Файл: Система органов местного самоуправления (Полномочия и государственные гарантии органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление представляет собой один из ключевых институтов народовластия и управления в нашем государстве. Работа по реформированию местного самоуправления с целью повышения его эффективности ведется уже на протяжении многих лет.

Данная тема звучала на заседании Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления ещё 26 мая 2014 года, где В.В. Путным была подчеркнута очевидность «проблем и разбалансировки в системе местной власти». В связи с чем в целях решения проблемы диспропорции в системе местного самоуправления и максимального приближения этого уровня к населению был принят Федеральный закон от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №136). Одно из нововведений, предусмотренное в рамках данного закона, состоит в том, что способ формирования представительного органа муниципального района и избрания главы муниципального образования определяется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В Брянской области реализация вектора реформирования местного самоуправления, заданного ФЗ №136 осуществляется точечно. Так, в 2014 году принят Закон Брянской области от 05.12.2014 № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений Брянской области», касающийся только распределения полномочий сельских поселений.

В связи с вышесказанным представляется актуальным более подробно рассмотреть как систему органов местного самоуправления, так и направления реформирования местного самоуправления и их эффективность на примере города Брянска.

Объект исследования - организация местного самоуправления в городе Брянске

Предмет исследования - система органов местного самоуправления города Брянска.

Цель исследования – проанализировать систему органов местного самоуправления на примере города Брянска.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- раскрыть понятие и систему органов местного самоуправления;

- рассмотреть структуру и функции органов местного самоуправления;


- охарактеризовать конституционно-правовые основы органов местного самоуправления;

- проанализировать полномочия и государственные гарантии органов местного самоуправления;

- исследовать систему органов местного самоуправления города Брянска.

При написании работы использовались следующие методы: общенаучные теоретические методы: абстрагирование, индукция, дедукция, анализ и синтез; процедуры эмпирико-теоретических методов: сравнение, обобщение, оценка, сравнительный анализ. Также применялись специальные социологические методы: анализ документов, анкетирование и наблюдение.

Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы системы органов местного самоуправления в РФ

1.1. Понятие и система органов местного самоуправления

Конституция Российской Федерации в качестве основы конституционного строя и формы народовластия закрепляет местное самоуправление, благодаря чему создана основа для создания в России механизма демократического государства, который обеспечивает участие населения в реализации публичной власти. В качестве конституционного института местное самоуправление выполняет конкретные функции в системе публичного властвования, а также является объединяющим фактором взаимодействия субъектов муниципальных отношений. В соответствии со статьей 131 Конституции РФ структура определяется населением самостоятельно и что она является частью системы.

Процессы интеграции обеспечивают устойчивость и стабильность местного самоуправления в целом, а также выполнению им предопределенных Конституцией РФ задач. В связи с этим одна из важнейших функций института местного самоуправления – объединение населения с целью реализации права самостоятельно и под свою ответственность заниматься решением вопросов местного характера для того, чтобы удовлетворить жизненно-важные потребности [8, c. 153].


На сегодняшний день местное самоуправление находится в стадии реформирования, что, естественно, находит отражение в недостаточной устойчивости и стабильности отношений, которые происходят на нижнем уровне публичного властвования. Поэтому целесообразно определить понятия и проанализировать систему органов местного самоуправления.

Основываясь на положениях п.2 ст. 3 Конституции РФ, народ наделен правом осуществления своей власти опосредованно через государственные и местные органы [1, с. 8]. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» 2003 г. (далее по тексту – ФЗ № 131) органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, которые наделены собст­венными полномочиями в части решения вопросов местного значения [12, с. 13].

Там же дано определения понятия «должностное лицо», под которым понимается лицо, которое либо избрано, либо заключило контракт и наделено исполнительно-распорядительными полномочиями в части решения вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Многие учёные-муниципалисты придерживаются мнения, что должностное лицо местного самоуправления исходя из его полномочий может выступать как муниципальный орган (например, глава муниципального образования) [11, с. 136]. Данная позиция прослеживается в практике Конституционного Суда РФ, по мнению которого, понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» взаимно не исключают друг друга [16, с. 89]. На основании положений п. 1 ст. 34 ФЗ № 131 выборные должностные лица входят в систему органов местного самоуправления.

Для органа местного самоуправления характерны следующие признаки:

1) создается и функционирует от имени соответствующего муниципаль­ного образования. Основываясь на нормах ст. 12 Конституции РФ, органы ме­стного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти. В связи с этим государственные органы (за редким исключением) не принимают участие в создании органов местного самоуправления [1, с. 9];

2) создается и функционирует, основываясь на законах и других нормативных правовых актах, в регулируемых ими формах и методах. К примеру, в ФЗ № 131 закреплено, что структура органов местного самоуправления включает представительный орган, главу муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (в форме местной администрации), контрольный орган, а также иные органы и выборные должностные лица, принимающие участие в осуществлении местного самоуправления, которые закреплены в уставе муниципального образования и наделены собственными полномочиями в части решения местных вопросов;


3) реализует полномочия в части решения вопросов местного значения, система которых составляет его компетенцию. Такого рода полномочия указаны в ФЗ « 131, других федеральных законах, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах;

4) организационно обособлен и самостоятелен в структуре местного самоуправления. Тот или иной орган местного самоуправления в определенных рамках относительно са­мостоятелен и организационно обособлен. Некоторые органы мест­ного самоуправления представляют собой юридические лица.

Указанный признак ещё раз подчеркивает различия между государственными и местными органами, в то время как большая часть признаков у них общая. На основании ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не включаются в систему государственных органов, а, следовательно, не входят и в общий государственный аппарат. А государственные органы, в свою очередь, не входят структуру органов местного самоуправления;

5) наделен полномочиями в сфере власти, т.е. его решения принимаются от имени муниципального образования, являются обязательными для исполнения, а в случае необходимости могут быть подкреплены я принуди­тельной силой (в том числе и государственной). Муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязаны исполняться на всей территории муниципального образования [2, с. 12].

На основании данного признака муниципальные и государственные органы отличаются от учреждений и организаций. Так, учреждения здравоохранения, образования и науки (например, вузы, научно-исследовательские институты, школы и т.д.) не наделены властными полномочиями и ими не могут быть вынесены решения, обязательные к исполнению для всех (в то же время должностные лица такого рода учреждений наделены теми или иными властными полномочиями).

Таким образом, система органов местного самоуправления имеет определенное внутреннее строение, т.е. структуру.

В соответствии со ст. 34 ФЗ № 131 в структуру органов местного самоуправления входят:

- органы, избираемые населением;

- органы местного самоуправления иного плана, которые образуются представительным органом муниципального образования и наделяются собственными полномочиями в сфере решения местных вопросов;

- выборные и иные должностные лица местного самоуправления [2, с. 12].

Органы местного самоуправления делятся на обязательные и факультативные. К обязательным относятся представительные органы, главы муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы (местные администрации).


К факультативным органам местного самоуправления относится, к примеру, контрольные органы.

Исходя из представленной классификации органов местного самоуправления, можно отметить, что принцип разделения властей на муниципальном уровне также реализуется, хоть и не в полной мере.

Необходимо отметить, что наименования органов местного самоуправления могут быть разными, в зависимости от исторических и (или) местных традиций.

Отдельно необходимо остановиться на анализе правового положения избирательной комиссии муниципального образования в структуре органов местного самоуправления. Основываясь на нормах ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в компетенцию избирательной комиссии муни­ципального образования входит подготовка и проведение муни­ципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преоб­разования муниципального образования. В то же время избирательная комиссия муниципального образования представляет собой муниципальным орган, не входящий в структуру местных органов власти. Поэтому избирательная комиссия занимает промежуточное положение между органами государственной и местной власти.

В то же время подобное законодательное решение не отличается безупречностью. Обратимся к нормам закона. Так, на основании п. 2 ст. 2 ФЗ № 131, а также других нормативных правовых актов, номинации «местный» и «муниципальный» и их производные используются в одинаковом значении – относительно органов местного самоуправления. Исходя из формально-юридического смысла словосочетание «избирательная комиссия муниципального образования» не может не являться органом местного самоуправления [20, c. 56].

Таким образом, структура органов местного самоуправления включает органы, избираемые населением; органы местного самоупарвления иного плана, которые образуются представительным органом муниципального образования и наделяются собственными полномочиями в сфере решения местных вопросов; выборные и иные должностные лица местного самоуправления.

Существуют обязательные и факультативные органы местного самоуправления. К обязательным относятся представительные органы, главы муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы (местные администрации). К факультативным органам местного самоуправления относится, к примеру, контрольные органы.