Файл: Правовое регулирование рынка банковских услуг: общая характеристика (Функции банковского регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ФЗ «О рынке ценных бумаг » в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг отмечаются дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии, трансфер-агенты и держатели регистра.

Следует заметить, что регулирование рынка ценных бумаг представляет собой необходимое условие для его полноценной работы. Такого рода регуляторы выполняют различные функции, среди которых можно выделить следующие:

- во-первых, установление правил обращения эмиссионных ценных бумаг и правил работы рынка в целом;

- во-вторых, надзор и лицензирование за торговыми площадками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг ;

- в-третьих, выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг, а также регистрация новых выпусков;

- в-четвертых, контроль за соблюдением акционерными обществами (эмитентами) прав акционеров;

- в-пятых, выработка различных рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства, касающегося рынка ценных бумаг, в дальнейшем.

Согласно положениям Федерального закона от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ Центральный Банк Российской Федерации выполняет все процедуры, которые были начаты Федеральной службой по финансовым рынкам России и касались выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также, вместе с этим, принимает решения по результатам выполнения таких процедур. В процессе упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам России государству удалось сохранить непрерывность контроля и надзора на финансовых рынках, включая и рынок ценных бумаг.

Итак, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет регулирование, надзор и контроль в сфере финансовых рынков за некредитным и финансовыми организациями и в сфере их деятельности ,в число которых также включаются профессиональные участники рынка ценных бумаг (дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии, трансфер- агенты и держатели регистра).

В целях обеспечения общественной и государственной защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, объекты инвестирования которых представляют собой эмиссионные ценные бумаги, а также в целях определения выплаты компенсаций и предоставления других форм возмещения ущерба инвесторам, которые являются физическими лицами, причиненного им противоправными действиями иных участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг, был принят Федеральный закон от 5 марта 1999года No46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»


Согласно статье 8 ФЗ от 5 марта 1999 года No 46-ФЗ « О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Центральный Банк Российской Федерации с целью информирования инвесторов и предупреждения их о любых возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг, в сети Интернет на официальном сайте банка размещает следующую информацию:

- во-первых, о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг либо аннулировании таких лицензий;

- во-вторых, о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка;

- в-третьих, о тех административных взысканиях, которые наложены Центральным Банком Российской Федерации;

- в-четвертых, о тех судебных решениях, которые были вынесены по искам Центрального Банка Российской Федерации.

Также, Банк России выносит различные предписания, которые обязательны для исполнения на территории России всеми коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами таких организаций, а также физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, как видим, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии.

Такая лицензия выдается Банком России в определенном порядке, закрепленном в законе «О банках и банковской деятельности ».Сфера лицензирования банковской деятельности с 1 января 2019 года претерпела значительные изменения. Так, российские банки с 1 января 2019 года разделились на две категории по уровню капитала:

- во-первых, кредитные организации с базовой лицензией, которые не

могут проводить все виды банковских операций и к которым применяется меньше надзора со стороны Банка России.

- во-вторых, кредитные организации с универсальной лицензией.

До этого момента все банки считались банками с универсальной лицензией.

2.2. Понятие и роль банковского надзора в правовом механизме

В первую очередь, следует отметить,что в научной литературе вопросы контроля и надзора освещаются достаточно широко, в первую очередь, это касается в работах по финансовому и административному праву, а также в теории права. Кроме того, понятия контроля и надзора широко употребляются и в российских нормативно-правовых актах.


Как отмечает М.В. Ткаченко, государственный контроль представляет собой довольно сложное явление, которое имеет множество форм и сторон своего проявления. Автор под государственным контролем понимает функцию государства, а также самостоятельную форму государственной деятельности и одну из ветвей государственной власти (так, называемая, «контрольная власть»).

Государственный контроль, по справедливому замечанию, Е.А. Маштаковой, представляет собой особую функцию государства, которая выражается в деятельности органов государства, направленной на анализ и получение информации о явлениях и процессах, которые имеют место в обществе, на установление отклонении и нарушений от индивидуальных и нормативных предписаний, а также выдвижение требований об устранении тех нарушений, которые были выявлены с целью охраны прав и свобод каждого человека и гражданина.

Следует отметить, что на любом этапе исторического развития государства ему была присуща контрольная функция. Такая необходимость в государственном контроле убедительно доказана развитием всех форм и типов государств. При этом для такого процесса характерна прямая зависимость стабильности государственной власти от эффективности государственного контроля.

Научная доктрина различает такие понятия как контроль и надзор. Это, соответственно, касается и понятий государственный контроль и государственный надзор.

Так, Ю.А. Тихомиров отмечает, что контроль представляет собой проверку выполнения и соблюдения нормативно установленных решений, планов и задач, то есть начало цикла, который посвящен оценке фактически осуществленного процесса. Таким образом, автор приходит к выводу, что контроль представляет собой стадию управленческого цикла. Рассматривая понятия надзора, Ю.А. Тихомиров отмечает, что оно сравнительно уже по своему значению, чем контроль.

Д.Н. Бахрах в своей работе отмечает, что с учетом объема контроля принято различать контроль, в процессе которого происходит проверка целесообразности деятельности и законности и надзор, который, в отличие от первого вида контроля, ограничивается лишь проверкой законности. Н.М.Конин определяет контроль как« специфическую форму деятельности по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их действий и решений требованиям законности». Можно сделать вывод, что действующее федеральное законодательство, равно как и действующие подзаконные нормативные правовые акты понятия надзора и контроля не разграничивают, а из содержания указанных терминов можно сделать вывод, что законодатель применяет их в качестве взаимосвязанных понятий.


Изучив понятия контроля и надзора в современной научной литературе, можно заключить, что в настоящее время имеется два подхода к понимаю соотношений этих понятий. Первый подход состоит в том, что указанные понятия являются идентичными по своему содержанию, а второй подход заключается в том, что надзор и контроль имеют различное содержание и соотносятся между собой как частное и общее.

Что касается Банка России, то он в настоящее время представляет собой орган банковского регулирования и банковского надзора, поскольку осуществляет постоянный надзора за соблюдением банковскими группами и кредитными организациями нормативных актов самого Банка и тех нормативов, которые им установлены.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группам действующего российского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Кроме того, Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, которые входят в состав таких холдингов.

Автор М.В. Максимов в своей диссертации, изучая проблемы надзора и контроля банковской деятельности, делает закономерный вывод, что надзор, в отличие от контроля, можно охарактеризовать, в первую очередь, отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с теми объектами, которые ему поднадзорны.

В процессе осуществления надзора деятельность того или иного лица оценивается лишь с точки зрения законности. Что касается действий поднадзорного лица, то, как справедливо отмечает М.В. Максимов, они не оцениваются с точки зрения их целесообразности. При этом не допускается вмешательство в хозяйственную, оперативную или какую-то другую деятельность поднадзорного лица.

Перспективы развития системы банковского надзора и регулирования в России направлены, в первую очередь, на 114 повышение «прозрачности» банковской деятельности, иными словами на осуществление публикаций финансовых отчетов; разработку системы раннего реагирования и ее внедрение; разработку действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках осуществления процедуры банкротства.

Можно сделать закономерный вывод о том, что Центральный Банк Российской Федерации представляет собой независимое учреждение, которое осуществляет свою деятельность в четком соответствии с отечественным законодательством и выполняет свои многочисленные полномочия, включая и те, что непосредственно касаются надзорных и контрольных функций за банковской системой нашего государства.


Что касается надзора в системе финансового рынка, то следует отметить следующее.

Под стадией надзора принято понимать комплекс мер, которые осуществляется надзорным органом с учетом этапа жизнедеятельности той или иной финансовой организации. Надзор, в частности, осуществляется:

1) на этапе выдачи лицензии, либо на этапе выдаче какого-либо другого вида разрешения или какой-либо иной формы государственного признания, так называемый, предварительный надзор;

2) в ходе текущей деятельности финансовой организации

осуществляется текущий надзор;

3) надзор, который касается осуществления процедур предупреждения банкротства финансовых организаций, а в ряде случаев также и в период после аннулирования лицензии финансовой организаций (отзыва лицензии) - так называемый, последующий надзор.

Как справедливо указывает И.С. Попов, правоприменительная деятельность в банковском регулировании реализуется посредством осуществления банковского надзора, который представляет собой элемент правового механизма государственного регулирования банковской деятельности. Банковский надзор включает в себя деятельность по проверке соблюдения законодательства, установленных стандартов, нормативов и требований банковской деятельности, а также применение к поднадзорным объектам мер воздействия.

По мнению Н.Ю. Ерпылевой, надзор осуществляется в следующих основных формах:

- во-первых, в форме документарного надзора (дистанционного),

- во-вторых, в форме проведения инспекционных проверок,

- в-третьих, в форме применения мер воздействия2.

Отсюда можно сделать вывод, что субъектам надзора присуща определенная последовательность действий, что позволяет банковский надзор представить в качестве определенной совокупности действий субъекта или как процесс наблюдения за осуществлением кредитными организациями банковской деятельности. При этом необходимо отметить, что такой процесс складывается из конкретных стадий надзора, или, другими словами, составляющих банковского надзора, в частности:

1) сбор информации о конкретном объекте банковского надзора;

2) сопоставление собранной информации об объекте с реальным положением дел (в частности, проведение инспекционных проверок);

3) анализ собранной и сопоставленной информации об объекте надзора и принятие решения о соответствии и несоответствии деятельности под надзорного объекта действующему российскому законодательству;