Файл: Система органов местного самоуправления (Полномочия и государственные гарантии органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

- порядок рассмотрения обращений органов местного самоуправления;

-судебная защита прав местного самоуправления и др. [23, с. 148]

К иным полномочиям органов местного само­управления, установленных законом, можно, в ча­стности, отнести:

- организацию социально значимых работ и привлечение граждан к ним (ч. 2 ст. 17 ФЗ № 131);

- осуществление муниципального контроля (ст. 17.1 ФЗ № 131);

- осуществление закупок для обеспечения му­ниципальных нужд (ст. 54 ФЗ № 131);

- осуществление муниципальных заимствова­ний (ст. 64 ФЗ № 131);

- назначение и проведение публичных слуша­ний, сходов граждан, местных референдумов, му­ниципальных выборов, опросов граждан (ст. ст. 22 -25,28,31 ФЗ № 131).

Законодатель определяет, что полномочия не дифференцируются ни по видам муниципальных образований, ни но органам местного самоуправления, их осуществляющим. Такая конкретизация может содержаться в иных положениях ФЗ №131, других федеральных законах, законах субъек­тов РФ, уставах и иных муниципальных правовых актах в соответствии с п. 9 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 17, ч. 3 ст. 34 ФЗ №131.

Таким образом, гарантии должны быть направлены на практи­ческую реализацию прав местного самоуправления. Таким образом, можно сформулировать следующее определение гарантий местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления представляют собой усло­вия и средства, благодаря которым обеспечивается реализа­ция и эффективная правовая защита прав мест­ного самоуправления.

Глава 3. Анализ деятельности органов местного самоуправления города Брянска

3.1. Система органов местного самоуправления города Брянска

Далее рассмотрим систему органов местного самоуправления Брянской области на примере городского округа Брянск.

Основным документом города является Устав города Брянска, принятый Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 года.

В Уставе города Брянска не акцентируется внимание на том, что «система органов местного самоуправления осуществляют свою деятельность в интересах населения города», хотя, естественно, это подразумевается в соответствии с положениям ФЗ № 131.


В части 1 статьи 24 Устава города Брянска закреплена следующая структура органов местного самоуправления города Брянска:

1) представительный орган - Брянский городской Совет народных депутатов (далее по тексту - городской Совет народных депутатов);

2) глава муниципального образования - Глава города Брянска;

3) исполнительно-распорядительный орган - Брянская городская администрация (далее по тексту - городская администрация);

4) контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата города Брянска (далее по тексту - Контрольно-счетная палата).

Если сравнить систему органов города Брянска с системой органов города Орла, то они практически идентичны, за исключением различия в обозначении главы муниципального образования: глава города Орла именуется Мэром, а города Брянска – Главой.

В Уставе города Брянска статус административных районов закрепляется в статье 3 «Наименование и состав территории города Брянска»: «В целях наиболее эффективной организации управления территория административно-территориальной единицы город Брянск непосредственно подразделяется на 4 внутригородских административных района: Бежицкий, Володарский, Советский и Фокинский». В отличие от Устава города Орла, здесь не указана соотносимость районов со статусом муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения перечислен в статье 9 Устава города Брянска, Так, муниципальное образование уполномочено:

- составлять и рассматривать проект бюдета города Брянска, утверждать и исполнять бюджет города Брянска, осуществлять контроль за его исполнением, составлять и утверждать отчет о его исполнении;

- устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы;

- осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом, которое находится в муниципальной собственности города Брянска;

- заниматься организацией в пределах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжением населения, водоотведением, снабжением населения топливом в границах полномочий, которые установлены законами Российской Федерации;

- осуществлять дорожную деятельность относительно автомобильных дорог местного значения в пределах городского округа, заниматься обеспечением безопасности дорожного движения;

- заниматься обеспечением населения города Брянска (в том числе малоимущего) и т.д.

Глава города Брянска – это должностное лицо муниципального образования, наделяемое Уставом города собственными полномочиями в сфере решения местных вопросов. Он должен быть избран городским Советом народных депутатов из своего состава (статья 25 Устава города Брянска). Также он является исполнителем полномочий председателя городского Совета народных депутатов.


Городской Совет народных депутатов - это представительный орган местного самоуправления, который наделен правом представления интересов населения и принятия от его имени решений, действующих на территории городского округа. В состав Городского Совета народных депутатов входит тридцать два депутата, которые избираются населением города на муниципальных выборах тайным голосованием (статья 29 Устава города Брянска).

В статье 44 Устава города Брянска определен статус Городской администрации – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, который наделен Уставом города Брянска полномочиями в сфере решения местных вопросов, а также полномочиями для реализации конкретных государственных полномочий. Руководство городской администрацией осуществляется Главой городской администрации в рамках принципа единоначалия. Структурно городская администрация может включать отраслевые и территориальные органы. Городская администрация наделена правами юридического лица.

Контрольно-счетная палата города Брянска представляет собой орган внешнего муниципального финансового контроля, действующий на постоянной основе и образуемый городским Советом народных депутатов. Данная структура наделена правами юридического лица (статья 50 Устава города Брянска).

Также в систему органов местного самоуправления города Брянска входи избирательная комиссия, правовые основы функционирования которой закреплены в Уставе города Брянска (статья 51). Она обладает полномочиями в сфере подготовки и проведения выборов муниципального уровня. Ее формирование осуществляется городским Советом народных депутатов. В состав избирательной комиссии включается десять членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

Такова система органов местного самоуправления города Брянска. Для сравнения с организацией системы местного самоуправления в Орловской области, рассмотрим особенности порядка формирования представительных органов муниципальных районов в Брянской области.

Так, на территории Брянской области действует Закон Брянской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Брянской области и порядке избрания глав муниципальных образований в Брянской области» от 24.11 2014г. № 77-З, в котором также, как и в Законе Орловской области от 31.10.2014г. «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области» закреплен порядок назначения глав муниципального района, городского округа представительным органом муниципального образования из своего состава, в котором он затем исполняет полномочия председателя (часть 1 статьи 3 Закона Брянской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Брянской области и порядке избрания глав муниципальных образований в Брянской области» от 24.11 2014г. № 77-З).


Таким образом, на Брянщине местное население также лишено права выбора главы муниципального района или городского округа.

Что касается перераспределения полномочий (а по факту – их разграничения), то в Брянской области приведение регионального законодательства в соответствие с ФЗ №136 осуществлено точечно. Так, принят Закон Брянской области от 05.12.2014 № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений Брянской области», в котором за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

3.2 Направления совершенствования системы местного самоуправления

Необходимость реформирования территориальной организации МСУ обусловлена несоответствием между «позитивными внешними эффектами» и границами полномочий местной власти.

Экономическая суть проблемы «позитивных внешних эффектов» заключается в следующем. К примеру, муниципалитет А прелагает «своим» жителям те или иные услуг, за что собирает с них налоги в качестве «оплаты» за них. Граница физической доступности данных услуг не совпадает с территориальными границами муниципалитета, вследствие чего теми же услугами пользуются те жители, которые, по факту, за них ничего не платят. Получается, что жители муниципалитета А оплачивают потребление услуг другими жителями. Подобный прецедент был рассмотрен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 № 18-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 40 ФЗ “Об образовании в РФ“ в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан».


Был рассмотрен вопрос о том, кто и каким образом должен был оплачивать расходы, связанные с транспортировкой детей до школы и обратно, если они проживают в поселении, которое входит в состав муниципального района, а учатся в школе, расположенной в границах городского округа.

Может быть предложена следующая модель действий:

1. Каждому уровню власти отводится свой перечень публичных услуг и обязательств

2. Относительно каждой услуги определяется стандарт и административный регламент, экономически обосновывается стоимость данной услуги; определяются границы физической доступности услуги, т.н. «зона потребления услуги».

При этом должен быть соблюден баланс расходных полномочий и ресурсов, которыми располагает власть.

Зона потребления услуги» сравнивается с имеющими место границами полномочий муниципалитета. В случае их несовпадения возникает проблема «позитивных внешних эффектов.

Далее раскроем алгоритм решения данной проблемы:

До того как будет принято решение о предоставлений той или иной публичной услуги, необходимо оценить наличие / отсутствие аналогичной услуги в частном секторе и возможность привлечения частных лиц к сотрудничеству посредством реализации механизма муниципальных закупок, основываясь на муниципально-частном партнерстве и др. Сегодня значима проблема конкуренции публичных и услуг, которые предоставляются «корпоративными» формами территориальной самоорганизации населения. В последнее время данные услуги более качественные и предоставляются с более низкими издержками.

В случае отсутствия возможности организовать услугу совместно с частным сектором либо же с самоорганизацией жителей, в обязанности муниципалитета входит самостоятельная организация предоставления данной услуги. В данном случае стоит оценить возможность взимания за данные услуги местных платежей и сборов, что предполагается принципом самоокупаемости.

В случае отсутствия и такой возможности, необходимо профинансировать оказание данных услуг из бюджета.

Если и это не представляется возможным, то необходимо либо принимать решение об осуществлении территориальной реформы (изменения «зоны доступности услуги» в соответствии с границами территориальных поселений), причем, исключительно с согласия/несогласия жителей, либо принимать решение о реализации административного реформирования, суть которого состоит в перераспределении и детализации обязанностей местных органов самоуправления, к примеру, посредством введения «сельских» и «городских» типов поселений. В случае реализации второго варианта возникает необходимость внесения изменений в ФЗ №131.