Файл: Правовое регулирование рынка банковских услуг: общая характеристика (Функции банковского регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпринимательство представляет собой вид экономической деятельности, экономическую категорию. При этом экономическое содержание такой деятельности дополняется также юридической формой. В качестве самых главным признаков предпринимательской деятельности следует назвать: во-первых, самостоятельность предпринимателя; во-вторых, ответственность предпринимателя носит определенную цель – систематическое извлечение прибыли; в-третьих, носит рисковый характер – это означает, что в любой момент, по независящим от предпринимателя обстоятельствам имеется возможность понести убытки, также предпринимательская деятельность может носить и инновационный характер, и творческий характер деятельности предпринимателя.

Все перечисленные признаки предпринимательской деятельности представляют собой внешнюю форму выражения этой деятельности, позволяющей реализоваться внутренней цели предпринимательской деятельности, под которой понимается получение прибыли.

Что касается законодательного определения анализируемой деятельности, которое расположено в статье 2 ГК РФ, то следует отметить, что все признаки, перечисленные выше, в данном определении нашли свое отражение. Однако на практике является довольно сложным вопросом – вопрос отграничения предпринимательской деятельности от какой-либо иной деятельности на основании этих признаков.

Автор учебника по коммерческому праву В.Ф. Попондопуло отмечает, что среди признаков предпринимательской деятельности нужно выделять родовые признаки или общие, которые являются атрибутами любой свободной деятельности, а также специфические, которые присущи только предпринимательской деятельности. При этом к общим признакам ученый относить рисковый и самостоятельный характер предпринимательской деятельности, а к специфическим признакам – необходимость государственной деятельности и направленность на систематическое получение прибыли.

Схожей точки зрения придерживаются и такие авторы, как А.А. Пахоруков, А.А. Тюковкин, В.А. Семеусов, которые в своих работах отмечают, что все признаки, присущие предпринимательской деятельности необходимо делить на два вида – формальные и сущностные. При этом указанные автор к формальным признакам предпринимательской деятельности относят обязательную регистрацию, а к сущностным – рисковый характер, самостоятельность деятельности и систематическое получение прибыли.

Следует заметить, что имеются и такие авторы, которые приводят более десяти признаков предпринимательской деятельности. Однако это не всегда является оправданным, несмотря на то, что, несомненно, данные признаки присущи предпринимательству.


Например, Е.И. Лебедева, признавая такие признаки предпринимательской деятельности, как риск, самостоятельность, государственную регистрацию, систематическое получение прибыли считает, что нужно принимать во внимание и такие признаки анализируемой деятельности, как постоянная основа, самостоятельная имущественная ответственность, законность, осуществление деятельности от своего имени, дифференциация по видам гражданско-правовых обязательств, имущественная самостоятельность.

Что касается такого признака, как самостоятельность, то следует заметить, что самостоятельность предпринимателя проявляется во многих отношениях. Так, в первую очередь, данный принцип означает относительную независимость предпринимателя от частных лиц, организаций и других органов. Помимо этого, законом не допускается не регламентированное законодательством вмешательство государства в деятельность предпринимателя (статьи 1, 13, 16 ГК РФ).

В.Ф. Попондопуло относительного данного признака отмечает, что в том случае, когда деятельность лица не является самостоятельной, она не является предпринимательской. Таким образом, автор делает вывод, что самостоятельный характер анализируемого вида деятельности отличает ее как от трудовой деятельности, так и от работы по контракту.

Получение прибыли - следующий признак предпринимательской деятельности, который закреплен в отечественном налоговом законодательстве. Термин прибыль раскрывается законодателем в статье 247 второй части Налогового кодекса и используется в качестве полученных доходов, которые были уменьшены на величину произведенных расходов. Во-вторых, банковская деятельность осуществляется только специальными субъектами, к которым относится Центральный банк России и кредитные организации.

В-третьих, кредитные организации осуществляют банковскую деятельность только после того, как получат лицензию, выданную Центральным банком России и на основании такой лицензии.

В-четвертых, основным содержанием банковской деятельности принято считать совершение банковских сделок и банковских операций, а также организационные мероприятия, которые призваны обеспечить совершение подобных сделок и операций.

Таким образом, понятие банковской деятельности включает в себя огромное количество элементов, что обусловлено широтой количества компетенций, осуществляемых в рамках банковской деятельности. На наш взгляд, необходимо легальная дефиниция банковской деятельности с целью определения четкого круга деятельности субъектов рассматриваемой сферы. Кроме того, банковская деятельность обладает целым рядом специфических признаков, что обсусливает наличие целого «пласта» нормативных правовых актов регулирующих банковскую деятельность.


1.2. Источники правового регулирования банковской деятельности

Экономические преобразования в Российской Федерации обусловил необходимость создания банковского законодательства, отвечающего потребностям рыночной экономики и основным принципам его построения в зарубежных странах. Современное банковское законодательство является одним из важнейших элементов банковской системы Российской Федерации и представляет собой своеобразное структурное образование в российской правовой системе, состоящее из норм различных отраслей права, регулирующих многообразные сферы деятельности банковской системы России. В связи с этим некоторые ученые считают, что такое структурное образование является комплексной отраслью законодательства, которое включает в себя:

1. Конституцию РФ1, относящую к ведению Российской Федерации осуществление денежно-кредитной политики (п. «ж» ст. 71), определяющую органы управления банковской системой, принципы их деятельности и порядок образования. Кроме того, Конституция РФ провозглашает важнейший принципы осуществления банковских операций, а также правовой статус Центрального банка РФ (ст. 75).

2. Федеральные акты, затрагивающие в той или иной мере банковскую деятельность.

К таким федеральным законам можно отнести следующие: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон«О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии 55 )»; Гражданский кодекс РФ ч.1 и ч.2( ст. 48, в которой дается легальное определение юридического лица, а банк и кредитная организация являются юридическими лицами, в ч.2 Гражданского Кодекс законодатель определяет договоры, которые используются в банковской деятельности, так глава 42 регулирует кредит, глава 44 раскрывает договор банковского вклада, по которым банк выплачивает вкладчику проценты за пользование деньгами клиента, глава 45 – договор банковского счета, глава 46 посвящена расчетам, в которых банки и кредитные организации играют непосредственную роль); Налоговый кодекс РФ (в нем указывается, что банк является налоговым агентам по налогу на доходы физических лиц, например, в соответствии со ст. 214.2 Кодекса банк исчисляет, удерживает и перечисляет налог вкладчика, ст. 290 Особенности определения доходов банков); Трудовой кодекс РФ (ст. 349.4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников кредитных организаций); Кодекс РФ «Об административных правонарушениях » (ст.15.26 Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности);Уголовный кодекс Российской Федерации(ст.172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 185-186 «Изготовление или сбыт поддельных денег») и другие.


Специальное банковское законодательство включает в себя ряд федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность и правовой статус отдельных ее элементов. Основным законом, регламентирующим порядок деятельности банковских организаций в Российской Федерации, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности ».

Данный федеральный закон устанавливает основной понятийный аппарат, используемый в банковской деятельности, дает определение банковской системы Российской Федерации путем перечисления основных ее элементов, формулирует важнейшие принципы банковской деятельности, определяет содержание банковского продукта, устанавливает процедуру и условия регистрации кредитных организаций, порядок лицензирования банковских организаций и т.д.

Представленное законом право осуществлять банковские операции и сделки Банк России реализует только с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации и Агентством по страхованию вкладов.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки, предоставляя им краткосрочные кредиты по соответствующей учетной ставке под залог различных активов. По вопросам, отнесенным к его компетенции, регулятор издает нормативные правовые акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц. Положением Банка России от 18 июля 21 2000 г. No 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России » Банк России наделен правом дачи официальных разъяснений по вопросам применения федеральных законов и других нормативных правовых актов, не имеющих обратной силы и подлежащих регистрации в Министерстве юстиции Российской Федераци.

С этим законом довольно тесно связан Федеральный закон от 10 июля 2002 года 114 No86- 49 ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)», устанавливающий правовой статус, основы организациии деятельности Центрального банка, его функции и полномочия, а также принцип взаимоотношения с органами государственной власти.

Вышеназванные нормативные акты являются основополагающими в системе источников банковского законодательства, так как регулируют банковскую деятельность в целом, а также главный ее элемент в лице Центрального банка России.

Значимым шагом по формированию в Российской Федерации демократичной, соответствующей общепризнанными международным стандартам процедуры банкротства является принятие Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве )». Согласно данному федеральному закону, кредитная организация признается банкротом, в случае, если не способна удовлетворить предъявленные ей требования кредиторов в течение четырнадцати дней со дня их требования и( или) если после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов)недостаточна для исполнения обязательств.


Закон о банкротстве устанавливает конкретные условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. К числу указанных мер относятся оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями, изменениеиструктуры активов и структуры пассивов кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации и другие меры по предупреждение банкротства кредитных организаций.

В целях реализации эффективной валютно-экономической политики страны, а также в целях стабилизации национальной валюты внутреннего валютного рынка Российской Федерации был принят Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации ,закрепляет понятия денежных знаков, ценных бумаг, валютных ценностей, резидентов и нерезидентов, порядок перевода валюты и ценных бумаг и т.д.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. В целях демократизации валютного законодательства федеральный закон разграничивает полномочия по регулированию валютных операций между Правительством Российской Федерации и Банком России, за исключением случаев существенного сокращения золотовалютных резервов, резким падением курса валюты Российской Федерации, поддержанием стабильности платежного баланса.

В правовом регулировании банковской деятельности также необходимо отметить правотворческую деятельность Центрального банка Российской Федерации. Осуществляя контрольно-надзорные полномочия в банковской сфере, Центральный банк обладает специальным правомочием по подготовке нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции.

Правила подготовки нормативных актов Банка России утверждены Положением «О правилах подготовки нормативных актов Банка России» и устанавливаются Банком России самостоятельно.

Правовые акты Банка России носят подзаконный характер, регулируют деятельность кредитных организаций в рамках управления Банком России банковской системой, рассчитаны на неоднократное применении, обязательны для исполнения органами государственной власти, а также всеми физическими и юридическими лицами, вступают в силу в течение 10 дней со дня их официального опубликования в официальном издании Центрального банка — «Вестнике Банка России», не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено федеральными законами ,подлежат регистрации в Минюсте, за исключением случаев принятия нормативных актов, устанавливающих процентные ставки, нормативы обязательных резервов, правила бухгалтерского учета и отчетности для Центрального банка и др.