Файл: Международные стандарты гостиничного обслуживания (Роль стандартизации в гостиничном бизнесе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, стандарты организаций в гостиничной отрасли при условии их эффективного функционирования формируют систему ценностей и убеждений, которая дает сотрудникам понимание их задач и обеспечивает их правилами поведения.

1.2. Международные стандарты качества гостиничных услуг

Стандарты оказывают огромное влияние на выбор постоянных партнеров, на приверженность постоянных клиентов отелей и отельных комплексов.

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ISO) была разработана серия стандартов на систему качества ISO 9000. В их основу был положен стандарт BSI 5750 Британской организации по стандартизации, который в свою очередь брал свое начало от американских стандартов качества в сфере услуг (MIL–Q 9858), принятых в конце 50–х гг. Министерством обороны США. Для урегулирования различных аспектов качества Международная организация по стандартизации (ISO) разработала и выпустила в 1988 г. серию стандартов по системе управления качеством. Названная система состоит из пяти стандартов – МС ISO 9000, MC ISO 9001, MC ISO 9002, MC ISO 9003, MC ISO 9004 – и призвана помочь компаниям любого масштаба разработать, внедрить и обеспечить эффективную деятельность уже существующих систем контроля качества[14].

Сертификация ISO стала доступна владельцам гостиниц после принятия стандарта 18513:2003. В нем указаны основные требования к отелям и другим предприятиям для размещения путешественников. На основе этого норматива был создан российский ГОСТ Р 1.0–2004. В текущее время во многих странах мира применяются общемировые стандарты для гостиниц или внедрены собственные предписания.

Сертификация ISO является универсальной и позволяет оценить различные стороны финансово–хозяйственной деятельности. Более того, в различных странах мира введены собственные принципы на базе стандарта ISO 9000 для компаний, работающих в области туризма. В отдельных странах отели проходят проверки соответствия требованиям стандарта ISO 14000, регулирующего экологическую сторону их деятельности.

В связи с ростом интереса к «зеленому туризму» владельцы гостиниц, эко–курортов, оздоровительных и лечебных центров активно проходят сертификацию ISO 14001. Стандарт разработан для оценки степени влияния на окружающую среду и усилий по уменьшению урона, наносимого экологии.


Только в столице Франции «зеленые» сертификаты получили 15 гостиничных комплексов, и подобные процессы происходят во многих других странах. Стоит отметить, что именно СМК ISO 9001 предоставляет возможность в значительной степени повысить качество работы гостиниц, улучшить культуру производства и оказания услуг. При этом контроль качества будет проводиться не «по результату» – когда недовольный клиент навсегда покинет отель – а непосредственно в процессе работы[15].

Проходя сертификацию ISO, гостиничные комплексы демонстрируют готовность предоставлять услуги потребителям на высшем уровне и соответствовать международным требованиям. Прохождение сертификации ISO поддерживается представителями ВТО, которые не раз утверждали о значимости соответствия вышеуказанным стандартам.

1.3. Современные системы классификаций гостиниц

Важным условием для качественного предоставления гостиничных услуг является их структурно-функциональное обеспечение, создание инфраструктуры, которая включает в себя стандарты и требования к осуществлению видов деятельности.

Исследования общемировых тенденций функционирования основных моделей сферы гостиничных услуг показывает, что эффективное предоставление услуг осуществляется на основании стандартов и правил сертификации гостиничных услуг. Существуют национальные системы классификаций, которые поддерживаются государством или гостиничными ассоциациями. Внутригосударственная классификация это набор требований и нормативов, обязательных для выполнения средствами размещения конкретного государства.

Таблица 1

Системы классификаций средств размещения, принятые в разных странах[16]

Страна

Принципы классификации

1

2

Австралия

5-звездочная классификация

Австрия

5-звездочная европейская система. Существуют внекатегорийные малые гостиницы в сельской местности и дешевые средства размещения.

Аргентина

Национальная система классификации. Пять категорий, соответствующих следующим уровням системы пяти звезд: Т (tourist class) - 2 звезды; F (first class) — 3 звезды; FS (first superior class) - от 3 до 5 звезд; L (luxe); DL (de luxe) - 5 звезд и суперкомфортабельные

Страны Бенилюкс

5-звездочная система в некоторым завышением звездности (кроме отелей известных сетей)

Великобритания

Система «корон» или «ключей» (в сравнении с общеевропейской звездой корона на одну единицу выше) Используется и классификация BTA (ассоциации британских турагентств) — также 5-звездочная, но с простой методикой назначения звезд

Германия

Классификация гостиниц государственная, по 5-звездочной системе. Средства размещения разделяются на гостиницы, курортные гостиницы (Kurhotei), постоялые дворы (Gabthoi), отели-пансионы и отели-гарни


Продолжение таблицы 1

1

2

Греция

Четыре категории, обозначаемые буквами (А, В, С, D). Высшая
категория качества гостиниц обозначается de luxe. Примерное
соответствие качества 5-звездочной системе такое: de luxe - 5 звезд, А — 4 звезды, В - 3 звезды, С - 2 звезды, D - 1 звезда. К некатегорийным средствам размещения относятся апартаменты — квартиры в небольших домах

Египет

5-звездочная классификация с завышенным уровнем качества (на 1 -2 звезды)

Израиль

Гостиницы разделены на три категории, которым на практике ставятся общепринятые категории 5 звезд

Испания

Градация категорий, обозначаемых звездами, введена для каждой группы средств размещения: для гостиниц - от 1 до 5 звезд; для бунгало (апартаментов) — от 1 до 4 звезд; для постоялых дворов и пансионов — от 1 до 3 звезд

Италия

Гостиницы разделены на три категории, по качеству примерно
соответствующие общепринятой градации в Европе: категория 1-4 звезды, категория 2-3 звезды, категория 3 — 2 звезды

Китай

5-звездочная классификация для комфортабельных отелей.
Некатегорийные средства размещения разделяются на группы: хостелы (постоялые дворы) типа студенческих общежитии, дома для гостей.

Мальдивы

Комфортабельные средства размещения подразделяются на категории: «standart», «de luxe», «junior suite», «presidential suite»

Мальта

5-звездочная система сохраняется при внедрении новой национальной системы, разделяющей отели на три категории: золотая, серебряная, бронзовая

Мексика

5-звездочная национальная классификация, сходная с европейской. Класс отеля устанавливается на основе анализа большого числа параметров - от 52 до 108. Кроме того, есть еще категория выше 5 звезд – gran turismo

Норвегия

5-звездочная система для комфортабельных отелей. Развита система некатегорийных молодежных общежитий (youth hostel)

ОАЭ

5-звездочная система для отелей. Распространены виллы и апартаменты (некатегорийные средства размещения)

Россия

5-звездочная классификация в соответствии с ГОСТ 0 50645-94
«Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»

Франция

5-звездочная классификация

Ряд наиболее крупных международных гостиничных сетей (Hilton, Rezidor, Accor) фактически перешел к использованию концепции «hub-and-spoke». Суть концепции состоит в том, что развитая страна представляет собой ось, к которой присоединен через соглашения ряд развивающихся стран, не заключающих соглашения между собой. Хотя в международной экономической литературе до настоящего времени этот термин в отношении гостиничных сетей практически не применялся, такой способ географической экспансии данных международных гостиничных сетей несколько отличается от традиционных методов выхода на рынок, применяемых при построении внутрифирменной структуры ТНК, и может быть охарактеризован именно концепцией «hub-and-spoke». Концепция «hub-and-spoke» в гостиничном бизнесе сводится к созданию в рамках единой сети центральной гостиницы 5* в крупном городе и ряда отелей меньшей звездности в ее окружении в этом же населенном пункте или в соседних городах.


Наблюдаемая экспансия международных гостиничных сетей происходит благодаря использованию механизмов слияния и поглощения, а также франчайзинга и заключения контрактов на управление. В ряде случаев укрупнение сетей происходит за счет включения в портфолио брендов различных ценовых сегментов (примерами такого процесса могут служить американская компания Hilton и французская – Accor). В тоже время крупные сети реализуют при освоении новых рынков концепцию «hub-and-spoke».

Крупные международные гостиничные операторы из Северной Америки и Западной Европы уделяют основное внимание развитию отелей класса люкс в наиболее населенных городах-хабах развивающихся стран (Пекин, Шанхай, Мумбай). В то же время доминирующие позиции среди гостиничных сетей эконом-класса (2 и 3*) принадлежат местным операторам. Можно предположить, что в ближайшее время может наступить перенасыщение рынка гостиниц 4 и 5* в крупных городах-хабах, а сегмент эконом-класса может стать весьма перспективным для иностранных компаний с использованием стратегии слияний и поглощений действующих местных операторов, а также с применением модели «hub-and-spoke».

Применение подхода «hub-and-spoke» дает международной гостиничной сети дополнительные конкурентные преимущества при выходе на международный уровень, а именно позволяет:

  • подписывать новые договора франчайзинга или контракты на управление, привязывая их к крупнейшей гостинице, работающей в регионе под их брендом;
  • снижать затраты при совместных закупках оборудования, услуг аутсорсинга для нескольких гостиниц внутри региона;
  • обучать в центральном городе региона новый персонал для последующей работы в гостиницах в малых городах региона;
  • снижать затраты на управление внутри крупного города, где работает несколько гостиниц сети, совмещая некоторые кадровые позиции (например, нанимая лишь одного генерального управляющего);

экономить при ведении совместных мероприятий по продвижению продаж и маркетингу для региона.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Стандарты гостиничных предприятий представляют собой нормативный документ, содержащий правила и порядок обслуживания гостей, предназначенный для применения на предприятии, оказывающем гостиничные услуги.

Большинство гостиничных операторов имеют собственные стандарты организации работы и сервиса. Создание собственных стандартов – одна из главных задач, решение которой дает возможность структурировать работу объекта, сохраняя высокий уровень сервисного обслуживания.


Наиболее интересными в этом плане представляются стандарты сетевых гостиниц. Стандарты международных гостиничных цепей выше стандартов так называемых «независимых» гостиниц.

Стандарты оказывают огромное влияние на выбор постоянных партнеров, на приверженность постоянных клиентов отелей и отельных комплексов.

Для урегулирования различных аспектов качества Международная организация по стандартизации (ISO) разработала и выпустила в 1988 г. серию стандартов по системе управления качеством. Сертификация ISO стала доступна владельцам гостиниц после принятия стандарта 18513:2003. В нем указаны основные требования к отелям и другим предприятиям для размещения путешественников. На основе этого норматива был создан российский ГОСТ Р 1.0–2004. В текущее время во многих странах мира применяются общемировые стандарты для гостиниц или внедрены собственные предписания.

Проходя сертификацию ISO, гостиничные комплексы демонстрируют готовность предоставлять услуги потребителям на высшем уровне и соответствовать международным требованиям.

Глава 2. Анализ деятельности гостиницы «Radisson Royal Hotel Mosсow»

2.1. Концепция международной гостиничной сети Radisson

Сеть отелей Radisson – один из всемирно известных отельных брендов, который пришел в мировую гостиничную индустрию из США. Отели Radisson можно сегодня встретить практически на всех популярных курортах Европы, Азии, Африки и Америки. Полное название сети – Radisson Hotels&Resorts.

Отели Radisson в большинстве своем предоставляют высококлассный сервис 4-5*. Рыночная ниша компании – это роскошные отели, а также крупные гостиничные курортные комплексы. На рынке сеть Radisson выступает под двумя марками – Radisson в США и Radisson SAS для остального мира. Последний бренд был запущен в сотрудничестве со скандинавской авиакомпанией SAS.

Под брендом Radisson SAS сегодня открыто свыше 150 гостиниц. Управление отелями Radisson SAS в Европе осуществляет компания Rezidor Hotel Group со штаб-квартирой в Брюсселе. Юридический адрес Rezidor Hotels ApS находится в Дании, Копенгаген. Все компании в Дании должны заканчиваться аббревиатурой ApS, что значит Общество с ограниченной ответственностью.