в себя общие (представляющие собой различные социальные меры идеологического, материального и иного характера, которые являются индикатором демократии на местном уровне власти) и специальные (юридические) гарантии, обеспечивающие с помощью правовых средств самостоятельность органов местного самоуправления в решении организационных и материально-финансовых вопросов, их правовую защиту и благоприятные условия для реализации вопросов местного значения [23, с. 45].
Рассмотрим общие гарантии. К общим гарантиям местного самоуправления относятся: политические, экономические, социальные, культурно-идеологические (духовные) и организационные.
Под политическими гарантиями местного самоуправления следует понимать демократический характер политического режима в стране, который обусловливает не только предоставление населению права на местное самоуправление, но и его всемерную поддержку и защиту государством, многопартийность. Это система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; выборность органов местного самоуправления; реальное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина и др..
К экономическим гарантиям местного самоуправления относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда; признание, разнообразие и равная защита различных форм собственности, в том числе муниципальной собственности.
Под социальными гарантиями местного самоуправления понимаются: социальная стабильность; наличие «среднего класса»; возможность удовлетворения минимальных потребностей каждого члена общества; эффективная система социального обеспечения, бесплатность основного общего и среднего профессионального образования; общедоступность культурных ценностей; деятельность государства, направленная на всестороннее развитие личности, и т.д.
К культурно-идеологическим (духовным) гарантиям следует отнести: существующую в стране систему культурных и идеологических ценностей; общий уровень общественного сознания, и в частности правосознания; идеологическое многообразие; запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; оценку тех или иных явлений жизни прежде всего с позиции нравственности, справедливости; возможности личности реализовать свои способности на благо себе и всего общества; возможность межгосударственного обмена культурными ценностями; сложившиеся в обществе исторические, национальные, местные традиции и обычаи. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.
Организационными гарантиями являются: наличие организационных структур, обеспечивающих реализацию и охрану прав местного самоуправления, т.е. действующая система государственных и общественных органов (законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, уполномоченного по правам человека и др.); демократический порядок формирования и деятельности структур местного самоуправления; использование форм прямого волеизъявления населения; подготовка кадров для органов местного самоуправления; материально-технические средства, обеспечивающие эффективность данной деятельности (здания, помещения, транспорт, средства связи, оргтехника; специально оборудованные помещения и технические средства для проведения голосования и т.п.) [17, c. 69].
Организационная самостоятельность местного самоуправления создает условия для участия граждан в осуществлении местного самоуправления как непосредственно, так и через представителей.
Как было сказано выше, правовой формой выражения общих гарантий являются специальные (или юридические) гарантии.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность способов и средств, установленных в действующем законодательстве, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах, законах и подзаконных актах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований и др.
К юридическим гарантиям, в частности, относятся:
- правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления;